опыт работы по теме "Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Васильева Галина Андреевна
«Роль дидактических игр в формировании математических представлений у младших дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx51.49 КБ

Предварительный просмотр:

 «Роль дидактических игр в формировании математических представлений у  младших дошкольников»

     

   

№ п/п

Содержание

стр.

1.

Литературный обзор состояния вопроса

1.1 История темы педагогического опыта в педагогике

1.2 История изучения темы педагогического опыта  в образовательном учреждении и муниципальном образовании

1.3 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

2.

Психолого-педагогический портрет группы воспитанников являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта

3.

Педагогический опыт

3.1 Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте

3.2 Актуальность педагогического опыта

3.3 Научность в представляемом педагогическом опыте

3.4 Результативность педагогического опыта

3.5 Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта

3.6 Технологичность представляемого педагогического опыта

3.7 Описание основных элементов представляемого педагогического опыта

4.

Выводы

Список литературы

1. Литературный обзор состояния вопроса.

1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.

     Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

      Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Только в игре ребенок радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает новые навыки и знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

        У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят М. Монтессори и Ф. Фребель.

М. Монтессори создала дидактический материл, построенный по принципу автодидактизма, который служил основой самовоспитания и самообучения детей непосредственной образовательной деятельностью в детском саду с использованием специального дидактического материала («даров Фребеля»), систему дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию в продуктивной деятельности (лепка, рисование, складывание и вырезание из бумаги, плетение, вышивание).

Разработкой видов дидактических игр занимались следующие педагоги и психологи: А. Н. Леонтьев, А. С. Макаренко, С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, А. Валлон, Н. П. Аникеева, В. М. Букатов, О. С. Газман, Д. И. Кавтарадзе, М. В. Кларин, П. И. Пидкасистый, Л.С. Выготский, С. А. Шмаков и др.

С.Л. Рубинштейн писал: «Игра человека - порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность… В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры».

Хорошо известно высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие. Дети дошкольного возраста познают окружающий мир в игре, в труде, на прогулке, занятиях, в общении со взрослыми и сверстниками.

Французский психолог А. Валлон сравнивал дидактическую игру с вдохновенным исследованием, в котором психические функции раскрываются во всех их возможностях. Поэтому средства игры становятся сначала предметами исследования, а затем уже средствами игры. И сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию. Таким образом, дидактические игры создают прекрасные условия для воспроизведения и освоения окружающего, правил и отношений, существующих в мире.

Развитию и формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста уделяли особое внимание и такие авторы, как З.А.Михайлова,  Е.А.Носова,  Е.В.Сербина,  А.А.Столяр.  Данные авторы предлагают идею развития у дошкольников логико-математических представлений на основе использования серии обучающих игр.

1.2 История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

   Дидактическая игра использовалась в моей практике всегда. На протяжении года целенаправленно работала над отбором дидактических игр именно по формированию математических представлений.

     В результате использования дидактических игр на занятиях математики дети стали более активны, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, умение рассуждать, думать.     У детей развиваются познавательные способности, интеллект, прививаются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетические и нравственные отношения к окружающему.

     В связи с тем, что опыт моей педагогической деятельности невелик, стала изучать литературу по математическому развитию детей. Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов, психологов и практической деятельности по проблеме  сделала вывод о том, что дидактическая игра имела огромное значение в обучении дошкольников во все времена, начиная с древности. Педагогов всех времен волновала проблема развития психических и познавательных процессов у дошкольников, стимулирования их деятельности, в чем большое предпочтение отдавали именно дидактической игре.

   Изучив литературу, опыт работы коллег из других дошкольных учреждений, поставила перед собой цель: Формирование элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру.

Практическая значимость состоит в том, что была разработана система занятий с использованием дидактических игр по математическому развитию дошкольников. Материалы исследования могут быть использованы в деятельности воспитателей и родителей в работе с дошкольниками.

        1.3 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

   Дидактическая игра, несомненно, является незаменимым средством преодоления различных трудностей в умственном развитии детей.

В дидактической игре применяются знания, полученные в образовательной деятельности, обобщаются сведения, полученные посредством личного опыта, активизируются познавательные процессы и повышается уровень умственного развития отстающих детей. Дидактические игры развивают главным образом умственные способности детей. Они основаны на какой

-нибудь умственной задаче, в решении которой и заключается смысл игры.

Дидактическую игру условно можно разделить на несколько стадий.  Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо педагогу для правильной оценки эффективности игры. В отличие от учебной сущности образовательной деятельности

в дидактической игре действуют одновременно два начала: познавательное, и игровое, занимательное.

   Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, развивающаяся

потребность в общении.

   Дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные, познавательные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом - с игровыми задачами и игровым действием.

Дидактическая задача, таким образом, как бы замаскирована, скрыта от ребенка. Это и делает дидактическую игру особой формой игрового обучения и в большей мере непреднамеренного усвоения знаний и умений детьми.

   Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.  е.  основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Своеобразная структура дидактической игры является одновременно самым типичным признаком, который отличает ее от другой детской деятельности или игры, предлагаемой педагогом.

   Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача;

2) игровая задача;

3) игровые действия;

4) правила игры;

5) результат, заключение игры.

   Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.

   Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.

   Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

   Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре

правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением

детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают детей, направляют их внимание на выполнение конкретной

задачи учебного предмета.

   Подведение итогов (результат) - проводится сразу по окончании игры. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей. При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку с их помощью решаются дидактические задачи. В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Самое главное - и это необходимо еще раз подчеркнуть - дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего

непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки.

   Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным. Дидактическая игра представляет очень удачно найденную форму обучения, когда ребенок обучается играя.

Руководство дидактической игрой требует большого педагогического мастерства, такта. Решая через игру и в игре дидактические задачи, педагог должен сохранить игру - деятельность интересную, близкую детям, радующую их, содействующую общению детей, возникновению и укреплению дружбы, симпатии, формированию коллектива,

живущего по законам «детского общества».

2. Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта

   По мнению учёных, младший возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребёнка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается  опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по

представлению. Малыш правильно и по назначению употребляет окружающие его предметы. В личностном плане у него развивается воля, стремление к самостоятельности, творческая активность, познавательный интерес. Самостоятельное передвижение, активное взаимодействие с предметами и игрушками способствуют дальнейшему развитию сенсорных функций. Наиболее интенсивно развивающейся функцией в младшем возрасте является речь и познавательное развитие. С помощью взрослого ребёнок устанавливает разнообразные связи между предметами и явлениями: временные, пространственные, количественные, простейшие

причинно-следственные. Необходимость отражения этих отношений и связей разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в этом возрасте.

   В игре происходит знакомство ребёнка со свойствами предметов, развиваются его восприятие, мышление, воображение.

   Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов. 

    В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия. К концу этого возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

3. Педагогический опыт.

3.1 Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

   Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт. Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников: что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

    Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.

  1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
  2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
  3. Все психологические новообразования берут начало в игре
  4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
  5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

      На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводится большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.

    На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры.

      Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

   В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.

    Дидактические игры делятся на:        

- игры с предметами

- настольно-печатные игры

- словесные игры

  Не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

    Также необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением.

      Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

         Одним из направлений развития ребенка-дошкольника является  познавательное развитие.   Зная  о том, что игра является основным видом деятельности дошкольников, решила использовать дидактические игры в  развитии познавательных способностей дошкольников.

      Полученные в результате мониторинга данные помогли мне проанализировать как созданную в группе предметно-игровую развивающую среду, так и используемые технологии развития и обучения, взаимодействия с родителями воспитанников.

  Чтобы работа была эффективной, необходимо было создать условия, а именно организовать развивающую предметно-пространственную среду. Поэтому первым шагом было создание и совершенствование предметно-  развивающей среды и непосредственно дидактических игр. При создании среды  придерживалась  принципа доступности, новизны и учета личностно-ориентированной модели взаимодействия. Для развития игровой деятельности и поддержания у детей интереса к играм были изготовлены и приобретены игры и игровые материалы.  Например, для развития и закрепления у детей представлений о сенсорных эталонах, с помощью родителей,  приобрела «Логические блоки Дьенеша» и «Фонарики В.Воскобовича».  Своими руками, были сделаны игры «Подбери по цвету», «Спрячь мышку», «Воздушные шарики» - на закрепление цвета. «Сбор фруктов», «Три медведя» - на закрепление величины предмета и др.  

       После того, как дети овладевали игровым правилом и игровым действиями, выставляла игры для совместной деятельности со сверстниками и самостоятельной деятельности детей. 

        Так в группе появился уголок «Занимательная математика». В нем я разместила и разнообразный занимательный материал.  Игры  в уголке расположены так, чтобы каждый ребенок мог выбрать себе игру по интересам. Уголок мобильный, игры в нем меняю в соответствии с тематикой непосредственно образовательной деятельности и интересами детей.

        Предлагаемые детям игры, соответствуют возрасту детей и ориентированы на уровень их умственного развития. Организуя совместную с детьми деятельность в уголке занимательной математики, вовлекаю  в игры малоактивных и пассивных детей.  Разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых в ходе образовательной деятельности в режимных моментах и в самостоятельной детской деятельности, помогает детям лучше усвоить программный материал.

        Играя с детьми в дидактические игры, отметила их положительное влияние на формирование элементарных математических представлений у детей. Например, использовала  дидактические игры «Подбери по цвету», «Воздушные шары», «Спрячь мышку» для закрепления представлений о цветах, учила выделять цвета, отвлекаясь от других признаков. В играх «Подбери по форме», «Чудесный мешочек» учила детей выделять форму в конкретных предметах и на ощупь. В играх  с пирамидками и башенками, закрепляла у детей представления о цвете, форме, величине и размере предмета. В процессе игр у детей возникало желание узнать, как правильно выполнять задание, а затем и выполнить его.  Рассказывая детям правила игры и способ действия, учила их играть. В некоторых случаях приходилось показывать способ действия. Он содержал в себе одновременно развитие игрового действия и новое игровое правило.  Например, играя с детьми в игру «Собери пирамидку», выбирала колечко за колечком, надевала его на стержень, давала детям наглядный образец игрового действия. Затем обращала внимание детей, какая ровная и красивая пирамидка. Это потому, что мы собрали ее правильно. Играя в игру «Найди свой домик», закрепляла с детьми умение различать цвет, форму. Формировала представления о символическом изображении предметов.  Эта игра очень нравится детям. Помимо закрепления цвета и формы,  у детей развивается умение классифицировать по одному-двум признакам, расширяется словарный запас.  

      Дидактическая игра  «Разрезные картинки»  позволяла формировать  у детей представления о целостном образе предмета и его частях, кроме того, развивать внимание и восприятие. Для создания целенаправленной мотивации детей на деятельность, говорила детям, что у них должна получиться волшебная картинка для Мишки или Зайчика.

     В дидактической игре «Украсим елочку» дети учились подбирать предметы, обозначающие цвет и форму, по слову. Я рассказывала детям о том, что скоро праздник Новый год.  Все будут наряжать елки.  Елка будет и у нас в группе, но не настоящая, а игрушечная. Мы ее сами нарядим, но есть одно условие: шар будете вешать того цвета, который я назову. Дети наряжают елку сначала разноцветными шарами, а затем и разноцветными игрушками. В данной игре развиваются не только познавательные, но и речевые способности детей: дети называют игрушку, которую берут и ее цвет и форму. Или же после того, как елка украшена, дети перечисляют, какого цвета игрушки на елке. Дети самостоятельно выполняют задание, но в случае затруднения, обращаю внимание на шар такого же цвета: Найди игрушку такого же цвета, как этот шар».

      Для развития представлений у детей о сенсорных эталонах – цвете, форме, величине, толщине использовала логические блоки Дьенеша.  Сначала дала детям их для рассматривания. Манипулируя ими, дети выясняли, что каждая фигура имеет цвет, форму, размер и толщину. Затем, осваивая качества логических блоков, дети играли с ними как с конструктором, называя одно из свойств  предмета.  

       Когда дети научились находить предметы по одному свойству, задания стала усложнять:   учились различать и находить предметы по форме, цвету и величине. Сначала зрительно, а затем и на ощупь (игры «Найди такой же» и «Чудесный мешочек»).  Следующие игры были сложнее предыдущих, например, «Выложи дорожку с условием, чтобы фигуры не повторялись по форме или цвету», «Подари Хрюше все красные фигуры, а Степашке – все не красные». В работе с блоками использовала карточки-схемы, символы.

       Дидактические игры с использованием блоков Дьенеша, способствуют активизации мыслительной деятельности детей младшего дошкольного возраста, формированию элементов логического мышления, повышению интереса к образовательной деятельности.

      Заканчивая игру, считаю должным вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно говорю: «В следующий раз будем играть ещё лучше» или: «Новая игра будет ещё интереснее». И с учетом этого, разрабатываю варианты знакомых детям игр и создаю новые, полезные и увлекательные.

     Чтобы знания, даваемые детям в процессе дидактических игр, не были разрозненными, составила перспективный план дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста. Игры были распределены в порядке усложнения заданий - от простого к сложному. Все игры распределила по  группам.

      В первую группу вошли игры, где закрепляются представления о цвете предмета, о его  форме. Дети знакомились с сенсорными эталонами, учились подбирать предметы по цвету, обследовали форму предмета зрительно, затем на ощупь, учились сопоставлять форму предмета с геометрическими образами. Играя в такие игры, как «Подбери по цвету», «Спрячь мышку», «Воздушные шарики», закрепляли с детьми   цвет предмета. Игры из этой группы помогали формировать у детей  цветовые представления. Дети учились соотносить цвета разнородных предметов. Игры «Чудесный мешочек», «Найди предмет по форме»  помогали закреплять знания детей о форме предмета, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

      Во вторую группу вошли игры, знакомящие детей с новым качеством – величиной. Дети учились определять величину предмета различными способами. В данную группу вошли игры «Сбор фруктов», «Три медведя».  Они позволяли развивать у детей глазомер при выборе предмета определенной величины.

      В третью группу вошли игры на ориентировку в пространстве. Такие игры, как «Кукла Маша купила мебель» и «Новоселье куклы» позволяли учить детей ориентироваться в пространстве, развивали у них образное мышление.

       В четвертую группу  вошли  игры на развитие психических процессов: внимания, воображения, например «Веселый гном», «Найди ошибки». Цель данных игр: развивать внимание, воображение.

     План разбила поквартально. При составлении плана на квартал следила за тем, чтобы в него входили игры из каждой группы.

     Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, на мой взгляд, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

      Следующим шагом продумала возможность использования игр в непосредственно образовательной деятельности.

       Непосредственно образовательную деятельность по формированию у детей элементарных математических представлений провожу в игровой форме, что соответствует возрастным особенностям детей младшего дошкольного возраста. Определяя объем знаний, опираюсь на результаты диагностики и собственные наблюдения, чтобы не допустить недооценки и переоценки возможностей малышей, и избежать их пассивности в ходе образовательной деятельности.

    Включаю дидактические игры непосредственно в содержание образовательной деятельности, как одно из средств реализации программных задач. Если в ходе непосредственно образовательной деятельности использую дидактическую игру, то ее место  в структуре непосредственно образовательной деятельности определяю в соответствии с целью, назначением и содержанием образовательной деятельности.

      Есть занятия, полностью состоящие из набора дидактических игр, объединенных одним сюжетом или игровым персонажем. Например, в гости к детям часто приходят Хрюша и Степашка и приносят им задания. Или же дети отправляются в гости к Мишке, преодолевая по дороге ряд препятствий и решая занимательные упражнения.  

     Организуя дидактические игры в непосредственно образовательной деятельности в режимных моментах и самостоятельной детской деятельности, закрепляю, углубляю, расширяю представления детей, одновременно решая обучающие и игровые задачи.

   Деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители. Поэтому родители являются моими помощниками. В уголке для родителей постоянно размещаю информацию о развитии элементарных математических представлений и о роли дидактических игр в данном процессе. Для ознакомления родителей со своей работой, в рамках родительского собрания провела открытый показ непосредственно образовательной деятельности «Поиграем с пирамидками». По просьбе родителей провела практикум по играм с логическими блоками Дьенеша. В конце собрания каждый из родителей получил памятку «Примерные варианты игр с блоками Дьенеша».

        3.2 Актуальность педагогического опыта.

   Ни для кого не секрет, что познание ребёнком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная картина мира. Сознание маленького ребёнка синкретично, благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично.

       Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие.  Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира. Все полученные знания и умения закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Основное назначение их – обеспечить детей знаниями в различении, выделении, назывании множества предметов, чисел, геометрических фигур, направлений. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

     «Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от детей. И сколько радости они получают, когда мы соглашаемся хоть на несколько минут побыть больными или пассажиром, учеником или серым волком. Однако игра - это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.

Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребёнка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина.

 Заинтересовавшись этим вопросом, я взяла тему по самообразованию «Формирование элементарных математических представлений детей младшего возраста через дидактическую игру». В рамках работы по самообразованию, разработала план своих действий по теме, провела диагностику детей, взяв за основу диагностическую карту оценки уровня проявлений ребенка в логико-математической деятельности, разработанную З.А.Михайловой,  И.Н.Чеплашкиной.

На основе наблюдений за ребенком в совместных с педагогом организованных видах деятельности  и самостоятельных играх; на основе оценки результатов выполнения ребенком различных действий в специально разработанных игровых упражнениях, были сделаны следующие выводы:

-  в начале года дети не различали предметы по размеру;

- затруднялись в определении  цвета и формы;

- в дидактических играх математического содержания дети не соблюдали последовательность игровых действий, не проявляли инициативы, предлагая свой ход развития событий в игре;

- игровые действия детей не проявлялись в речи (дети не могли пояснить, что сделали, что получилось и почему).

Задачи:

  • создать условия, способствующие освоению детьми свойств предметов, отношений идентичности, порядка, простых зависимостей между предметами в повседневной детской деятельности, в процессе игр и практических действий;
  • развивать самостоятельность познания, поощрять проявление детской инициативы;
  • поощрять детей в освоении и применении познавательных и речевых умений по выявлению свойств и отношений, речевых высказываний в процессе игрового сотрудничества;
  • организовать разнообразную, интересную детям деятельность, направленную на их сенсорное развитие.

   Гипотеза исследования: использование дидактических игр в процессе обучения способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.

   Объект – элементарные математические представления у дошкольников.

   Предмет – дидактические игры при формировании элементарных математических представлений у дошкольников. 

   Ведущая идея опыта. Дидактическая игра является и игровым методом формирования у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений, и формой организации данного вида деятельности, и самостоятельной игровой деятельностью, а главное, средством всестороннего развития личности ребенка. Поэтому ведущей педагогической идеей моего опыта является создание эффективных условий для формирования у детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр в разного рода видах деятельности детей, посредством дифференциации и индивидуализации процесса воспитания, развития и обучения детей младшего дошкольного возраста.

   Диапазон опыта представлен различными видами дидактических игр, которые используются  как в непосредственно образовательной деятельности,  в образовательной деятельности в режимных моментах, так и в   самостоятельной деятельности детей, как в  групповой так и в индивидуальной работе.  Дидактические игры  пронизывают весь процесс развития, воспитания и обучения дошкольников. Это позволяет обеспечить оптимальные условия формирования элементарных математических  представлений  детей дошкольного возраста.

   

                

3.3 Научность в представляемом педагогическом опыте.

Сегодня, а тем более, завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с

самого раннего возраста. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка. Исследуя литературу по дидактическим играм и упражнениям, я пришла к выводу, что данный метод является новым в современной педагогике. Научная новизна опыта состоит в том, что в своей работе я предлагаю подробное исследование, что способствует повышению уровня элементарных математических представлений детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями.

Основополагающими принципами данного опыта являются: развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным, если:

  • учитываются особенности психики ребенка;
  • учитываются общие особенности детей;
  •  воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;
  •  используются специальные методические материалы по математике для работы с детьми.

   В процессе обучения дошкольников математике игра непосредственно включается в занятие, являясь средством формирования новых знаний, расширения, уточнения, закрепления учебного материала. Дидактические игры оправдывают себя в решении задач индивидуальной работы с детьми, а также проводятся со всеми детьми или с подгруппой в свободное от занятий время. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.

   Образовательно — воспитательный процесс по формированию элементарных математических способностей я выстраиваю с учётом следующих принципов:                                                                                                    1. Доступность — соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.                                    2. Непрерывность — на сегодняшнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа.                            3. Целостность - формирование у дошкольников целостного представления о математике.                                                                                                                  4. Системность – этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о математике в различных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.                         5. Наглядность.                                                                                                         6. Повторность.                                                                                                                            7. Научность.

   Развитие элементарных математических представлений у дошкольников будет успешным, если:

-учитываются особенности психики ребенка;

-учитываются общие особенности детей;

- воспитатель ориентируется на развитие личности дошкольника;

- используются специальные методические материалы по математике для

работы с детьми.

В настоящее время проблему формирования элементарных математических представлений разрабатывают как

зарубежные, так и отечественные педагоги.

При определении актуальности проблемы я исходила из конкретного опыта работы, анализа литературных

источников по рассматриваемой проблеме.

Процесс формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет

более эффективен при использовании на занятиях игровых методов и приемов.  

3.4 Результативность педагогического опыта.

   В дошкольном возрасте закладываются основы необходимые ребенку в школе. И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого непосредственная образовательная деятельность должны проходить в увлекательной игровой форме.

   Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

   Таким образом, в игровой форме формирование у ребенка знания из области математики научит его выполнять различные действия, разовьёт память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, ориентироваться на плоскости, во времени, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.

   Основными направлениями совершенствования педагогической работы являются:

- широкое использование дидактических, развивающих игр в непосредственно- образовательной деятельности с детьми по формированию элементарных математических представлений;

- системность в применении дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у дошкольников;

- активное включение родителей в процесс интеллектуального развития ребёнка путём повышения их педагогического мастерства через взаимодействие с воспитателем.

   Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Подтверждением того служат результаты мониторингов по формированию элементарных математических представлений посредством дидактических игр у детей.

   Стимулирующим фактором для меня является интерес детей к играм, т.е. дети часто просят поиграть в понравившуюся им игру, и мне виден результат моей работы.

3.5 Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта.

Новизна опыта состоит в создании системы и определении эффективных условий применения дидактических игр, направленных на формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.  

   Прослеживается чёткая связь между разными видами деятельности: речевой, познавательной, изобразительной, игровой, музыкальной, свободной самостоятельной деятельностью. Опыт систематизирован в едином контексте с большим содержанием практического, игрового и текстового материала.

   Созданы условия соответствующей развивающей среды в группе; усовершенствована система работы с родителями путем сотворчества и приобщения родителей к активному участию в воспитании детей:

- родительские собрания;

- мастер-классы по изготовлению дидактических игр совместно с родителями;

- анкетирование;

- консультации и памятки.   

3.6 Технологичность представляемого педагогического опыта.

   Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Эта проблема очень актуальна, ей посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом.

   Психологи и педагоги (А.Н. Леонтьев, А.М. Фонарев, С.Л. Новоселова, Н.М. Аксарина, В. В. Гербова, Л.Н. Павлова) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребенка позволяет грамотно строить свое взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в младшем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.

 В процессе работы был собран материал по использованию дидактических игр, создана развивающая среда в группе, разработана картотека дидактических игр по ФЭМП, разработан проект по сенсорно-математическому развитию «Разноцветное настроение», в основе которого лежат дидактические игры по математическому развитию.

4.Выводы

1. Опыт работы показал, что использование дидактических игр на занятиях благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей, что подтвердило мою гипотезу.

2.Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом моего дальнейшего исследования.

3.Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет  мне  искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений у малышей.

4. Дидактические игры дают большой заряд положительных эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике.

 В ходе становления опыта я проанализировала психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, рассмотрела и проанализировала особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников, провела исследование по формированию элементарных математических представлений у дошкольников с использованием дидактических игр.

    Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике дидактических игр, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

    Чтобы ребенок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

   Мастерство воспитателей возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы дошкольников в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности дошкольников разнообразными, творческими, продуктивными. Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование деятельности.

     Обучая маленьких детей с использованием игровых приемов, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость к учению.

     В ходе исследования была подтверждена гипотеза о том, что применение дидактических игр способствуют повышению уровня сформированности элементарных математических представлений у дошкольников.

Литература

  1. Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2014г.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детского сада. – М., 1991. – 160 с.
  3. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
  4. Панова Е. Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. – 79 с.
  5. Попова Г.П., В.И. Усачёва. Занимательная математика: Материалы для занятий и уроков с дошкольника и младшими школьниками. – В.: Изд. «Учитель», 2007.
  6. Дьяченко О.М., Агаева Е.А. Чего на свете не бывает. – М.: Знание. 1994. – 157с.
  7. Ерофеева Т.И. Математика для дошкольников. – М.: Просвещение.  - 1992. – 80с.
  8. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение. 1990. – 93с.
  9. Столяр А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение. 1991. – 79с.
  10. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль. – 1996. – 260с.
  11. Сайт "Дошкольное образование" (программы, различные виды планирования, конспекты занятий         http://www.twirpx.com/files/pedagogics/preschool/
  12. .Международный образовательный портал Maam.ru (конспекты занятий, методические разработки, сценарии праздников).
  13. Социальная сеть работников образования nsportal.ru.
  14. Козлова В. А. Дидактические игры по математике для дошкольников. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 16 с.
  15.  Колесникова Е. В. Математика для детей 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 48с.
  16. Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду. – М.: Просвещение, 1984. – 175с.
  17. Смоленцева А. А. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. – М.: Детство - Пресс, 2004. – 112с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр

I.Введение     Глава I. Дидактическая игра как средство развития математических представлений  у детей младшего возраста.1.1. Психологические  особенности  обучения ...

Дидактические игры по развитию математических представлених для детей младшего дошкольного возраста.

картотека дидактических игр по рарвитию математических представлений у дошкольников....

Роль пальчиковых игр в формировании математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

   Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, помогают проявить творческие способности, фантазию, способствуют формированию математических представлений. Одни...

Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Проблема использования дидактических игр в процессе формирования математических понятий на занятиях с детьми дошкольного возраста в настоящее время очень актуальна.Актуальность данной проблемы обуслав...

Консультация для родителей «Дидактические игры для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Дидактические игры для формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»...

Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр

Проблема использования дидактических игр в процессе формирования математических понятий на занятиях с детьми дошкольного возраста в настоящее время очень актуальна.Актуальность данной проблемы обуслав...