Экспериментирование
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему

Зимина Марина Сергеевна

НОД Экспериментирование, подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_eksperimentirovanie.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное дошкольное образовательное

учреждение города Омска «Детский сад №336»

Конспект познавательной деятельности

(ознакомление с окружающим миром)

Тема непосредственно образовательной деятельности:

«Экспериментирование с песком и глиной»

Подготовительная группа

Разработал воспитатель

Зимина Марина Сергеевна

г. Омск-2016 г

Целевые ориентиры:

- Владеют знаниями о живой и неживой природе.

Задачи:

— Познакомить детей со свойствами песка (установить его сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду, состав);

— Закрепить знания о глине (вязкая, пластичная, труднопроходимая для воды);

— Учить грамматически правильно строить предложения в диалоге;

Активизировать словарь:  высыпается, слипается,  сыпучий, просочилась;

— Воспитывать бережное отношение к живой и не живой природе, усидчивость, умение работать в коллективе, соблюдать правила безопасности.        

Материал и оборудование: песок, глина, две 3-х литровых банки, 2 обрезанные бутылки, два  лотка, небольшая емкость с водой и мерная кружка, лупы по количеству детей, картинки с изображением песка и глины (разные по цвету), магнит, песочные часы, формочки для изготовления фигурок, картинки с изображение песка и глины разного цвета и местонахождения их в природе.

Предварительная работа.

— Рассматривание фотографий, иллюстраций. Беседы о том, как человек использует песок и глину.

— Рассматривание детской энциклопедии.

Мотивация детей

Воспитатель: Ребята, здравствуйте!

Вы уже совсем большие, ходите в подготовительную группу, скоро выпуститесь из детского сада! А что вы будете делать потом?

Дети: Пойдем в школу!

Воспитатель: Все верно, в школу! Вы будете самостоятельно  добывать знания, ставить эксперименты! А что такое эксперименты? И где и как их проводить?

Дети: Эксперименты – это опыты и проводят их в лаборатории! Только со взрослыми!

Воспитатель: Как интересно! А где нам найти такую лабораторию?

Воспитатель: Я заметила что-то очень интересное у нас в группе! Как вы думаете что это?

Большими буквами написано «Научная лаборатория»

Воспитатель: Подойдем поближе.  Здесь все так сложно, столько всего, как же нам быть?! Вы поможете?(Воспитатель одевает белый халат) Я буду старшим научным сотрудником, а вы младшими!

На первом столе возле доски расположены два контейнера, один с песком другой с глиной. Дети внимательно рассматривают их, трогают, рассказывают, что это такое.

Воспитатель: Для того чтобы узнать что такое песок и из чего он состоит мы возьмем лупу и внимательно рассмотрим его!

Песок это мелкие камушки разного цвета, формы и размера, в песке находится песочная пыль и мелкие частички металла! Чтобы в этом убедиться возьмем магнит и опустим его в песок. Частички металла прилипнут к нему.

Воспитатель: Что же такое глина? Глина это осадочная порода, вторичный продукт земной коры. Глина тоже бывает разного цвета: коричневого, желтого, белого, красного, серого, черного.

Воспитатель: Приглашаю вас всех подойти к этому столу и внимательно посмотреть, что сейчас будет происходить.

Создать в 3-х литровых банках (по очереди) воздушный поток – ветер.

— Что происходит с песчинками? Они легко двигаются, сдуваются (Предложить детям рассказать в каких местах такое можно встретить - в пустыне)

— А что мы видим в банке с глиной? Комочки сдуваются труднее, а многие и просто не двигаются.

Воспитатель: Можно сделать вывод о том, что сухие песчинки легко сдуваются, убегают от ветра, а слипшиеся частички глины почти неподвижны, это нам наглядно показал проведенный эксперимент. Какого цвета бывают песок и глина, где в природе их можно встретить?

        Подвижная игра «Песок и глина»

Воспитатель: Вам потребуется   много внимания и умения действовать в команде.

Дети делятся на две команды: «Песчинки» и «Глина». «Песчинки» стоят свободно, «Глина» взявшись за руки. Под музыку дети двигаются «Глина» группой, «Песчинки» рядом друг с другом. По команде: «Ветер» — «Песчинки должны разлететься в разные стороны, а «Глина» встать дружной кучкой.

После 2х повторов команды меняются местами.

Воспитатель : А теперь приглашаю всех к другому столу, где мы проведем другой эксперимент.

— Посмотрите на эти емкости (бутылки, с обрезанным дном, перевернуты горлышком, заткнутым поролоном, вниз) и назовите, что в каждой из них находится. Правильно, в одну бутылку я насыпала песок, в другую мелкие камешки, в третью глину.

— В эти бутылки мы нальём воды, и мы понаблюдаем, где быстрее просочится вода.

Дети по очереди наливают в бутылки немного воды и внимательно смотрят, как вода просачивается в лоток под бутылками.

Воспитатель: Сделаем вывод в какой из бутылок вода просочилась быстрее всего и почему?

(Там где мелкие камешки, между ними больше свободного пространства, вода быстрее убегает).

— Как вы думаете, песок и глина – это живая природа или неживая?

— Почему? (Живое рождается, растет, развивается, стареет и умирает)

Воспитатель: Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить сколько прошло времени?  Когда песок из одной емкости пересыпается в другую пройдет 5 минут. Как вы думаете, можно ли сделать глиняные часы? Почему?  Можно сделать вывод что песок сыпучий, песчинки не держатся друг за друга, а частички глины плотно расположены друг с другом.

Воспитатель: Предлагаю вам полепить! Из чего это можно сделать? Как вы думаете можно ли будет играть фигурками, слупленными вами из глины и песка, после высыхания? Почему?         

Итог:

Воспитатель: Где мы сегодня побывали? Кем мы были? Что же интересного вы сегодня узнали?

Что нового? А с чем уже сталкивались?

Рефлексия: Что понравилось?

Что вызвало затруднения?

Воспитатель: Спасибо, ребята, я уверена ,что в школе вам не составит труда провести эксперимент и показать всем свои знания, молодцы!

Литература:

1. А.И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» творческий центр Москва. 2007 г.

2. А.И. Иванова «Живая экология» Творческий центр Москва. 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Экспериментирование» (технология экспериментирования) «Зачем нужна вода»

Цель:Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.Задачи:Образовательные:1.Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям...

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группе тема: «Лаборатория «Юные исследователи»» в рамках недели "Наука и экспериментирование"

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группетема: «Лаборатория «Юные исследователи»»в рамках недели "Наука и экспериментирование...

Конспект занятия-экспериментирования во II младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)

Цель занятия: формировать у детей представления о свойствах воды; развивать интерес к познанию окружающего мира....

Методические рекомендации для воспитателей по экспериментированию. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»С.Л. Рубинштейн...

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Мастер- класс для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Презентация, текст к презентации и пошаговая инструкция Мастер- класса для педагогов  по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовател...