«Особенности воспитания гиперактивных детей»
статья на тему

Пшегорлинская Ольга Антоновна

Описание понятия  гиперактивные дети. Диагностическое анкетирование по  (Д. Коннерсу). Разъяснения родителям о том, что происходит с их детьми. Некоторые рекомендации для родителей  по коррекции воспитания гиперактивных детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Особенности воспитания гиперактивных детей»

 Пшегорлинской Ольги Антоновны

Тема: Особенности воспитания гиперактивных  детей

      Гиперакти́вность — состояние, при котором активность и возбудимость человека превышает норму.  Гиперактивность – это такая форма расстройства, которая достаточно часто проявляется у детей группы дошкольного возраста, а также у детей раннего школьного возраста, хотя не исключается и «переход» к дальнейшим возрастным группам. Гиперактивность,  не является болезнью в классическом смысле слова.  Как правило, гиперактивность  в детском возрасте  проявляется трудностями в поведении и учебе, нарушениями в межличностных отношениях, имеющими значительные последствия для самих детей, их родителей, окружающих.

     Согласно Международной классификации болезней,  понятие «гиперкинетические нарушения» т.е. гиперактивность  трактуется как отклонения в поведении, характеризующиеся следующими типичными признаками:

- ранним проявлением (отклонения обычно наблюдаются уже в первые пять лет жизни);

- сочетанием чрезмерной активности в поведении, трудной управляемости и явно выраженной невнимательности;

- недостатком терпения при выполнении заданий, требующих умственных усилий;

- тенденцией к неожиданной и быстрой смене деятельности без доведения начатого до конца;

- хаотичной, недостаточно контролируемой и чрезмерной двигательной активностью.

      В качестве первичной диагностической ориентировки оправдал себя перечень симптомов, разработанный Джимми Коннерсом. Эту анкету могут заполнять как «родители», так  другие люди, при условии, что этому предшествует минимум четырехнедельный период наблюдений. Если в сумме набирается более 15 очков, то это дает основание предполагать наличие у ребенка гиперактивност.

Анкета для определения гиперактивности

(по Д. Коннерсу)

Имя

Возраст

Степень проявления признака

отсутствует (0)   низкая (1)  довольно высокая (2) очень высокая (3)

Наблюдаемые признаки

1. Двигательное беспокойство (постоянно находится в движении)

2. Раздражительность, импульсивность

3. Вмешательство в занятия других детей

4. Частая и быстрая переключаемость внимания

5. Постоянное ерзание на месте

6. Невнимательность, отвлекаемость

7. Нетерпеливость и быстрое разочарование

8. Плаксивость

9. Быстрая и резкая смена настроения

10. Склонность к проявлениям ярости, взрывное, непредсказуемое поведение

Общая сумма

Причины гиперактивности у  детей.

     В настоящее время считается, что симптом детской гиперактивности может иметь самые разные органические, психические и социальные причины. В этом контексте можно говорить о гетерогенных, многофакторных, или неспецифических, механизмах взаимодействия.

     Например, в духе общепринятого мнения о том, что жизнь становится все лихорадочнее и сложнее, говорится о нарушенной в целом среде обитания. Таким образом, вопрос незаметно переносится в общекультурный контекст, приобретая критическую окраску.

     Подобные глобальные рассуждения довольно быстро находят отклик, но они не могут нас удовлетворить, поскольку их общий характер не открывает перспектив для конкретных действий. Иными словами, речь идет о раскрытии микроструктуры социокультурных влияний на возникновение психомоторных нарушений.

-Нарушения как характерное явление нашего времени

-Новые экологические проблемы

-Изменения в семейных условиях жизни

-Успехи неонатологии

-Преобладание общественных форм воспитания и рост профессионализма воспитывающих

-Изменения в восприятии ребенком окружающего пространства

-Роль жилищных условий

-Мир детства  телевизор и интернет

Особенности детей и ожидания родителей

       Что же представляют собой эти так называемые гиперакгивные дети? Это дети, которые не могут адекватно приспособиться к реалиям окружающей жизни и поэтому воспринимаются своим ближайшим окружением как объект постоянной заботы и источник беспокойства. И сами дети с повышенной активностью, и их окружение страдают от свойственной им суетливости; причиной неприятностей становится поведение, отклоняющееся от социально принятых норм.

     Родители рассказывают о трудностях, которые доставляют им дети, о возникающих в семье конфликтах. Как правило, это повествования о том, как сложно, тяжело наладить в доме спокойную жизнь, когда ребенок постоянно и  во что бы то ни стало, хочет настоять на своем, портит вещи, вмешивается в разговоры и требует постоянного внимания.

     У дошкольников большие трудности со сном, они чрезмерно  шумны во время семейных праздников и любых общественных  мероприятий, им свойственны непредсказуемые приступы ярости, они постоянно создают помехи другим детям.

     В начальной школе к этому прибавляются проблемы с обучением чтению и письму, дети допускают многочисленные ошибки по  невнимательности, возникают бесконечные дискуссии по поводу  выполнения домашних заданий. Чтобы избавиться от обязанностей, дети прибегают ко лжи, кроме этого, происходят вечные  неурядицы между братьями и сестрами.

     У родителей вызывает недоумение и раздражение следующая особенность поведения их ребенка: он сожалеет, что ведет себя неправильно, и даже согласен слушаться, но тотчас же оказывается, что он забыл о своем намерении, и ведет себя точно таким же непозволительным образом, как и прежде.

     Очень трудно выносить общение с ребенком, который постоянно пребывает в дурном настроении, нетерпелив, упрям и не послушен. На желание родителей поговорить с ним ребенок не откликается, он не в состоянии рассказать, к примеру, как прошли занятия в детском саду, школе или урок музыки.

    Много неприятностей доставляет отношение к ребенку со стороны окружения — родственников, соседей, воспитательниц и учителей. Их резкие, недоброжелательные отзывы не могут не огорчать родителей.

Родители должны понимать, что происходит с их детьми

   Родителям следует помнить о том, что этот синдром существовал всегда. Но сегодня детям с этим вариантом личности, к сожалению, приходится все сложнее. Это обусловливается такими факторами, как постоянное увеличение потока раздражителей, нарастание темпа жизни, преобладание вербализма и морализма в воспитании, одновременное уменьшение терпимости к «детским ошибкам», проказам и шалостям, притом что считается, будто дети очень рано «обретают способность к сознательному учению»

     Родителям следует учитывать, что у ребенка имеются особенности (высокая степень открытости к восприятию раздражителей при одновременной функциональной недостаточности их фильтрации, недостаточность импульсной регуляции, а также легкая возбудимость), которые не поддаются изменению и которые должны приниматься родителями как «ценностно нейтральный вариант личности  ребенка, т.е. ни «плохой», ни «хороший». Следует принимать ребенка таким, какой он есть.

    Помочь принять гиперактивного ребенка таким, каков он есть,  может ориентация на его положительные качества. Эти дети часто бывают милы и обаятельны, они веселы и оптимистичны. У них есть чувство юмора. Они могут быть очень предупредительны, охотно помогают  нуждающимся  в помощи, заботливы и отзывчивы.   У многих детей прекрасное чувство ориентации и молниеносная реакция на ситуацию при хорошем обзоре происходящего вокруг. Как правило, они смышлены, любознательны, креативны, нередко обладают хорошей фантазией, расторопны.  У многих из них отмечаются ярко выраженная любовь к животным и большой интерес к природе.

       Первыми помощниками в исправлении синдрома гиперактивности дошкольника должны быть родители ребенка, его семья. На них возложена основная доля ответственности за развитие личности ребенка. 

    Огромное воздействие семьи на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей, - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. 

     Поэтому в коррекционный процесс мы должны привлекать не только  родителей,  но и бабушек, дедушек старших братьев и сестер.   Свою задачу они должны видеть в последовательном соблюдении избранного метода, отказе от телесных наказаний, соблюдении режима, а также в моральной поддержке ребенка и соответствующем поощрении. Нельзя при непослушании ребенка читать ему мораль или делать наставления. Вместо этого можно показать ребенку, что его недовольство понятно, но выполнить требование взрослого все же придется. 

      Последовательный стиль воспитания нуждается в четкой проработке; последовательность — это не синоним строгости, твердолобости, жесткости и авторитарности. Последовательность означает, что родители верны своему слову, и ребенок знает, что объявленные последствия не подлежат оспариванию. Нельзя давать детям возможности любой уловки вывернуться из неприятного положения. При этом следует исключить из обращения импульсивность и спонтанные угрозы наказания. Имея нарушения в области саморегулирования, дети нуждаются в предсказуемости и последовательности воспитательного воздействия. Установленные правила помогают им учиться регулировать свое поведение; при этом сокращается число поводов для постоянного возникновения трений и конфликтов, климат в семье может улучшиться.

      Установление и соблюдение режима дня также помогают в выработке навыков регулирования поведения: ребенок нуждается в спокойной обстановке без лишних внешних раздражителей.  При известных обстоятельствах очень полезной может оказаться такая мера, как четкое определение времени, отведенного для выполнения того или иного задания. Идет на пользу также выполнение «рутинных» повседневных действий, соблюдение ритуалов и следование установившимся в семье обычаям. Дети привязываются к заведенному порядку и в дальнейшем стремятся его выполнять.

          Наиболее важным приемом является обращение с ребенком при «выключенных эмоциях». Чем более спокойным будет в общении с ребенком его родитель, тем легче будет ребенку погасить свое возбуждение и вернуться в состояние регулируемой работоспособности.

     Гиперактивный ребенок часто бывает невыносим, однако в его беспокойном поведении есть определенный смысл. Ребенок как  бы говорит окружающим: «Я хочу, чтобы на меня обратили внимание, чтобы меня любили. Я заставлю вас, меня заметить!» Ребенок посылает вновь и вновь сигналы, усиливая их в надежде, что кто-то на них отреагирует. Смысл этих эскапад не понятен окружающим, и между ожиданиями ребенка (хочет завоевать внимание и любовь) и действительностью (окружающие видят только назойливую суетливость, шумность, неловкость) образуется пропасть. Диалог нарушен, а это ведет только к усилению нарушения поведения. Так может возникнуть порочный круг.

         Родителям  нужно распрощаться со своей любовью к покою и инертностью. Личность воспитателя должна характеризоваться такими качествами, как искренность, чуткостью предсказуемость и прямота. Необходимо быть готовым к любым неожиданностям. Синдром проявляется с разной степенью выраженности, в его развитии имеются различные фазы, и было бы нереально, наблюдая хорошую фазу, считать, что все плохое позади и теперь все будет в порядке. Это время надо использовать как передышку, чтобы набраться сил для трудной фазы, которая может вскоре последовать. Запастись избытком терпения  сил и спокойствия. Воспитание гиперактивных детей следует строить на основе любовного к ним отношения при четком понимании их трудностей.

      При появлении симптомов указывающих на гиперактивность, необходимо обратиться к неврологу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ОСОБЕННОСТИ УЧЕБЫ И ВОСПИТАНИЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ»

В данной консультации даются советы родителям, у которых гиперактивный ребенок....

Рекомендации по воспитанию гиперактивных детей; игры и упражнения для снижения гиперактивности и развития внимания.

Что такое гиперактивность?  Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Част...

Рекомендации по воспитанию гиперактивных детей; игры и упражнения для снижения гиперактивности и развития внимания.

Что такое гиперактивность?  Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность...

Рекомендации по воспитанию гиперактивных детей; игры и упражнения для снижения гиперактивности и развития внимания.

Что такое гиперактивность?  Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Част...

Особенности воспитания гиперактивных детей дошкольного возраста

МБДОУ «Детский сад «Звездочка» воспитатель младшей группы Костина Светлана Михайловна Особенности воспитания гиперактивных детей дошкольного возраста АктуальностьВ наши дни...