консультация для педагогов
консультация на тему

Юлия Казанина

на тему"Чтение художественной литературы дошкольниками. подходы к пониманию и формы реализации."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_1.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации.

Комитет по образованию и делам молодежи Алтайского края.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детского сада «Вишенка».

Консультация для воспитателей

на тему: «Чтение художественной литературы дошкольниками. Подходы к пониманию и формы реализации»

                                                                                Подготовила:

                                                                                Казанина Ю.С.

с. Алтайское

2014

Образовательная область «Чтение художественной литературы» должна быть направлена на достижение такой цели, как формирование интереса к чтению (к восприятию) книг и потребности в них через решение следующих задач:

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

-развитие литературной речи;

-приобретение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

Подобное представление о целевой направленности чтения дошкольниками художественной литературы требует от специалистов скорректировать представление о самом понятии чтение дошкольников.

Чтение традиционно понимается как воспроизведение ребенком вслух печатного слова (текста). Обучение к чтению вслух - это не только обучение к чтению, сколько обучение устной речи и развитие артикуляционного аппарата.

В процессе слушания того, что читают взрослые, у ребенка включаются три из четырех сфер читательской деятельности:

- эмоции

-воображение

- реакция на содержание текста

Четвертая сфера, то есть реакция на художественную форму, у детей 5-7 лет практически не вовлекается в процесс чтения.

Однако даже три сферы читательской деятельности, задействованные при восприятии старшими  дошкольниками текста, который читает взрослый, говорят о том, что они вовлекаются не в процессе слушания, а скорее в процессе чтения. Вид речевой деятельности , когда текст воспринимается на слух и при этом  обеспечивается включение эмоций, воображения и реакции на содержание прочитанного, мы называем чтением-слушанием.

Безусловно, чтению-слушанию детей надо учить, и старший дошкольный возраст мы рассматриваем как сенсетивный для решения этой задачи, многие беды в будущем освоения курса школьной литературы коренятся именно в том, что в старшем дошкольном возрасте ребенка учили воспринимать художественный текст как художественный.

Сегодня стоит задача преодолеть прагматический подход к чтению художественной литературы дошкольников. При этом под чтением дошкольников мы понимаем не умение озвучивать печатное слово, а «читательское» восприятие текста на слух и его понимание (извлечение смысла, содержания). Формирование навыка чтения – задача начального образования, в то время как понимание текста – качество читателя. С одной стороны, имеющее возрастную специфику, а с другой- развивающееся(за редким исключением) только в условиях специально организованных форм читательской деятельности(семейное чтение, чтение-беседа и т.п.).

Недооценка подобной деятельности на ступени дошкольного образования нередко приводит к тому, что в школу приходит ребенок, владеющий в той или иной степени техникой чтения, умеющий артикулировать написанное, но, возможно, уже потерянный для чтения(читать не любит, прочитанное не может объяснить, истолковать, оценить).

В настоящее время предложено актуальное соотнесение содержания общеречевого, и читательского в частности, развития детей.

Дошкольники: «взрослые  обеспечивают ребенку возможности для обогащения словарного запаса, совершенствования звуковой культуры, образной и грамматической сторон речи. В ходе общения с ребенком взрослый побуждает его задавать вопросы, высказывать свои суждения, строить умозаключения, обсуждать возникающие проблемы. Специальное внимание следует уделять развитию диалогической речи(обмену информацией, мнениями, планированию индивидуальной и совместной деятельности, обсуждению событий, общих дел) в процессе общения ребенка с другими детьми…идет приобщение детей к культуре чтения художественной литературы через прослушивание художественных произведений, обсуждение их содержания. Благодаря этому у ребенка развиваются способность к активному слушанию, пониманию и пересказу текстов».

Младшие дошкольники: «восприятие литературных текстов обеспечивает ценностно-эстетическое развитие личности и препятствует превращению литературы в чисто познавательный предмет».

Существует еще один подход к решению задачи чтения художественной литературы дошкольниками, который полностью соответствует положениям ФГТ: совместное медленное чтение.

Очень важно что бы взрослые читали художественные произведения детям в режиме медленного чтения (с остановками для комментариев, включения воображения, усиления и уточнения эмоций и пр.).

Последовательность шагов совместного медленного чтения детей и взрослых (в том числе родителей) продиктована в первую очередь особенностями читательской деятельности и включает в себя четыре обязательных этапа.

Первый этап. Рассматривание книги с ребенком (детьми). Обсуждение названия текста, иллюстраций. Беседа о том какие вопросы возникли, на что вы обратили внимание и пр.  Главный результат этапа - возникновение желания  прочитать книгу.

Второй этап. Чтение текста взрослым в режиме медленного чтения. ( Взрослый на этапе первичного чтения читает текст с возможными – не обязательными! – остановками, иногда что-то комментируя, иногда задавая упреждающие вопросы, иногда фиксируя читательскую «эстетизированную» эмоцию.) главное – чтобы остановки не затягивались, «не забалтывались», не нарушали целостности чтения и эмоционального восприятия текста. Задача остановок – помочь маленькому читателю «войти» в текст. Обычно на такие необходимые остановки указывает реакция самого ребенка на чтение взрослого. Если остановка произошла в середине предложения, абзаца, после комментариев взрослого и ответов на вопросы ребенка его начало надо перечитать повторно.

Третий этап.  Обсуждение прочитанного. Делать это можно по -разному:

- предложите  коротко рассказать, в чем суть текста.  Если трудно, помогите сформулировать мысль, задайте наводящие вопросы. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за неудачи, торопить его;

- можно поиграть в «правда – неправда» .  Ребенок отгадывает , где правда, а где ложь в ваших утверждениях, например:  «солдат сварил кашу из топора? Каша была овсяная?»; «посадил дед репку? выросла репка большая – пребольшая? И вытащил дед репку?». свои ответы ребенок должен обосновать;

- можно предложить выразить отношение к прочитанному с помощью красок, жестов, мимики.

Четвертый этап. Воспроизведение и осмысление прочитанного с помощью специальных заданий (по выбору):

- можно разыграть рассказ в лицах. Детям будет проще, если взрослый говорит за автора, а они от лица героев. Представление можно показать другим ребятам, домашним и т.п.

- близко к этому и задание по «оживлению» иллюстрации, инсценировка одного эпизода текста, разыгрывание пантомимы и т.п.

- если ребенку трудно разыгрывать сюжет, можно предложить ему нарисовать «мультик» с помощью взрослого он вспомнит и нарисует хотя бы схематично основные сцены, а потом, опираясь на картинки, попробует «озвучить» мультфильм;

- чаще предлагайте задание на свободное рассказывание, пересказ с использованием иллюстраций и иных зрительных опор;

- детям с хорошим чувством юмора, воображением можно предложить придумать какие -то необычные варианты развития сюжета;

- при работе со стихотворным текстом полезно заняться декламацией, хоровым чтением.

Главное на этом этапе - взрослый(воспитатель, родитель) должен понять, на какие сферы читательской деятельности(эмоции, воображение, реакция на содержание) в первую очередь воздействует художественное произведение. Так, если текст «включил» воображение детей-читателей, то вряд ли целесообразно беседовать о событиях, героях. Гораздо эффективнее инсценировать прочитанное , совершить заочное путешествие, нарисовать карту, изготовить костюмы и т.д.

Однако не только последовательность шагов при работе с текстом обеспечивает успешность использования данной технологии. Чрезвычайно важным является аналитический характер чтения текста (ребенком, взрослым).

Первичное чтение, обеспечивающее максимально возможное для конкретного читателя погружение в текст,- вот задача, которую необходимо решать на втором этапе работы с текстом. Диалог с автором через текст и комментированное чтение рассматривается нами как основные приемы анализа текста, обеспечивающие подобное погружение в текст читателей самого разного возраста. Неслучайно именно на них ставится в технологии особый акцент.

Преемственность в использовании данной технологии работы с текстом обеспечивает развитие таких сторон читательского развития, как:

- эмоциональная отзывчивость(активность читательских чувств и точность улавливание авторских чувств, сопереживание ситуации, героям произведения, автору);

-активность и объективность читательского воссоздающего и творческого воображения;

- постижение содержания произведения на репродуктивном (пересказ), аналитическом (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев) и синтезирующем (концепция произведения в целом) уровнях;

- осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.

Конечно же, на каждой ступени образования появляются свои специфические задачи чтения художественной литературы, и важно, чтобы они ставились и эффективно решались в том числе и на этапе дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....