Главные вкладки

    «Развитие тактильных ощущений у детей раннего возраста»
    учебно-методический материал на тему

    Гончарова Анна Анатольевна

    «Развитие тактильных ощущений у детей раннего возраста»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл goncharova_a.a._opyt_raboty_15-16.docx22.39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино» п. Пруды

    ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ

    ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

    Гончаровой Анны Анатольевны

    Воспитатель

     (Должность)

    «Развитие тактильных ощущений у детей раннего возраста»

    (Название темы)

    Сентябрь 2015 год

    (Начало изучения темы)

    Май 2016 год

    (Окончание изучения темы)

    п. Пруды 2016

    Цель:

    повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

    Задачи: 

    Работа над программой профессионального самообразования поможет мне:

    - расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста.

    - обогатить развивающую среду группы по развитию кинестетики (создание и приобретение  новых игр при участии родителей)

    Актуальность:

    Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего  окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне:

    - научить детей различать основные цвета;

    - познакомить детей с величиной и формой предметов;

    - сформировать навыки самостоятельной деятельности;

    - повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

    - развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

    - сплотить детский коллектив.

    - развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

    - совершенствовать движения рук, развивая психические процессы:

    * произвольное внимание;

    * логическое мышление;

    * зрительное и слуховое восприятие;

    * память;

    * речь детей.

    Ожидаемые результаты:

    Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

    Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

    - Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

    - Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.

    Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.

    У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их.

    Выход темы: 

    - консультация для родителей

    - родительское собрание «Путешествие в страну сенсорику»

    - картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей раннего возраста

    Формы работы с родителями и детьми:

    - Родители:

    - сотрудничество через консультации,

    - родительские собрания,

    - беседы,

    - совместное изготовление и приобретение дидактического материала.

    - Дети:

    - специальные занятия по сенсорному воспитанию

    - сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию

    - Дидактические игры на развитие тактильных ощущений

    - Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы.

    - Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

    - Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

    Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую литературу, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников.

    В ходе реализации своего проекта я разработала подборку дидактических игр:

    - Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

    Таким образом, этапы моей работы можно представить следующим образом:

    1 этап – информационно-аналитический и методическая работа. На данном этапе решалась первая задача работы: Сбор и анализ информации по данной проблеме

    2 этап – проектировочный.

    3 этап – творческий. Приобретение и создание дидактических игр на развитие сенсорных навыков.

    4 этап – создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление картотеки.

    Методическая  работа

    Формы работы

      Сроки

       Фома отчета

    Сбор и анализ информации, работа с методической и периодической литературой

    Сентябрь 2014г.

    Список использованной литературы

    создание предметно-развивающей среды по сенсорике окружающей ребенка.

    В течение года.

    Наличие игр по сенсорному развитию

    Проведение консультации для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста через дидактические игры»

    Январь 2015г.

    Конспект консультации

    Подготовка и проведение  родительского собрания

    Апрель 2015

    Конспект родительского собрания, фотоотчет о мероприятии

    Работа с детьми

    Формы работы

      Сроки

       Фома отчета

    специальные занятия по сенсорному воспитанию

    В течение года

    занятия, в которых используют дидактические игры и упражнения со специально разработанными пособиями (вкладыши и решётки, цветные палочки)

    В течение года

    сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, (использование нетрадиционных техник рисования) 

    В течение года

    Работы детей и фотоотчет

    Дидактические игры на развитие тактильных ощущений:

    - «Чудесный мешочек»

    - «Определи на ощупь»

    - «Узнай фигуру»

    - «Найди пару»

    Сентябрь – ноябрь 2014г.

    картотека

    Отчет по самообразованию

    Май 2015г.

    Отчет по самообразованию за 2015-2016 учебный год по теме:

         Именно использование дидактической игры помогло мне повысить у детей уровень сенсорного воспитания (кинестетики), сформировать знания по сенсорному развитию. Через дидактическую игру дети познакомились с сенсорными эталонами, со способами обследования предметов. У детей сформировалось умение точно, полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.

    Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль в сенсорном воспитании играет дидактическая игра.

    Поэтому, можно сделать вывод, что для формирования сенсорной культуры у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием дидактических игр, а также использовать дидактическую игру в свободной деятельности детей.

                               

    Список использованной литература:

    1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

    2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

    3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

    4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

    5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М.: Обруч, 2012г

    6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е. Н. Панова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. .

    7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

    8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

    9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

    10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

    11. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.

    12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста».    М., 1996.

    13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.

    14. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пособия для развития тактильных ощущений у детей первого года жизни

    Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром. С первых дней жизни информацию о нем младенец получает от ухаживающего за ним взрослого, мамы. Ощущения, п...

    Развитие тактильных ощущений у детей.

    Тактильные ощущения – одна из форм общения ребенка раннего возраста с окружающим миром....

    ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие тактильных ощущений у детей раннего возраста»

    ОТЧЕТПО САМООБРАЗОВАНИЮГончаровой Анны АнатольевныВоспитатель (Должность)«Развитие тактильных ощущений у детей раннего возраста»...

    Сборник игр на развитие тактильных ощущений для детей младшего дошкольного возраста.

    Сборник игр на развитие тактильных ощущений для детей младшего дошкольного возраста....

    «Развитие тактильных ощущений у детей с тяжёлыми множественными нарушениями развития в работе учителя – логопеда» проект

    С каждым годом  в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Во всех возрастных группах  всё чаще появляются...

    Развитие тактильных ощущений у детей младшего возраста

    Консультация для педагогов "Развитие тактильных ощущений у детей младшего возраста"...

    Игра на развитие тактильных ощущений у детей младшего возраста" Чудо слоник"

    Игра " Чудо слоник" создана мною по принципу и подобию игры"волшебный мешочек".Дети младшего возраста очень любят играть в такую игру,когда надо угадывать предмет на ощупь,называть...