Использование развивающих игр геометрического характера для формирования пространственных представлений у старших дошкольников
статья по математике (старшая группа) на тему

Спичкина Алевтина Владимировна

На развитие пространственного мышления ребенка большое влияние    оказывают основные геометрические преобразования, такие как движение, трансформация, преобразование, пересечение и объединение.с помощью геметрических фигур решается задача пространственного положения разных объектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование развивающих игр  геометрического характера для формирования пространственных представлений у старших дошкольников

Старший  дошкольный  возраст  является  сензитивным  для  развития

пространственного  мышления. Изучив теоретические основы формирования математических представлений у дошкольников, мы выяснили особое значение усвоения ими пространственных отношений и способов ориентировки для развития личности в целом и подготовки к школьному обучению. Благодаря  пониманию детьми  пространственных  отношений  перед  ними  раскрываются содержательные  связи  между  предметами  и  явлениями,  развивается пространственное  и  логическое  мышление.  Решая  пространственные  задачи, дошкольник учится думать, воспринимать форму и объем предметов, мысленно оперировать  этими  параметрами.    Развитие  пространственных  представлений  и  мышления дошкольников и отвечает заданиями гармоничного развития личности.

Ориентация в пространстве связана со знакомством с такими геометрическими понятиями, как точки и линии (прямые, кривые, ломаные, замкнутые и незамкнутые), направления на прямой линии, порядок точек (предметов) на прямой (предшествующий и следующий предмет в ряду). Замкнутые линии на плоскости подводят к понятию геометрической фигуры (окружность, овал, треугольник, четырехугольник и др.). Необходимость ориентации в пространстве относительно своего тела или относительно других тел приводит к знакомству с геометрическими телами.

Наблюдая геометрические тела с различных точек зрения и из различных положений, дети узнают о том, что возможно их различное восприятие в пространстве. Это дает возможность и далее более органично воспринимать и другие предметы, и жизненные явления, и ситуации, и взаимоотношения. Развитие «многозначного» видения и понимания его смысла формирует гибкость мыслительных процессов, способствует развитию дивергентного мышления.

На развитие пространственного мышления ребенка большое влияние оказывают основные геометрические преобразования, такие как движение, трансформация, пересечение и объединение. В планируемых упражнениях в ходе эксперимента нами активно использовались такие преобразования.

С помощью геометрических фигур мы решали задачу  на определение пространственного положения различных объектов. Так, детям предлагалось по заданию разложить геометрические фигуры на листе бумаги, «прочитать», как составлен узор, сложить из различных геометрических фигур силуэт животного, человека, рассказать, как он составлен, рассматривая два узора, найти сходства и различия между ними. Это особенно широко практиковалось при организации деятельности с развивающим материалом таким игр как «Танграм», «Пифагор», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра» и др.

Ещё одним направлением в работе была организация непосредственной познавательной деятельности по решению задачи: ориентироваться на плоскости в тетради в клетку и рисование с помощью клеток различных геометрических фигур, выполнение рисунков по клеткам без образца, по словесному описанию воспитателя (диктанты).

Таким образом,  в ходе экспериментальной деятельности мы убедились, что использование развивающих игр, содержащих геометрический материал, способствует более качественному познанию детьми седьмого года жизни пространственных категорий, отношений, зависимостей. Дети быстрее и более осознанно  овладевали  способами расчлененного  восприятия  плоскости  (листа,  стола,  доски,  картины);  анализировали ограниченное пространство;  у них развивались  умения  активно действовать  в пределах воспринимаемой  плоскости;  пространственной  ориентировке  на  листе  по признаку  взаимного  расположения  объектов  относительно  друг  друга;  формировались умения воспринимать «малое пространство» и действовать в его границах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по формированию пространственных представлений у старших дошкольников.

Использование дидактических игр являетсяэффективным средством формированияпространственных представлений в старшемдошкольном возрасте .Дидактические игры как своеобразное средствообучения и воспитания...

Проект по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с нарушениями ОДА «Страна Левоправия»

Развитие пространственных представлений выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с детьми с ДЦП.  Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, о...

Использование материала Марии Монтессори при формировании математических представлений у старших дошкольников

Статья разработана совместно с воспитателем  Полиной Алексеевной Локтевой....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА МАРИИ МОНТЕССОРИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Статья на тему: "Использование материала Марии Монтессори при формировании математических представлений у старших дошкольников" Статья разработанна совместно с Фоминовой Екате...

Формирование пространственных представлений у старших дошкольников в период подготовки к школьному обучению

Для успешного обучения в школе ребёнок должен свободно ориентироваться в пространстве и на плоскости, знать основные пространственные понятия. Пространственные представления – это представления ...

Особенности диагностики формирования пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР.

Развитие речи у детей с ОНР - это серьёзная проблема научно-методического характера многие ученые уделяют большое внимание в  своих исследованиях. При  изучении  особенностей развития р...