Использование материала Марии Монтессори при формировании математических представлений у старших дошкольников
статья по математике (старшая группа) на тему

Фоминова Екатерина Сергеевна

Статья разработана совместно с воспитателем  Полиной Алексеевной Локтевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Использование материала Марии Монтессори

при формировании математических представлений

 у старших дошкольников

Локтева П.А., Фоминова Е.С.

воспитатели

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида

№34 «Игрушка»

г. Губкин

Белгородская область

В связи с потребностями модернизации системы образования и раннего инвестирования в развитие младшего поколения, на сегодняшний день в России происходит преобразование системы дошкольного образования.

Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает обеспечение вариативности и разнообразия содержания основной образовательной программы.

Сегодня в детских садах реализуется большое количество образовательных программ и технологий дошкольного образования. Эффективность ведения воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации во многом зависит от выбора образовательных программ и технологий.

Мы считаем, что включение в образовательный процесс элементов педагогической системы М. Монтессори будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению знаний детьми, формированию способности переноса этих знаний в повседневную деятельность и окажет положительное влияние на развитие восприятия и мышления, то есть познавательной деятельности в целом.

 «Развивающемуся обществу, - подчёркивается в «Концепции модернизации Российского образования»,- нужны современные образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью способные к сотрудничеству обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание».

Учитывая современные требования в дошкольном образовании, приоритетным направлением в развитии старших дошкольников является формирование математического мышления, предшествующего знакомству ребенка дошкольника с математической наукой.

Концепция развития математического образования, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013 г. №2506-р гласит:

«…Основным направлением реализации Концепции на уровне дошкольного образования является обеспечение условий (прежде всего, предметно-пространственной и информационной среды, образовательных ситуаций, средств психолого-педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни…» [2].

Без математических знаний и умений в повседневной жизни ориентироваться человеку невозможно. Элементарные математические представления – это база для освоения почти всех областей науки, экономики и техники, основа для дальнейшего обучения на протяжении всей жизни. И независимо от нашего отношения к математике пренебрегать этой истинной недопустимо.

Основа математического мышления складывается уже с первых лет жизни через определенные практические ситуации, в которых ребенок приобретает знания о величине, форме и весе окружающих предметов, пространстве и времени, закономерностях и структурах, получает первичные представления о значении для человека счета и чисел. Незаметно для себя, ещё до школы ребёнок начинает осваивать математические знания.

В нашем детском саду для математического развития детей дошкольного возраста активно внедряется методика Марии Монтессори. Необходимым условием деятельности по методике М. Монтессори является наличие специально оборудованной среды математического развития.

В группе организована работа с детьми. Необходимым условием деятельности по методики М. Монтессори является наличие специально оборудованной среды математического развития. Обучение математике проходит очень естественно: дети просто живут в подготовленной среде, полностью пропитанной математикой. Зона математического развития в групповой комнате содержит все необходимые материалы для того чтобы наши воспитанники научились операциям: сложения, вычитания, умножения и деления, освоили порядковый счет – всё то, что является важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.

В процессе обучения детей на этапе дошкольного образования Монтессори-материалы помогают ребёнку как можно раньше овладеть математическими знаниями, и математика становится для него такой же близкой и естественной как речь. Математические материалы тесно связаны с материалами для развития чувств [1].

Большим интересом у детей нашей группы пользовались пособия М. Монтессори такие как: числовые штанги, доски «Сегена», игра в змею на сложение, ящик с примерами на сложение, а также банк из «Золотого материала».

В конце учебного года в группе, занимающейся по системе М. Монтессори, был проведен мониторинг с целью выявления степени усвоения детьми элементарных количественных представлений, а также развивающего эффекта обучения дошкольников.

На основе результатов мониторинга можно сделать вывод о том, что дети, прошедшие обучение по системе М. Монтессори, гораздо свободнее ориентируются в условиях заданий, успешнее выполняют их, самостоятельно работают с сенсорным материалом, активнее используют в речи математическую терминологию, переносят имеющийся опыт в новые ситуации.

Математическое образование ребенка в представлениях М. Монтессори – это единый процесс постижения природы и человеческой культуры. А развитие и совершенствование математического мышления – есть развитие и совершенствование человека в целом!

Работа по системе М. Монтессори, это постоянное самообучение, причем не только детей, но и педагогов.

Список использованной литературы

  1. Репринцева Г.А. Педагогика М. Монтессори для воспитателей: от идей – к образовательной практике в условиях ФГОС дошкольного образования. Учебно-методическое пособие. [Текст]. / Г.А. Репринцева – Белгород, Издательство БелИРО, 2014. – 79с.
  2. Инстуктивно-методическое письмо «Об организации образовательной деятельности на уровне дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Белгородской области в 2017-2018 году / Областное государственное автономное ОУ ДПО «Белгородский институт развития образования».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Данный   методический материал можно использовать как консультацию для родителей на родительском клубе,собрании, семинар-практикуме. Консультация включает подборку дидактических игр направленных ...

Формирование математических представлений у старших дошкольников через сказку

Мировоззренческая роль математики состоит, в частности, в том, что она помогает вникать в суть явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире, выявлять, описывать и исследовать как внешние св...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА МАРИИ МОНТЕССОРИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Статья на тему: "Использование материала Марии Монтессори при формировании математических представлений у старших дошкольников" Статья разработанна совместно с Фоминовой Екате...

Конспект занятия по формированию математических представлений у старших дошкольников логопедической группы.

В данном занятие по формированию математических представлений у старший дошкольников логопедической группы использую развивающие игры В.В. Воскобовича. На занятии использую  игровое поле " М...

Конспект НОД по формированию математических представлений у старших дошкольников "Сказочная страна"

Конспект предусматривает решение  следующих образовательных задач:1.Закрепить порядковый и количественный счет в пределах 72. Закрепить прямой и обратный счет в пределах 7.3. Совершенствовать зна...