Развития речи и обогащение активного словаря дошкольников в ДОУ.
консультация на тему
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».
Возрастные особенности психологического развития ребенка
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет) | |
Развивается понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Ребенок начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. | |
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) | |
показатели | характеристика |
Ведущая потребность | Потребность в общении, уважении, признание самостоятельности ребенка. |
Средняя группа (от 4 до 5 лет) | |
Ведущая потребность | Потребность в общении познавательная активность. |
Старшая группа (от 5 до 6 лет) | |
Ведущая потребность | Потребность в общении. |
Подготовительная группа к школе (от 6 до 7 лет) | |
Ведущая потребность | Потребность в общении. |
Общение занимает большое место в жизни детей 5 -7 лет; от того, как удовлетворяется потребность ребенка в общении со сверстниками, зависит его настроение, активность и деятельность. Для детей этого возраста характеризуется широта общения, инициативность, деловой и личностный характер общения. Дети вступают в разговоры, обмениваются впечатлениями, замыслами, обсуждают распределение ролей, содержание игр, трудовые дела и т.д. Разностороннее общение детей со взрослыми.
Факторы вызывающие беспокойство
- Испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками.
- Дети все меньше пользуются словом, как средством общения.
- Дети не могут поддерживать, развивать и устанавливать контакты.
- Дошкольники могут по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой стесняются отвечать, если к нему кто – либо обращается.
Коммуникативные навыки детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова появляются у ребенка к концу первого года жизни.
До полутора лет | Словарь возрастает до 40 слов ( преобладают существительные и глаголы используются как предложения, сопровождаются мимикой, жестами, а речь взрослого воспринимается ребенком, как инструкция к действию. «Возьми ложку и сядь за стол»). |
В 1.8 | Словарь ребенка может достигать 100 слов. |
В 2 года | 300 слов (прилагательные, местоимения, строятся 2- 3 сложные предложения, пытается применять согласования). |
В 3 года | Малыш пополняет свой запас 1300 слов (слова вежливости, легко участвует в разговоре, диалоге, запоминает стихи, адекватно оценивает позитивные и негативные слова). Формируется речевой этикет. |
В 4 года | запас 2500 слов (развивается языковой аппарат, подвижность языка, речевое дыхание; употребляет все части речи в разговоре). |
В 5 лет | Словарь достигает 3500 слов (ребенок своевременно и логично отвечает на вопросы, формируется образная речь дошкольника). |
В 6 лет | Словарь достиг 4000 слов (дети проявляют инициативу в общении, используют слова оценочного содержания, рассказывают интересные события). |
В 7 лет | Словарь 5000 слов (завершен процесс фонематического развития, что делает его готовым к обучению грамоты; дошкольник также усваивает морфологию, синтаксис одного языка, легко образует новые слова, использует разнообразные лексические эпитеты, сравнения, синонимы, омонимы). Речь образная, разнообразная и эмоциональная. |
Учтите, что эта характеристика приблизительная. Уровни речевого развития детей одного возраста бывают очень, различными.
Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное развитие – развитие значения слов. Четкая предметная соотнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка, а является продуктом развития.
Словарная работа - это целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря - это длительный процесс количественного накопления слов, освоение их значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
Аспекты словарной работы.
- Освоение ребенком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей. (Е. И. Тихеева, М. М. Конина, Л. А. Пеньевская, В. И. Логинова, В. В. Гербова, А. П. Иваненко, В. И. Яшина)
- Усвоение слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами (ознакомление детей с многозначными словами, использование антонимов, синонимов, т. е. развитие смысловой стороны речи). (Ф. А. Сохин и его ученики: О. С. Ушакова, Е. М. Струнина и др.)
перевод
Значение словарной работы
Задачи словарной работы
Словарная работа
Таким образом, в словарной работе используется совокупность разных приемов и методов в зависимости от степени овладение детьми словами.
Важнейший метод словарной работы – составление рассказов детьми. В связанной речи вырабатываются навыки употребления слов в сочетании с другими, с учетом контекста.
Словарная работа на занятиях должна сочетаться с активизацией слов в различных видах деятельности, в широкой речевой практике.
К концу дошкольного возраста при определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/29/picture-427207-1396091233.jpg)
"Игры, способствующие обогащению активного словаря дошкольников глаголами"
Консультация для воспитателей ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/29/picture-427207-1396091233.jpg)
"Игры, способствующие обогащению активного словаря дошкольников глаголами"
Консультация для воспитателей ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/03/picture-1062796-1538591940.jpg)
"Алгоритм действия педагога по обогащению активного словаря дошкольника"
Презентация на тему "Алгоритм действия педагога по обогащению активного словаря дошкольника"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/08/picture-1063298-1538999409.jpg)
Алгоритм действий педагога по обогащению активного словаря дошкольников
Алгоритм действий педагога по обогащению активного словаря дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/22/picture-851340-1621683593.jpg)
Игры по обогащению активного словаря дошкольников.
Игры по обогащению активного словаря дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/22/picture-851340-1621683593.jpg)
Папка-передвижка Игры по обогащению активного словаря дошкольников.
Игры по обогащению активного словаря дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-323156-1383993451.jpg)
Дидактические игры – как средство развития и обогащения активного словаря дошкольников.
К периоду школьного обучения ребенок овладевает таким словарём, который позволяет ему свободно общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, иметь представление...