Памятка по ПДД
консультация на тему

Капранова Марина Николаевна

Материал содержит методические рекомендации для воспитателей ДОУ по системе работы по ознакомлению детей дошкольного  возраста с правилами дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_po_pdd.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ

Система работы по ознакомлению детей дошкольного  возраста с правилами дорожного движения

        Чтобы оградить ребёнка от опасности на дороге, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками, научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий.

        Целью работы по ПДД в ДОУ является создание условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице.

        Задачи:

  • формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность;
  • закрепление правил дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства;
  • продолжение работы по обогащению словаря, развитию  диалогической речи;
  • обучение детей применению своих знаний в конкретных ситуациях;
  • повышение педагогической грамотности родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.

        Работа по профилактике дорожно-транспортных происшествий строится в соответствии со следующими принципами организации образовательного процесса:

  • принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.
  • принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
  • принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей  реализующихся в образовательном процессе.
  • принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.
  • принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
  • принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

        Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на дорогах построено по нарастающей степени сложности работы, начиная с элементарных задач воспитания детей первой младшей группы и заканчивая более сложными понятиями, которые должны усвоить дошкольники подготовительной группы.

1 младшая группа

  • Формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге.
  • Знакомство с некоторыми видами транспорта.
  • Знакомство с работой водителя

Младшая группа

  • Расширение ориентировки в окружающем пространстве.
  • Знакомство с понятиями: «улица», «дорога», «светофор»
  • Рассказы детям о работе водителя.
  • Формирование умения различать транспортные средства: легковой, грузовой автомобили, машины специального назначения
  • Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах

Средняя группа

  • Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.
  • Продолжение знакомства с понятиями: «улица», «дорога», «светофор», «перекресток», «Остановка»  и элементарными правилами  поведения на улице.
  • Уточнение знаний о работе полицейского и назначении светофора.
  • Знакомство с различными видами городского транспорта, специальными машинами и их назначением
  • Знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»
  • Формирование навыков культурного поведения в общественном транспорте.

Старшая группа

  • Уточнение знаний детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.
  • Знакомство с названием ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.
  • Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.
  • Продолжение знакомства с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Подготовительная группа

  • Систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».
  • Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности.
  • Формирование умения находить дорогу домой из детского сада.
  • Продолжение знакомства с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.
  • Подведение детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
  • Расширить представления детей о работе ГИБДД.

        В работе с детьми используются следующие методы и технологии:

  • метод проектов;
  • моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
  • личностно-ориентированная технология;
  • технология игрового обучения;
  • метод наблюдения и беседы.

Основные формы работы с детьми в ДОУ по обучению правилам дорожного движения:

  • непрерывная образовательная деятельность;
  • игры
  • беседы
  • целевые прогулки (по территории детского сада, к остановке, к перекрестку)
  • встречи с работниками ГИБДД
  • просмотр мультфильмов, слушание компакт-дисков
  • праздники, досуги, развлечения
  • конкурсы, выставки.

        При ознакомлении детей с правилами дорожного движения большое значение имеет развивающая предметно-пространственная среда.

Для ознакомления детей с правилами дорожного движения используются:

  • атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;
  • транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);
  • светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщика);
  • разрезные картинки, кубики, мозаики;
  • плакаты;
  • сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
  • атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка, нарукавники, нагрудные изображения различных видов транспорта и др.);
  • дорожные знаки.

        С целью обогащения опыта детей старшего дошкольного возраста в течение года проводятся целевые прогулки и экскурсии по улицам. Дети наблюдают, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры

        На участке детского сада можно сделать пешеходную дорожку с «островками безопасности», и предложить детям поупражняться в соблюдении правила: при переходе сначала посмотреть налево, а потом направо.

        Представления, полученные на целевых прогулках, закрепляются в процессе НОД: дети рисуют, выполняют аппликацию, строят из напольного конструктора улицы и обыгрывают разные ситуации.

        В детском саду нужно постоянно поддерживать контакт с семьей. Единые требования, предъявляемые к детям со стороны воспитателей и родителей, будут способствовать успешному овладению детьми азбукой дорожного движения.

        В работе с родителями используются:

  • информационные стенды, папки-передвижки;
  • родительские собрания, беседы с участие психолога, инспекторов ГИБДД и других заинтересованных лиц такие как: «Для чего нужны правила дорожного движения», «Дисциплина на улице - залог безопасности пешеходов», «Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения» и др.
  • мастер-классы, на которых родителей знакомят с объемом предлагаемых для детей знаний и умений (правила дорожного движения, сигналы светофора; пешеходный переход «зебра»; обязанности пешеходов, пассажиров).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей Памятка по обучению детей правилам дорожного движения

Уважаемые родители хочется напомнить Вам еще раз правила безопасного поведения на улицах нашего города. 1. Переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги прекратите разговариват...

Памятка для родителей «Памятка родителям от детей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШЕОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКОГО РАЙОНА Памятка для родителей «Памятка род...

Памятка "Как воспитать у ребенка самостоятельность", Памятка «Как преодолеть страх перед школой»

Раздаточный материал на родительское собрание в подготовительной группе...