Главные вкладки

    Картотека игр и упражнений на формирование навыков адаптации к образовательному учреждению, формирование навыков обхождения с чувствами, формирования эмоционального контакта
    картотека по коррекционной педагогике (младшая группа)

    Наталья Николаевна Берникова

    Игры для детей адаптационных групп для создания положительного эмоционального фона. Предложенные игры позволяют почувствовать воспитанникам свою значимость и телое отношение к себе окружающих.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Игры и упражнения на формирование навыков адаптации к

    образовательному учреждению

    Упражнение 1. «Волны»

    (дети сидят в кругу) (с 4 лет)

    Цель: снятие напряжения, создание положительных эмоций. Игра позволяет ребенку почувствовать свою значимость и теплое отношение к себе окружающих.

    Инструкция. «Наверное, вы любите купаться в речке, в пруду, но особенно в море. Почему в море? Наверное, потому, что в море обычно бывают небольшие волны и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны. Попробуем подвигаться, будто мы волны. Попробуем улыбнуться, как волны, когда они искрятся на ярком солнце. Попробуем «пошуршать», как волны, когда они накатывают на камушки на берегу, попробуем сказать вслух, что говорили бы волны купающимся в них людям, если бы умели говорить. Наверное, они говорили бы: «Мы любим вас, мы любим вас».

    Затем ведущий предлагает всем по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится по одной подбегают к нему и, поглаживая его, тихонько проговаривают свои слова: «Мы любим тебя, мы любим тебя».

    Упражнение 2. «Котенок»

    (дети сидят в кругу) (с 4 лет)

    Цель: помогает детям выразить свои эмоции, снять напряжение, проявить способность к сопереживанию.

    Инструкция. «Кто хочет, чтобы ему подарили котенка? А у кого дома есть кошка? Представьте: мама принесла домой маленького котенка. Он испуган, он ведь первый раз в новом доме. Кто может показать, как двигается этот котенок? Мы сейчас разобьемся на пары, и один из пары будет изображать такого котенка. Выходите, котята, в центр, покажите, как вам страшно в новом доме. Начинаем играть: пусть каждый из детей попробует познакомиться со своим котенком, успокоит его, чтобы он перестал бояться. Приласкает его и уговорит уснуть на коврике». Когда «котята» заснут, игра заканчивается.

    Упражнение 3. «Потерялся ребенок»

     (с 4 лет)

    Цель: развивает слуховое внимание, способствует рас познаванию по голосу.

    Инструкция. «Давайте представим себе, что мы с вами в лесу. Что мы там делаем? Конечно, собираем грибы или ягоды. Но один из нас потерялся. Мы очень обеспокоены и громко, ласково по очереди зовем его, например: «Ау, Сашенька!». «Потерявшийся» ребенок стоит спиной к группе и угадывает, кто же его позвал».

    Игра 7. «Слон у папы на спине»

     (с 3 лет)

    Цель: снятие напряжения, создание положительных эмоций, развитие воображения.

    Ход игры: все дети, пожелавшие участвовать в игре, лежат под одним одеялом на животе и закрывают глаза. Взрослый водит одним или несколькими пальцами по их спинкам, как бы рисуя очертания разных предметов. Если это окажется трудно, можно «пустить побегать» по их спинкам разных животных: кошку, муравья, слона. Ведь походка у животных разная и движениями рук можно ее воспроизвести.

    После того как дети познакомились друг с другом, учим их договариваться и сотрудничать.

    Игра 8. «Печем пирог»

     (с 4 лет)

    Цель: снятие напряжения, обучение бережному отношению к другому, развитие воображения.

    Материал: одеяло или плед.

    Ход игры: кого-нибудь из детей накрывают одеялом и предлагают лечь на ковер лицом вниз. Потом его гладят руками, «просеивают муку», «раскатывают», «замешивают», «втыкают изюм» или «обмазывают вареньем». Затем «пирог» переворачивают и украшают. Когда «пирог» будет готов - он скажет. Тогда его разворачивают, и он поднимается горячий, как будто пирог из печки. Упражнение проделывают с теми, кто хочет.

    Игра 9. «Юла»

    (с 4 лет)

    Цель: создание положительного эмоционального фона, развитие воображения.

    Материал: юла со стрелкой.

    Ход игры: лет садятся в кружок. Ведущий берет юлу и, прежде чем раскрутить ее, предлагает задание, например: проскакать на одной ножке, спеть песенку, похлопать в ладоши, что-нибудь сосчитать или принести. Ребенок, на которого укажет стрелка юлы, должен выполнить задание, а потом сам придумать новое.



    Предварительный просмотр:

    Игры и упражнения на формирование навыков

    обхождения с чувствами

    Игра 1. «Волшебный стул»

    (с 4 лет)

    Цель: активация положительной эмоции для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти.

    Ход игры: если в группу пришел (или уже находится в ней) грустный ребенок, можно предложить всем детям поиграть в игру «Волшебный стул». Для этого грустному ребенку предлагается присесть на стульчик. А остальным детям дается задание придумать как можно больше ласковых и нежных слов, адресованных их товарищу. После этого дети по очереди подходят к волшебному стулу, и, поглаживая сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова. Для примера, первым игру начинает педагог.

    Игра 2. «Портрет»

    (с 4 лет)

    Цель: научить ребенка распознавать эмоции - свои и окружающих, развивать умение схематично их изображать, снять психомышечное напряжение.

    Ход игры: ребенок садится напротив взрослого. Взрослый - в роли художника. «Сейчас я нарисую твой портрет. Но для этого мне нужна твоя помощь. Я буду называть части лица, а ты будешь мне подсказывать, каким их рисовать. Например, какого размера рисовать лицо? Побольше или поменьше, чем у тебя? Ребенок отвечает. Какие будут глазки - большие или маленькие, или оставим те, какие есть?» При этом взрослый обводит контур глаз на рисунке. «Какого они будут цвета?» Ребенок называет. Затем в таком же порядке рисуются нос, щеки, уши, волосы. Брови и губы заготавливаются заранее (рисуются на бумаге и вырезаются), причем выражающие различные эмоции: радость, грусть, злость. Далее ребенку предлагается решить, какое настроение будет у этого портрета. Если ребенок идентифицирует себя с портретом, то настроение он отразит свое. Если он не отражает свое истинное настроение, значит, оно либо перешло из негативного в позитивное, либо ребенок недоволен собой и хочет измениться.

    Игра 3. «Крепость»

    (с 4 лет)

    Цель: игра дает детям возможность проявить агрессию в адекватной игровой форме. Интересна диагностика - кто с кем захочет быть в команде.

    Ход игры: дети делятся на две команды (по желанию самих ребят). Каждая команда строит для себя крепость (из мебели, напольного конструктора, модулей и т.д.). Одна команда защищает крепость, другая штурмует. Основное оружие - надувные шарики, мячи, мягкие игрушки.

    Игра 4. «Рвакля»

    (с 3 лет)

    Цель: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии.

    Материал: ненужные газеты, журналы, бумаги; широкое ведро или корзина.

    Ход игры: ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Малышу может понравиться прыгать на куче бумажек - они отлично пружинят.

    Игра 6. «Медвежата»

    (с 4 лет)

    Цель: упражнение направлено на мышечное расслабление.

    Ход игры: ребенок превратился в маленького медвежонка. Он лежит в берлоге. Подул холодный ветер и пробрался в берлогу. Медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек - греется. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал. Взрослый рассказывает ребенку про медвежонка, а тот изображает его движения.

    Игра 7. «Волшебные превращения»

    (с 4 лет)

    Цель: дать возможность ребенку снять напряжение, проявить агрессию, постепенно сводя их на нет. Игра учит детей соотносить свои действия с инструкцией, контролировать активность.

    Ход игры: взрослый произносит текст, для усиления эффекта можно показать детям картинку с изображением того образа, в который они будут превращаться. Например: «Представьте, что вы превратились в отважных львов. Вы - сильные и бесстрашные. От вашего рыка дрожат все звери в округе. Сейчас вы проголодались и идете охотиться. (Дети могут подвигаться, как львы, порычать, поточить когти и пр.) Чтобы не спугнуть добычу, вы потихоньку крадетесь в зарослях и принюхиваетесь. Но что это за шум? Вы ложитесь на живот и выжидаете. Шум приближается, и вы отчетливо слышите лай собак и человеческие голоса. А еще - выстрелы! (Можно произвести какой-нибудь громкий звук или проколоть воздушный шарик.) Пора спасаться! Скорей бегите в свое логово! (Дети бегут каждый в свое «логово».) Наконец-то вы дома! Можно перевести дыхание, и вы делаете несколько глубоких вдохов и выдохов. А потом сворачиваетесь клубочком, как домашняя кошка, и закрываете глаза - нужно немного отдохнуть». Через некоторое время ведущий просит детей открыть глаза, сладко потянуться и спрашивает: «Отдохнули? А теперь снова превращайтесь в мальчиков и девочек».

    В зависимости от особенностей детской группы можно придумать любой текст.



    Предварительный просмотр:

    Игры на формирование эмоционального контакта

    Задачи:

    • формирование эмоционального контакта;
    • формирование доверия детей к воспитателю.

            Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

            Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения и т.д.

    Игра 1. «Иди ко мне»

    Ход игры: взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!». Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!». Игра повторяется.

    Игра 2. «Пришел Петрушка»

    Материалы к игре: Петрушка, погремушка.

    Ход игры: воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми.

    Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

    Игра 3. «Выдувание мыльных пузырей»

    Материалы к игре: баночки для выдувания мыльных пузырей.

    Ход игры: воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а, не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри.

    Игра 4. «Хоровод»

    Ход игры. воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:

    Вокруг розовых кустов,

    Среди травок и цветов,  

    Кружим, кружим хоровод.

    До того мы закружились,

    Что на землю повалились.

    Бух!

    При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.

    Вокруг розовых кустов,

    Среди травок и цветов,

    Водим, водим хоровод.

    Как заканчиваем круг,

    Дружно прыгаем мы вдруг.

    Гей!

    Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.

    Игра 5 «Покружимся»

    Материалы к игре: два игрушечных мишки.

    Ход игры: воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.

    Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.

    Я кружусь, кружусь, кружусь,

    А потом остановлюсь.

    Быстро - быстро покружусь,

    Тихо - тихо покружусь,

    Я кружусь, кружусь, кружусь.

    И на землю повалюсь!

    Игра 6. «Прячем мишку»

    Материалы к игре: большая мягкая игрушка знакомая ребенку.

    Ход игры: воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Воспитатель спрашивает у ребенка: «Где мишка?», затем они вместе ищут мишку. Когда они найдут игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося; «Ку-ку». Когда ребенок найдет воспитателя, они повторяют игру еще раз. Затем они меняются местами. Теперь воспитатель ищет ребенка.

    Игра 7. «Солнышко и дождик»

    Материалы к игре: детские стулья.

    Ход игры: дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены игровой комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу воспитателя: «Дождик! Скорее домой!» бегут на свое место и присаживаются за стульями. Игра повторяется.

    Игра 8. «Хоровод с куклой»

    Материалы к игре: кукла средних размеров.

    Ход игры: воспитатель приносит новую куклу. Она «здоровается» с детьми, «гладит» каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла «предлагает» потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую песню.

    Эта игра проводится с двумя или тремя детьми.

    Игра 9. «Догонялки»

    Материалы к игре: кукла средних размеров.

    Ход игры: кукла знакомая по игре «Хоровод с куклой», «говорит», что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы. Кукла их «догоняет, радуется», что нашла их «обнимает» и «говорит: «Вот мои ребятки».

    Эта игра проводится с двумя или тремя детьми.

    Игра 10 «Солнечные зайчики»

    Материалы к игре: маленькое зеркальце.

    Ход игры: воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:

    Солнечные зайчики.

    Играют на стене.

    Помани их пальчиком,

    Пусть бегут к тебе!

    По сигналу воспитателя: «Лови зайчика!». Дети пытаются его поймать.

    Игра 11. «Игра с собачкой»

    Материалы к игре: игрушечная собачка.

    Ход игры: воспитатель держит в руках собачку и говорит:

    Гав-гав! Кто там?

    Это песик в гости к нам.

    Я собачку ставлю на пол.

    Дай, собачка, Пете лапу!

    Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять собачку за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой. Ребенок кормит собаку. Собака «ест», «лает», и говорит ребенку «спасибо».

    Игра 12. «Собирание «сокровищ»»

    Материалы к игре: корзина.

    Ход игры: на прогулке воспитатель собирает вместе с детьми «сокровища» (камешки, стручки, веточки, листья) и складывают их в корзину. Выясняет какие «сокровища» вызывают у детей наибольший интерес. Затем называет какое-либо «сокровище» и просит достать его из корзины.

    Игра 13. «Делаем коллаж»

    Материалы к игре: отрезок цветной бумаги, поздравительные открытки, веревочки, кусочки пенопласта, пряжа и т.п.

    Ход игры: воспитатель расстилает на столе большой лист плотной бумаги или картона. Кисточкой промазывает клеем с одной стороны кусочек пенопласта (открытку и т.п.) и передает ребенку, чтобы он наклеил его на бумагу. Ребенок выбирает сам предметы, которые ему хотелось бы наклеить. Завершенный коллаж можно повесить на видном месте, чтобы все могли им любоваться.

    Игра 14. «Ловись, рыбка»

    Материалы к игре: картонная коробка, металлические пробки от бутылок («рыбки»), магнит, палочка и веревка (для удочки).

    Ход игры: в картонную коробку помещают несколько металлических пробок от бутылок, желательно разного цвета. К одному концу веревки привязывают палочку, а к другому брусок магнита. Воспитатель показывает детям, как выуживать «рыбок» из коробки, притягивая металлические пробки магнитом. Если пробки разного цвета, то малышам можно предложить вытянуть, например, красную рыбку.

    После того, как будут извлечены все пробки, взрослый считает их: «Вот сколько рыб мы поймали».

    Игра начинается снова.

    Игра 15. «Кто в кулачке?»

    Ход игры: воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает детям несколько раз, как это сделать, и просит их повторить. Возможно, придется помочь детям убрать большой палец в кулак. После этого воспитатель читает стишок и выполняет вместе с детьми выполняет движения.

    Кто залез ко мне в кулачок?

    Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)

    Ну-ка, ну-ка, вылезай!

    Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)

    Игра 16. «Игра с кистями рук»

    Ход игры: дети повторяют те движения, которые им показывает воспитатель. Опускает пальцы вниз и шевелит ими «дождь идет». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем «кисточкой» кружки на щеках, проводит сверху вниз линию по носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши.

    Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-хлоп-хлоп и т.п.

    Игра 17. «Дуть во что-нибудь и на что-нибудь»

    Материалы к игре: воздушный шарик, трубочка.

    Ход игры: воспитатель дует на маленький воздушный шарик через трубочку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка. Дует на цветок, травку. Дети повторяют действия взрослого.

    Игра 18 «Покатаемся на лошадке»

    Материалы к игре: Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).

    Ход игры: воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: «Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно. Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, лошадка!»

    (сильнее раскачивает ребенка). Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, а затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «н» протяжно, а все звукосочетание - громко и четко.

    Игра 19. «Книжка угадай-ка»

    Материалы к игре: записная книжка с проволочной спиралью.

    Ход игры: воспитатель наклеивает в записной книжке через страницу (на первой стороне) картинки с изображением известных ребенку предметов. Каждую страницу без картинок разрезают на несколько горизонтальных полосок, начиная с левого края. Рассматривая книжку вместе с малышом, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребенок старается догадаться, что изображено на картинке.

    Игра 20. «Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй в рожок»

    Материалы к игре: воздушный шарик, вертушка, рожок.

    Ход игры: на уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку и рожок. Воспитатель показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетел, и предлагает ребенку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок, ребенок повторяет.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры и упражнения на формирование навыков взаимодействия со сверстниками

    Игры и упражнения на формирование навыков взаимодействия со сверстниками...

    Презентациия : "Игры и упражнения на формирование навыков словоизменения в речи дошкольников"

    Данная презентация поможет воспитателю подобрать  игры и упражнения на формирование у дошкольников грамматического  строя речи....

    Дидактические игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов.

    предлагаемые дидактические игры и упражнения  помогают детям с ОНР усвоить правила употребления предлогов....

    Упражнения на формирование навыков словообразования у дошкольников

    Данные упражнения позволяют решить следующие задачи:1. Расширять и активизировать словарный запас. 2. Продолжать учить произносить слова сложной слоговой структуры. 3. Развивать слуховое вни...

    Игры и упражнения для формирования навыков правильного употребления предлогов

    Материал содержит 58 игр направленых на понимание значения предлогов ,навыка их употребления в речи и умения составлять предложения с ними....

    Картотека игр и упражнений на формирование навыков общения

    Контакты со сверстниками приносят детям ни с чем несравнимую радость. Только с ними они учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которых не могут иметь...

    Картотека игр и упражнений на формирование навыков словообразования

    Картотека игр и упражнений на формирование навыков словообразования  (младший  дошкольный  возраст)...