Развитие индивидуальных способностей у одарённых детей в период подготовки к школьному обучению
статья (подготовительная группа) на тему

Быстрых Людмила Викторовна

Развитие индивидуальных способностей у одарённых детей в период подготовки к школьному обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_odaryonnye_deti.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие индивидуальных способностей у одарённых детей в период подготовки к школьному обучению.

«Одаренность человека-это маленький росточек,

 едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе

                                                  огромного внимания.

                      Необходимо холить и лелеять,

                                             ухаживать за ним, сделать его благороднее,

                                    чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А. Сухомлинский.

Слайд №1.

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся  значительной познавательной активностью.      

 Слайд № 2                                                                                                Умственно одаренные дети обладают не насыщаемой познавательной активностью, потребностью приобретать новые знания, любознательностью, стремлением находить и решать разнообразные познавательные задачи.

Роль педагога в развитии индивидуальных способностей у одарённых детей очень велика. Цель педагога помочь развить эти способности: креативность  и гибкость мышления, оригинальность умозаключений.

Слайд № 3

Выявление одарённых детей возможно различными методами самый простой это наблюдение за детьми. В процессе таких наблюдений в нашей группе были выявлены дети, с одарённостью в области математики, музыки, изобразительной деятельности.  Это дети, которые  гораздо лучше запоминают, дольше могут быть внимательными, сосредоточенными, дольше сохраняют работоспособность, легче усваивают материал, находят разные варианты для решения казалось бы простых задач.

 Одарённые дети посещают кружки разных направлений: «Капелька». «Жаворонки», «Белая ладья», но и в группе с ними простраивается индивидуальная работа.

слайд №4

Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта

В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающий переход  к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую известные психологи: Л.С.Выготский, А.И.Леонтьев, А.А.Люблинская считают ведущей деятельностью дошкольника.

Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяют детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

Развивающие игры дают возможность развить способности этих детей,

Поэтому работу с одаренными детьми лучше проводить с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создавать проблемные ситуации, предлагать задачи и загадки. Целесообразно также использовать на занятиях соревновательную мотивацию, отвечающую стремлениям таких детей к первенствованию.

    Слайд №5, 6,7                                                                                                  

  Логические игры Дьенеша  замечательного венгерского педагога, которые мы используем в своей работе, способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач. Умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам.    

Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.  Это игры с обручами, мы изготовили плоскостные наборы таких игр и используем их на занятиях по математике. Игры с одним обручем. С двумя обручами и наиболее сложный вариант игры с тремя обручами.

Слайд №8

Игра с тремя обручами

В процессе игры с тремя обручами решается более сложная  задача классификации блоков по трем свойствам.  У детей карточки с нарисованными тремя обручами, наборы плоскостных фигур разного цвета.                1 этап: Выделение областей по отношению к обручам (внутри всех трех обручей, внутри красного и синего, но вне желтого и т.д.).

 2 этап – предлагаю детям расположить  фигуры, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные,  внутри синего- все квадратные, а внутри желтого -все большие.

3 этап – дети отвечают на восемь   стандартных для любого варианта игры стремя обручами вопросов.

- Какие фигуры  лежат внутри всех трех обручей вопросов.

-  Внутри красного и синего, но вне желтого обруча.
-  Внутри синего и желтого, но вне красного обруча.
- Внутри красного и желтого, но вне синего обруча.
- Внутри красного, но вне синего и вне желтого обруча.
- Внутри синего, но вне желтого и красного обруча.
- Внутри  желтого, но вне красного и вне синего обруча.
- Вне всех трех обручей?
В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трех свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим).                                     Одаренные дети чаще, чем другие, испытывают социально-психологические трудности в общении с окружающими, построении близких доверительных отношений. Эти трудности могут быть причиной более серьезных проблем, возникающих в разных аспектах деятельности человека в последующем. Поэтому стараемся без необходимости не демонстрировать уникальные способности таких детей.
  И всё же этих детей необходимо поощрять,   ребенок нуждается в оценке своих достижений. И поэтому следует давать ему понять, что успехи действительно есть. Но лучше сравнивать результаты деятельности одаренного ребенка не с результатами других детей, а с его собственными прежними достижениями.                                                                     Очень важно уделять внимание развитию эмоциональной сферы олдарённых детей. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения.  Поэтому очень важным элементом сопровождения является тренинговое развитие эмоционального мира ребенка, которое осуществляется по системе занятий С.И.Семена «Уроки добра!»                                                                                                        В общении с одаренным ребенком важно быть особенно терпеливым и не забывать хвалить его, когда он проявляет терпение, дает возможность другим детям и взрослым выразить свою мысль полностью, закончить предложение.

Индивидуальная рефлексия позволяет проследить настроение ребенка на протяжении длительного срока, что является показателем того нравится ли ребенку деятельность, которой он занимается, не пропал ли интерес, отрабатывается умение анализировать свое внутреннее состояние. Для этого  мы в своей работе используем  рефлексивную  технику.

 «Карта настроения»,  в которой каждый ребёнок может смело выразить своё мнение, не стесняясь.

Одаренному дошкольнику полезно сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых он не преуспевает. Следует дать понять ребенку, что неудача — нормальная вещь, случающаяся со всеми.

Важно, чтобы каждый ребенок мог развиваться в соответствии со своими реальными возможностями и потребностями, поэтому особое внимание должно уделяться не только оптимизации образовательной среды через совершенствование образовательного процесса, но и обеспечению психологического здоровья детей. Это возможно лишь при условии создания целостной системы психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении по развитию детской одаренности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук дошкольника как важнейший этап подготовки к школьному обучению

Развитие мелкой моторики рук дошкольника как важнейший этап подготовки к школьному обучению...

Развитие индивидуальных способностей у одарённых детей в период подготовки к школьному обучению

Развитие индивидуальных способностей у одарённых детей в период подготовки к школьному обучению...

Развитие индивидуальных способностей у одарённых детей в период подготовки к школьному обучению.

Развитие индивидуальных способностей у одарённых детей в период подготовки к школьному обучению....

Диагностика и развитие творческих способностей и одарённости детей дошкольного возраста.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.О...

Формирование пространственных представлений у старших дошкольников в период подготовки к школьному обучению

Для успешного обучения в школе ребёнок должен свободно ориентироваться в пространстве и на плоскости, знать основные пространственные понятия. Пространственные представления – это представления ...

«Развитие творческих способностей у одарённых детей дошкольного возраста»

Одаренность – это системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких вид...

Советы родителям имеющих детей с ОВЗ "Подготовка к школьному обучению"

Наши дети стали взрослее еще на один год. Теперь они воспитанники подготовительной группы, самые старшие в детском саду. Совсем скоро в школу! Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом ...