Хороводы как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.
консультация (подготовительная группа) на тему

Щеглова Надежда Валентиновна

Сообщение-консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_horovody_kak_sredstvo.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Хороводы как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры

  Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить.

   На сегодняшний день большинство молодых родителей не знают народных песен, хороводов, а музыка для них имеет развлекательное значение.

   Вот почему она актуальна на сегодня. Это тема интересная не только для детей, но и родителей. Она знакомит их с обычаями, традициями, обрядами в игровой форме. Отмечая народные праздники, мы наблюдаем, как передаются фольклорные песни, народные традиции от поколения к поколению. Все в жизни меняется, только народные песни и  игры остаются неизменными. Русские народные развлечения очень любят дети. Они узнают очень много нового из истории своего народа, его традиций.

   Во время подготовки к нашим развлечениям мы познакомились с истоками русской культуры, с народными праздниками: «Покров», «Рождество», «Масленица», «Благовещение», «Троица» и т.д. Мы играем в русские народные  игры, поем много русских песен, водим хороводы, в которых так хорошо сочетается и пение, и движение.       Хоровод – это фольклор, а фольклор это прекрасное средство развития эмоциональной сферы развития дошкольника, развитие образного мышления и эмоционально-ценностного отношения к русскому народу, его традициям.

Немного истории

  Веками хороводы являлись частью календарных обрядов. Также они были важным средством обучения молодого поколения танцевальному и поэтическому искусству. Содержание первых хороводных игр раскрывалось в сюжете песни, которую исполняли участники, передвигавшиеся по кругу. Такие песни могли рассказывать о любви парня и девушки, крестьянской работе, злой мачехе, охотнике, который ранил или убил зверя, зайке, воробушке или об оленихе, потерявшей своих детенышей. Движения, как правило, были незамысловатыми и полностью подчинялись ритму песни, которую исполняли участники хоровода. Главные исполнители находились в центре круга. Они вели диалог с участниками, двигающимися по кругу. Иногда содержание песни раскрывалось при помощи пантомимы.

  В большинстве случаев хороводов исполнялись девочками. Хотя мальчики часто становились участниками хороводов в 14-15 лет. В таком возрасте они уже считали себя юношами и начинали больше интересоваться девушками. Недаром восточные славяне называли хороводом молодёжные игры, сопровождаемые особенным общим танцем. Историки же заявляют, что хоровод – это самый древний русский танец. В современном мире хороводные игры утратили своё былое значение и превратились в один из способов развития детей. Хотя до сих пор сохранились народные тексты, сопровождавшие эти игры.

   Водить хороводы начинали после Святой недели (Пасхи) и заканчивали на Покров. 

   Основой  хоровода является исполнение хороводной песни всеми его участниками. Но участники не только поют, они движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Танец, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Очень точно говорят в народе про эту связь: «Песня, игра и пляска в хороводе неразлучны, как крылья у птицы». Определение хоровода было бы не полным, если бы  не сказать, что хоровод объединяет и собирает большое количество участников.

  Хоровод  является уникальным средством обеспечения эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста, поскольку она учитывает возрастные психофизиологические особенности ребенка, его интересы и творческие возможности. Это своеобразная начальная школа по освоению навыков сотрудничества: здесь отрабатывается и умение действовать в рамках правил, и способности эмоционально откликаться на состояние другого, «болеть» за партнера, формируются навыки взаимовыручки и чувства локтя, а также множество других качеств, необходимых ребенку для полноценного самоощущения в детском коллективе.

    Хоровод в детском саду имеет свои особенности: большое количество рисунков, множество построений и перестроений, но его движения наиболее просты и понятны  в изучении детям.

   Но есть три фольклорных правила хоровода, которые нужно выполнять всем участникам:

*Когда держишься за руки, правая рука «открыта»(повернута ладонью вверх), левая -«закрыта» (повернута ладонью вниз).

*С кем оказался рядом, с тем и танцуешь.

* «Не теряй улыбку»       

  Эти  правила  отражают  базовые  социальные  принципы:  умение  «брать  и  отдавать»,  принимать  любого  человека  в  общее  дело  и  выражать  своё  доброе  отношение  к  людям.

Все хороводы можно разделить на орнаментальные и на игровые . 

Орнаментальные (плясовые) хороводы

  В орнаментальных хороводах тексты песен, исполняемые во время танца, не содержат конкретного действия, ярко выраженного сюжета, участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры-орнаменты. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связаны с образами русской природы, коллективным трудом. Песню поют все участники хоровода. Запевала только начинает, задавая тон и устанавливая темп. Участники подхватывают и продолжают петь до конца. Исполнение каждого орнаментального хоровода отличается строгостью форм и малым количеством фигур.      Весь хоровод чаще всего состоит из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.  Орнаментальный хоровод может исполняться и под оркестровое изложение р.н.песни.

Игровые хороводы

  В песнях игровых хороводов есть действующие лица, игровой сюжет. Содержание песни разыгрывается в лицах, и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов играют различные образы, характеры героев. Темы таких хороводов отражают жизнь и быт народа: трудовые процессы, любовная и сказочная темы и т. д. В отличие от орнаментальных хороводов, в них рисунок проще, нет такого разнообразия танцевальных фигур. С точки зрения композиции эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами.

  Во время проведения хоровода важно помнить о выразительном, распевном и ритмичном произнесении текста.

  Сюжетно – образные движения вызывают живой интерес у детей. Они создают своеобразную игровую ситуацию и являются ценным моментом развития воображения  дошкольников. Перед детьми ставятся творческие задания, которые позволяют им выполнять движения имитации разнообразных трудовых процессов, повадок животных и птиц. Своеобразная игровая ситуация, побуждает детей к творчеству и, следовательно, способствует его развитию.  А разнохарактерность персонажей не даёт возможности детям подражать друг другу, (ведь тяжеловесный медведь не может двигаться также как грациозная лиса), это побуждает каждого ребёнка самостоятельно искать выразительные движения.

      Русский хоровод отличается самобытным, ярким национальным колоритом, позволяет «заразиться» силой и свободой движения, даёт возможность почувствовать себя частицей единой стройной системы – и в результате получить огромный положительный эмоциональный заряд. Таким образом, хоровод  является  одним  из  средств  не  только  эстетического,  нравственного,  но  и  патриотического  воспитания  дошкольников.            Результатом  постоянных и систематических занятий  с детьми является  проявление их детской активности на праздниках и развлечениях с элементами фольклора. Эти праздники очень любимы детьми, сотрудниками и родителями. Детей они привлекают всем: русским народными хороводами, яркими костюмами, оформлением зала в народном стиле. Готовясь к таким праздникам, я много рассказываю детям о народных традициях, обрядах, о красоте родной природы, о том, как бережно и трепетно нужно относиться к ней, стараюсь, чтоб в сценарии каждому ребёнку была выделена какая-либо роль, соответственно возрасту и творческим возможностям.    

      Практика показывает, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для приобщения ребёнка к фольклору. Народное творчество, благодаря своим замечательным свойствам, даёт ни с чем несравнимые возможности для накопления музыкально-звуковых впечатлений,  представлений об искусстве русского хоровода и приобщению детей к истокам народной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Народная кукла - средство приобщения детей к истокам русской народной культуры" Мастер - класс

В мастер-классе представлены: психогимнастическое упражнение "Здравствуйте", типы и назначение народной куклы,  фольклорная кукла в арт-терапии, технология изготовления игровой куклы "Зайчик - на...

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

Проект "Русские народные игрушки и игры" как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"

Как жили люди на Руси? Чем занимались? В какие игры и какими игрушками играли? Данный проект поможет ответить на все вопросы....

Проект «Мини-музей «Русская изба» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Региональный компонент – социально значим и необходим в работе с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем ...