Картотека игр по формированию пространственных представлений у старших дошкольников.
картотека по математике (подготовительная группа) по теме

Феофилова  Гульнара  Владимировна

Использование дидактических игр является

эффективным средством формирования

пространственных представлений в старшем

дошкольном возрасте .Дидактические игры как своеобразное средство

обучения и воспитания, отвечающие особенностям

ребёнка, включаются во все системы дошкольного

воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр является

эффективным средством формирования

пространственных представлений в старшем

дошкольном возрасте .Дидактические игры как своеобразное средство

обучения и воспитания, отвечающие особенностям

ребёнка, включаются во все системы дошкольного

воспитания.

ГДЕ СИДЕЛ ВОРОБЕЙ?

Дидактическая задача: формировать у детей понятия, характеризующие положение предмета в пространстве.

Оборудование: фланелеграф, аппликация воробья и лесной полянки.

Содержание. Воробей летает по полянке; когда он садится, дети определяют его пространственное положение: «Воробей сел слева, на веточке, внизу, под кустиком, справа, у цветка, сзади, за дерево и т. д.».

Примечание. Воробьев может быть несколько, и дети уточняют, где сидит каждый из них.

ДОЙДИ ДО ФЛАЖКА.

Дидактическая задача: упражнять детей в пространственной ориентации; тренировать внимание.

Оборудование: флажки на подставках.

Содержание. На песке или на асфальте, линолеуме чертится большой квадрат, который делится на 16 маленьких. В один из них ставится флажок. Ребенок начинает игру с «дома» - заштрихованного квадрата. Воспитатель направляет движение ребенка к флажку, например направо на один квадрат, налево через два квадрата, вперед в следующий квадрат, назад в соседний квадрат и т. д. (Всего 6-8 ходов.) Кто не ошибется и дойдет до флажка, забирает его к себе. Ставится другой флажок, и игра повторяется. Игру можно проводить на улице. Участвуют четверо-шестеро ребят.

НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!

Дидактическая задача: дать практические навыки ориентирования в пространстве; упражнять в порядковом счете.

Оборудование: звездочки.

Содержание. Дети одного ряда строятся в колонну и выполняют команду: «Коля встанет перед Игорем»; «Женя за Леной»; «Коля между Васей и Светой»; «Ира самая последняя, а Володя рядом» и т. д.

Вариант 1. Дети во время перестроения выполняют движения по заданию: «Мальчик рядом с Олей сделает шаг назад»; «Тот, кто стоит слева от Вити, хлопнет в ладоши» и т. д. Дети остальных рядов проверяют правильность выполнения команды. Если кто-то ошибся, поднимают руку и поправляют. Кто ни разу не ошибся, получает звездочку.

Вариант 2. Группа ребят строится в шеренгу. Дети запоменают порядок построения. По сигналу дети закрывают глаза, а два-три человека меняются местами (или садятся на место). Нужно определить, как ребята перестроились, и назвать место ребенка, например: «Миша стоял рядом с Игорем, он был третьим. Теперь он седьмой, стоит между Димой и Таней» или «Нет Оли, она была второй».

ЧТО СПРАВА?

Дидактическая задача: совершенствовать умение детей определять пространственное положение нескольких предметов.

Оборудование: флажки.

Содержание. Дети по очереди встают и описывают то, что находится у них справа (слева, впереди, сзади). Дети могут повернуться лицом к окну (двери, шкафу), тогда ориентиры изменятся. За правильный ответ получают флажки.

УГАДАЙ, ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?

Дидактическая задача: определять положение предметов в пространстве по отношению друг к другу.

Оборудование: набор игрушечной мебели и посуды или предметные картинки.

Содержание. На полочке комната куклы. Дети рассматривают обстановку комнаты и закрывают глаза, положив голову на руки. Воспитатель делает перестановку мебели. Ребенок должен сказать, где стоял тот или иной предмет. Например: «Стул стоял слева от дивана, а его поставили около стола». Когда дети усвоят правила игры, можно делать одновременно две-три перестановки.

Примечание. Вместо набора мебели можно использовать предметные картинки (обувь, одежда, цветы, предметы домашнего обихода), располагая их группами на наборном полотне или фланелеграфе.

ГДЕ ИСКАТЬ?

Дидактическая задача: формировать умение детей ориентироваться в пространстве; учить выбирать направление поиска.

Оборудование: игрушки.

Содержание. Водящий выходит из группы, дети прячут игрушку. Водящий возвращается, дети направляют его поиск словами: на столе, под партой, у окна, рядом с аквариумом, между полочками и т. д. Найденную игрушку ребенок берет поиграть. Впоследствии может быть двое водящих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование развивающих игр геометрического характера для формирования пространственных представлений у старших дошкольников

На развитие пространственного мышления ребенка большое влияние    оказывают основные геометрические преобразования, такие как движение, трансформация, преобразование, пересечение и объединен...

Проект по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с нарушениями ОДА «Страна Левоправия»

Развитие пространственных представлений выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с детьми с ДЦП.  Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, о...

Формирование пространственных представлений у старших дошкольников в период подготовки к школьному обучению

Для успешного обучения в школе ребёнок должен свободно ориентироваться в пространстве и на плоскости, знать основные пространственные понятия. Пространственные представления – это представления ...

Особенности диагностики формирования пространственных представлений у старших дошкольников с ОНР.

Развитие речи у детей с ОНР - это серьёзная проблема научно-методического характера многие ученые уделяют большое внимание в  своих исследованиях. При  изучении  особенностей развития р...

Картотека игр и упражнений, направленных на формирование пространственных представлений в старшей группе.

В данной картотеке собраны  игры и упражнения  способствующие  овладению  пространственной ориентировкой не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке....

Картотека игр на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Картотека игр на формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста...