ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка (старшая группа) по теме

Козлова Вера Васильевна

Данный   методический материал можно использовать как консультацию для родителей на родительском клубе,собрании, семинар-практикуме. Консультация включает подборку дидактических игр направленных на развитие у детей умения считать в пределах 10;на запоминание образов цифр,соотнесениие их с количеством предметов;умение отсчитывать предметы на единицу  больше или меньше; освоение количественного и порядкового счёта; сравнение групп предметов-больше, меньше, равно; закрепление геометрических фигур - круг, квадрат, треугольник, четырёхугольник, ромб, трапеция, овал; ориентировка в пространстве. Приложение: памятка для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika.docx81.61 КБ

Предварительный просмотр:

Родительский клуб              

 Тема: «ПОЗНАЁМ ВМЕСТЕ» 

ПРАКТИКУМ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

«ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

          Неоценимую роль в интеллектуальном воспитании  и развитии  мыслительных способностей играет изучение математики. В наше время, в период бурного развития техники мнение о том, что математика нужна далеко не каждому устарело. Безусловно, вырастить из каждого ребёнка  математического гения невозможно, но знать математику, думаю, должен каждый.       Развитие умения считать до 10                                                 

          Запомнить цифры  помогут детям различные считалки, рифмовки. Стихи с цифрами, я думаю, вы сможете найти в детских книжках, например у   С. Маршака.

Игра «Назови соседа» Это игра  с мячом. Перед игрой расскажите  ребёнку, что такое числа –  соседи ( те, которые стоят рядышком). Бросая мяч, называйте число, а ребёнок, возвращая мяч обратно, называет числа, стоящие рядышком.

Игра «На прогулке». Не забывайте, находясь на прогулке или по дороге куда-либо посчитать то, что находится вокруг ребёнка.

Игра «Соедини точки». Можно использовать также задания, в которых необходимо соединить последовательно по цифрам точки. Чтобы получить задуманный контур.

Знание образов цифр, их соотнесение с количеством предметов.

  1. Игра «Цифровые карточки».  Подготовить ребёнку набор карточек с цифрами от 1 до 10. Вы будете ребёнку задавать вопрос о количестве чего-либо, а он будет отвечать на ваш вопрос показывая карточку с цифрой. Например: Сколько у тебя рук? Сколько голов у тебя? Сколько колёс у машины? Сколько у машины рулей? И т.д.
  2. Игра « Где сколько?» Предложите ребёнку листок, на котором написаны цифры от1 до 10 и различные группы предметов, количество которых также от 1 до 10. Перед ребёнком ставится задача соединить нужную цифру и группу предметов в таком же количестве.
  3. Игра « Найди цифру» Предложить ребёнку бланк, на котором различными способами нарисованы цифры. Пусть по вашему заданию найдёт ту или иную цифру.

Все эти задания направлены на закрепление знаний об образах цифр.  Для того, чтобы ребёнок запомнил образы цифр, можно использовать раскраски.

Отсчитывать на единицу меньше или больше.

В этой серии даются задания на прибавление при счёте по единице. Все они даются в форме сказочных историй или стихов, поэтому, предлагая задание ребёнку, нужно сказать: « Сейчас мы будем читать сказку».  Кроме умения считать, с этими же заданиями можно тренироваться пересказывать, запоминать, описывать детали.

* Кирюша с папой пошли в лес. Папа нашёл большой белый гриб, а Кирюша маленький. Сколько грибов нашли Кирюша с папой?

* У Егорки 5 конфет. 1 он отдал маме, ещё 1 отдал брату Лёше. Сколько конфет осталось у Егорки?

*У Тани 8 книг. Ей подарили ещё одну. Сколько теперь книг у Тани?

* На парковке у магазина стояло 6 машин. Одна уехала. Сколько машин осталось  стоять на парковке?

                                Осваивать количественный и порядковый счёт

* Заяц посадил огород. На первой грядке – морковь, на второй- капусту, на третьей – свеклу, на четвёртой – клубнику. Что росло на первой  (второй, третьей) грядке? Сколько всего грядок у зайца?

* Как-то рано утром Дима пошёл с мамой в детский сад. Небо серое, дождик моросит - грустно.

И решил Дима раскрасить серое утро. Что бы такое придумать, и увидел машины. Стал Дима их считать. Первая была красная как помидор. Вторая - зелёная, как огурец. Третья – синей как море. Четвёртая оказалась разноцветной, на ней была нарисована радуга. Пятая была голубая как небо.

 И уже у самого детского сада Дима увидел шестую машину, она была жёлтого цвета. Скажи, сколько машин  видел Дима? Какой по счёту была машина жёлтого цвета? И.т.д.

Сравнивать группы предметов – больше, меньше или равно.

Задания нацелены на то, чтобы сравнивать группы предметов. При выполнении заданий нужно иметь  под рукой наборы из 10 картонных квадратов и 10 кругов.

Вы можете предложить ребёнку сравнивать группы предметов, окружающих его в повседневной жизни, так и группы нарисованных изображений. Можно предложить ребёнку порешать  задачки на эту тему:

* У Светы есть 4 ленты. Хватит ли этих лент, чтобы завязать банты на двух косах?

* К Максу пришли гости: Игорь, Илья, Костя. Они решили поиграть в машинки. Хватит ли на ребят машинок , если у Максима их всего 4?

Знакомство с геометрическими фигурами: ромб, трапеция, четырёхугольник, квадрат, круг, треугольник.

1Игра « Составь картинку»  Предложите ребёнку набор геометрических фигур. Составьте из них вместе с ним картинку. Затем предложите ребёнку самостоятельно выполнить  задание, используя образцы рисунков.

Учить ориентироваться в пространстве

  1. «Найди игрушку» Рассказать ребёнку историю, например: « Ночью, когда ты спал, к нам прилетел волшебник и принёс игрушку. Волшебник этот любит пошутить. Он спрятал игрушку, а в письме написал, как её можно найти. Надо встать перед письменным столом, пройти 3 шага прямо и т.д» Позже, когда ребёнок будет хорошо ориентироваться , задания можно усложнить, т. е. использовать не письмо, а схему.
  2. Игра « Ветерок» Вам понадобится лист синего или голубого цвета и изображение воздушного шарика, вырезанное из картона. Положите перед ребёнком цветной лист , в центре разместите шарик, и рассказывайте ребёнку историю: « По небу  летит воздушный шарик. Подул ветерок и шарик поднялся высоко. Где оказался шарик? Но вот снова подул ветерок,  и шарик оказался внизу, затем в центре и т.д.» Для заданий можно придумывать  различные сюжеты. По небу летит самолёт и показывает фигуры высшего пилотажа. По полю заяц убегает от лисы, и путает следы из сторону в сторону.  Мышь убегает от кошки, бегая от кочки к кочке, прячась от кошки.
  3. Игра « Далеко – близко» Игра, в которую можно поиграть  по дороге куда – либо. Предложите ребёнку называть окружающие предметы, подбирая парами далеко – близко, слева - справа, снизу- сверху. Например: небо высоко, а земля – внизу. Дом –далеко, а дерево- близко.

Памятка для родителей

«Раз, два, три, четыре, пять – будем всё вокруг считать»

Развитие умения считать до 10

1.Игра «Назови соседа» Это игра  с мячом. Перед игрой расскажите  ребёнку, что такое числа –  соседи (те, которые стоят рядышком). Бросая мяч, называйте число, а ребёнок, возвращая мяч обратно, называет числа, стоящие рядышком.

2. Игра «Соедини точки». Можно использовать также задания, в которых необходимо соединить последовательно по цифрам точки. Чтобы получить задуманный контур.

Знание образов цифр, их соотнесение с количеством предметов.

1.Игра «Цифровые карточки».  Подготовить ребёнку набор карточек с цифрами от 1 до 10. Вы будете ребёнку задавать вопрос о количестве чего-либо, а он будет отвечать на ваш вопрос, показывая карточку с цифрой. Например: Сколько у тебя рук? Сколько голов у тебя? Сколько колёс у машины? Сколько у машины рулей? И т.д.

2.Игра « Где сколько?» Предложите ребёнку листок, на котором написаны цифры от1 до 10 и различные группы предметов, количество которых также от 1 до 10. Перед ребёнком ставится задача соединить нужную цифру и группу предметов в таком же количестве.

3.Игра « Найди цифру» Предложить ребёнку бланк, на котором различными способами нарисованы цифры. Пусть по вашему заданию найдёт ту или иную цифру.

Знакомство с геометрическими фигурами: ромб, трапеция, четырёхугольник, квадрат, кгру, треугольник.

1.Игра « Составь картинку»  Предложите ребёнку набор геометрических фигур. Составьте из них вместе с ним картинку. Затем предложите ребёнку самостоятельно выполнить  задание, используя образцы рисунков.

Учить ориентироваться в пространстве

1.«Найди игрушку» Рассказать ребёнку историю, например: « Ночью, когда ты спал, к нам прилетел волшебник и принёс игрушку. Волшебник этот любит пошутить. Он спрятал игрушку, а в письме написал, как её можно найти. Надо встать перед письменным столом, пройти 3 шага прямо и т.д» Позже, когда ребёнок будет хорошо ориентироваться , задания можно усложнить, т. е. использовать не письмо, а схему.

2.Игра « Ветерок» Вам понадобится лист синего или голубого цвета и изображение воздушного шарика, вырезанное из картона. Положите перед ребёнком цветной лист , в центре разместите шарик, и рассказывайте ребёнку историю: « По небу  летит воздушный шарик. Подул ветерок и шарик поднялся высоко. Где оказался шарик? Но вот снова подул ветерок,  и шарик оказался внизу, затем в центре и т.д.» Для заданий можно придумывать  различные сюжеты. По небу летит самолёт и показывает фигуры высшего пилотажа. По полю заяц убегает от лисы, и путает следы из сторону в сторону.  Мышь убегает от кошки, бегая от кочки к кочке, прячась от кошки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Система работы по формированию представлений и понятий с использованием моделирующей деятельности. Презентация опыта работы по формированию экологических понятий с использованием модулей.

Формирование понятий - одна из задач образования, которая должна решаться в детском саду. Чтобы усвоить такие понятия, как "животное", "рыбы", "птицы", "насекомые" ребёнку необходимо отвлечься от особ...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Картотека игр и упражнений на формирование навыков адаптации к образовательному учреждению, формирование навыков обхождения с чувствами, формирования эмоционального контакта

Игры для детей адаптационных групп для создания положительного эмоционального фона. Предложенные игры позволяют почувствовать воспитанникам свою значимость и телое отношение к себе окружающих....

проетк "Знатоки дорожных правил" для старшихдошкольников

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах посёлка, совсем скоро дети самостоятельно будут ходить по улицам, так как по...

Дидактическое пособие для старшихдошкольников

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22745165","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Дидактическое пособие «Аквариум с морскими жителями » предназначен для использо...