Формирование пространственных представлений у старших дошкольников в период подготовки к школьному обучению
консультация (старшая, подготовительная группа)

Пулина Марина Викторовна

Для успешного обучения в школе ребёнок должен свободно ориентироваться в пространстве и на плоскости, знать основные пространственные понятия.

Пространственные представления – это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.

В старшем дошкольном возрасте дети продолжают овладевать пространственными представлениями; учатся определять свое место по заданному условию и двигаться в заданном направлении; ориентируются на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.), находят предметы и их изображения в указанном направлении, учатся отражать в речи их пространственное расположение; знакомятся с планом, схемой, маршрутной картой; учатся моделировать пространственные отношения между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

В результате работы по формированию пространственных представлений у старших дошкольников развивается пространственное воображение и мышление, формируются навыки и умения работать по схеме, ориентироваться в двухмерном пространстве, различать пространственные направления, определять местоположение в пространстве, понимать и применять соответствующие словесные обозначения пространства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование пространственных представлений у старших дошкольников в период подготовки к школьному обучению»

2 слайд Для успешного обучения в школе ребёнок должен свободно ориентироваться в пространстве и на плоскости, знать основные пространственные понятия.

На слайде

Пространственные представления – это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.

Пространственные представления – это психический процесс отражения предметов или явлений и их взаимоотношения в пространстве.

3 слайд 

В старшем дошкольном возрасте дети продолжают овладевать пространственными представлениями; учатся определять свое место по заданному условию и двигаться в заданном направлении; ориентируются на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.),

4 слайд находят  предметы и их изображения в указанном направлении, учатся отражать в речи их пространственное расположение;  знакомятся с планом, схемой, маршрутной картой;  учатся моделировать  пространственные отношения между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

На 3 Слайде Задачи деятельности педагога:

 – закрепить понимание пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, между, рядом;  

–  обучить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, направо, налево и т.д.).

сформировать умение  ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.),

На 4 слайде – научить отражать в речи положение того или иного предмета по отношению к другому (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

– познакомить детей с планом, схемой, маршрутной картой; развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

5 слайд Формирование пространственных представлений включает несколько направлений:

  • формирование умений ориентироваться в схеме собственного тела, закрепление знания пространственного расположения отдельных частей своего тела.

Как правило, дети старшего дошкольного возраста неплохо ориентируются в схеме собственного тела по вертикальной и фронтальной оси, но  испытывают затруднения при определении правой и левой сторон.

В игровой деятельности с детьми  сначала закрепляется «правая сторона», при этом название «левой» дается позже. Здесь чаще используются задания на поднятие правой или левой руки, показа правого уха правой рукой, левой – левого и т.д. Постепенно задания усложняются.

На 5 слайде Упражнения кинезиологической гимнастики: ухо-нос, перекрестные движения.

На 6 слайде Игра  «Стопы-ладошки» фото видео

Задача детей правильно пройти путь/по дорожке, ориентируясь на изображение стоп и ладоней.

На 7 слайде Игра «Повтори за мной» фото видео

Задача ребенка повторить движения за взрослым: поставить правую или левую ногу или руку на определенный цвет в зависимости от инструкции взрослого. Затем можно поменяться местами: ребенок проговаривает инструкцию.

8 слайд

  • формирование умений ориентироваться в окружающем пространстве;

Используются игры, направленные на закрепление и совершенствование умения передвигаться в указанном направлении (вперед — назад, вверх — вниз, направо—налево).

 На слайде  «Новая походка»

Описание игры: эту игру можно проводить с 1-2 детьми на прогулке. Мы договариваемся, что мы сейчас походим не как все люди, а по-особенному. Например, два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд. При усложнении игры ребёнок должен не только контролировать свою «походку», но и повернуть корпус так, чтобы прийти к определённой цели.

 9 слайд «Переправа»

Задача  ребенка перейти на противоположную сторону коврика-пазла, ориентируясь по схеме.

«Проводник»

Дети разбиваются на пары: один ребенок - «машинист поезда», второй - «вагон». Задача «машиниста» при помощи плана-схемы перевести «вагон» на противоположную сторону коврика-пазла или комнаты.

2 уровень сложности: Участвуют несколько пар детей. Задача «машинистов» — провести «вагоны» так, чтобы ни один «вагон» не встретился с препятствием.

Правила:

• В группе на время проведения игры вводится запрет на разговоры.

• У «вагона» на протяжении всего пути закрыты глаза.

• Для управления составом разработана система специальных команд:

хлопок по левому или правому плечу — один шаг в соответствующую сторону,

хлопок по обоим плечам — движемся вперед, хлопок по спине — движемся назад, касание головы — стоп.

10 слайд

  • формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

При развитии ориентировки на плоскости используются геометрические диктанты, рисование по клеточкам (графические диктанты), словесные диктанты (по лексическим темам).

11 слайд

Серия настольных игр от компании BONDIBON:  IQ-элемент,  IQ-спутник гения, IQ-блок,  IQ-твист, IQ-звёзды, IQ-хохо.

Задача расположить все детали головоломки на игровом поле. Игры имеют несколько уровней сложности. Развивают умение ориентироваться в пространстве, работать по схеме, пространственное мышление, логическое и абстрактное мышление, концентрацию внимания, мелкую моторику.

12 слайд

  • Формирование  восприятия пространственных отношений между предметами, формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому.

Используются дидактические игры и упражнения на распознавание местоположения предметов в окружающем пространстве и пространственных отношений между ними: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко,  посередине, между и т.д.

Игры на понимание и употребление в речи пространственных предлогов:  в,  над, под, на, за, вокруг, перед, у, около и т.д.

13 слайд

Вывод:  В результате работы по формированию пространственных представлений у старших дошкольников развивается пространственное воображение и мышление, формируются  навыки и умения работать по схеме, ориентироваться в двухмерном пространстве, различать пространственные направления, определять  местоположение в пространстве, понимать и применять соответствующие словесные обозначения пространства. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование пространственных представлений у старших дошкольников в период подготовки к школьному обучению м униципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда центр развития ребенка - детский сад № 133 Педагог-психолог Пулина М.В.

Слайд 2

Пространственные представления – это представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов. Пространственные представления – это психический процесс отражения предметов или явлений и их взаимоотношения в пространстве.

Слайд 3

Задачи: закрепить понимание пространственных представлений слева, справа вверху, внизу впереди, сзади далеко, близко сформировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д .). обучить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения вперед назад налево направо

Слайд 4

Задачи: научить отражать в речи положение того или иного предмета по отношению к другому познакомить детей с планом, схемой, маршрутной картой; развивать способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы. л евее, правее в левом верхнем (правом нижнем) углу выше, ниже п еред, за, между, рядом

Слайд 5

Ф ормирование умений ориентироваться в схеме собственного тела, закрепление знания пространственного расположения отдельных частей своего тела Упражнение «Ухо-нос» Упражнение «Перекрестные движения»

Слайд 6

Игра «Стопы-ладошки» Задача детей правильно пройти по дорожке, ориентируясь на изображение стоп и ладоней.

Слайд 7

Игра «Повтори за мной» Задача ребенка поставить правую или левую ногу или руку на определенный цвет в зависимости от инструкции взрослого. Затем можно поменяться местами: ребенок проговаривает инструкцию.

Слайд 8

Ф ормирование умений ориентироваться в окружающем пространстве Игра «Новая походка» Дети передвигаются согласно инструкции. Например , два шага вперёд, один шаг вправо, или шаг назад, два шага вперёд.

Слайд 9

Игра «Переправа » Задача ребенка перейти на противоположную сторону коврика- пазла , ориентируясь по схеме. Игра «Проводник » Дети разбиваются на пары: « машинист поезда » и « вагон». Задача «машиниста» перевести «вагон » на противоположную сторону коврика- пазла при помощи специальных команд по схеме.

Слайд 10

Ф ормирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве ) Геометрические диктанты, графические диктанты, словесные диктанты (по лексическим темам).

Слайд 11

Серия настольных игр: IQ -элемент, IQ -спутник гения, IQ -блок, IQ -твист, IQ -звёзды, IQ - хохо Задача расположить все детали головоломки на игровом поле. Игры имеют несколько уровней сложности.

Слайд 13

Формирование восприятия пространственных отношений между предметами, формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому Игры на понимание и употребление в речи пространственных предлогов: в, над, под, на, за, вокруг, перед, у, около и т.д.

Слайд 14

К моменту поступления в школу у детей развито пространственное воображение и мышление, сформированы навыки и умения работать по схеме, ориентироваться и определять свое местоположение пространстве, различать пространственные направления, понимать и применять соответствующие словесные обозначения.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование компетентности дошкольника в процессе подготовки к школьному обучению

Предшкольное образование, как образование вообще, – это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой – вхожден...

Картотека игр по формированию пространственных представлений у старших дошкольников.

Использование дидактических игр являетсяэффективным средством формированияпространственных представлений в старшемдошкольном возрасте .Дидактические игры как своеобразное средствообучения и воспитания...

Использование развивающих игр геометрического характера для формирования пространственных представлений у старших дошкольников

На развитие пространственного мышления ребенка большое влияние    оказывают основные геометрические преобразования, такие как движение, трансформация, преобразование, пересечение и объединен...

Проект по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с нарушениями ОДА «Страна Левоправия»

Развитие пространственных представлений выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с детьми с ДЦП.  Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, о...

Особенности диагностики формирования пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР.

Развитие речи у детей с ОНР - это серьёзная проблема научно-методического характера многие ученые уделяют большое внимание в  своих исследованиях. При  изучении  особенностей развития р...

Консультация «Развитие оптико-пространственных функций у старших дошкольников как компонента готовности к школьному обучению»

В настоящее время отмечается тенденция снижения готовности детей к обучению в школе. Известно, что примерно у 30% детей к 7 годам отмечаются нарушения или дефицит зрительно-пространственного восприяти...