Главные вкладки

    Организация художественно-эстетического воспитания в детском саду.
    учебно-методический материал на тему

    Выступление

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл hudozhest.-estetich._vosp-e_v_do.docx18.07 КБ

    Предварительный просмотр:

     Организация художественно-эстетического воспитания в детском саду.

     Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.

    Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:

    — развитие творческого потенциала ребенка;

    — развитие образного, ассоциативного мышления;

    — развитие самостоятельности и творческой активности.

       В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:

    — развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

    — становление эстетического отношения к окружающему миру;

    — формирование элементарных представлений о видах искусства;

    — восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

    — стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

    — реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

       Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:

    1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;

    2) опыт художественно-творческой деятельности.

       Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.

       Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

       В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.

    Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

       Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

    Формы и методы ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию

        Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

       Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

        Реализация цели осуществляется через решение задач:

        организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в художественно-творческой деятельности;

        развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

        использование нетрадиционных, интегрированных форм занятий;

        приобщение к традициям родного края;

        привлечение родителей и детей к народному творчеству и совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию.

       Для успешного освоения программы по художественно-эстетическому развитию работа в ДОУ строится по следующим направлениям:

        работа с педагогическими кадрами;

        работа с детьми;

        взаимодействие с семьёй.

       Основными педагогическими условиями реализации художественно-эстетического развития являются:

        создание обстановки эмоционального благополучия;

        создание и обновление предметно-развивающей среды;

        творческий подход к содержанию образования;

        вариативность в выборе тем занятий, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;

        использование личностно-ориентированного подхода в обучении детей;

        синтез занятий по рисованию, лепке, аппликации с занятиями по ознакомлению детей с природой; использование музыкальных произведений на занятиях по изобразительной деятельности;

        осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и другой художественной деятельности (систематичное ознакомление детей с искусствоведческим материалом художников, поэтов, композиторов, описывающих природу, труд, быт Кольского Заполярья);

        взаимодействие с семьями воспитанников;

        преемственность в работе с учреждениями культуры.

    Наша работа по художественно-эстетическому воспитанию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.

    Организация учебно-воспитательного процесса реализуется через:

        занятия по изобразительной деятельности,

        занятия по музыкальному воспитанию,

        театрализованную деятельность,

        кружковую работу,

        индивидуальную работу,

        выставки детских работ, персональные выставки,

        посещение театров,

        праздники, концерты, спектакли.

       Эффективно используются раздевалки в групповых комнатах и коридоры: в них размещаются выставки детских рисунков. Оформлена галерея детского творчества.

       Реализации художественно-эстетического направления развития воспитанников способствуют формы системной работы с педагогическими кадрами. Один из педсоветов, ежегодно, посвящен вопросам художественно-эстетического развития детей, которые проводятся в нетрадиционной форме.

        Эффективность работы по приоритетному направлению во многом определяется тесным сотрудничеством всех специалистов ДОУ: музыкального руководителя, воспитателя, педагога-психолога, социального педагога, руководителей кружковой работы, старшего воспитателя. Во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении воспитательно-образовательных задач, в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности.

       Для успешного освоения программ художественно-эстетического воспитания необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Блочная организация воспитательно-образовательного процесса способствует художественно-эстетическому развитию детей.

        1 блок – организованная деятельность,

        2 блок – совместная с воспитателем деятельность детей,

        3 блок – самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность)

       Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

        организованная деятельность с детьми (занятия),

        праздники,

        развлечения, народные праздники,    

        недели творчества, конкурсы стихов (о временных года, праздниках);

        дидактические игры,

        выставки рисунков и поделок,

        кружковая работа.

       

    Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности детей. Они с удовольствием участвуют в спектаклях, пересказывают сказки, танцуют, музицируют, занимаются собственным сочинительством.

    Сложившаяся система взаимодействия педагогов, родителей и детей способствует успешному решению задач по формированию основ общей духовной культуры дошкольников.

     Работа с родителями.

    Традиционными стали:

     - организации выставок совместных работ родителей и детей «Осенние фантазии», «Фруктовые зверюшки», «Макаронное творчество», «Новогодняя игрушка» и др.

    фото выставки: «В гостях у семьи …» и др.

    - семейные творческие гостиные, где родители являются участниками театрализованных представлений;

    - мастер-классы,    

    - участие в конкурсах,

    - родители шьют костюмы для праздников своим детям, сшили куклы в национальных костюмах.

    Родители активно посещают общие и групповые родительские собрания, проводим анкетирование с целью выявления лучшего семейного опыта.

    Оформлены консультации: «Пусть дети рисуют», «Устное народное творчество в воспитании детей», «Всё начинается с колыбельных песен, потешек, сказок», «Рецепты волшебства», «Самый семейный праздник, «Народные праздники и традиции», «Художественно-эстетическое воспитание детей в семье».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Художественно-эстетическое развитие ребёнка в детском саду

    Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста1 СЛАЙДХудожественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.2 СЛАЙДУмение чувствовать, понимать и ценить прекрас...

    Художественно-эстетическое развитие детей в детском саду. Занятие по лепке из глины: «Посуда для Федоры»

    p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120%; } Глина является природным материалом, она однотонна, красива, позволяет развивать детскую фантазию. Глина — это тот материал, с которым дети легко с...

    Педагогический совет по вопросам художественно-эстетического развития детей в детском саду.

    Педагогический совет № 4МДОУ детский сад №10 города АлуштыТема: «Художественно-эстетическое воспитание детей и создание комфортной обстановки в ДОУ»Дата проведения: 27.04.2016г....

    Перспективное планирование образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"(Музыка) в детском саду

    Планирование с указанием видов деятельности, программных задач и репертуара по музыкальному развитию детей дошкольного возраста...

    духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в реализации деятельности художественно-эстетического цикла в семейном детском саду

    Программа дополнительного образования по духовно-нравстенному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в семейном детском саду или воскресной школе. Авторы Гуськова Н.В., Зозуля А.Н., Попова В.В...

    Консультация для педагогов дошкольного учреждения «Создание условий для художественно эстетического развития детей в детском саду»

    Создание в группе детского сада уголка изобразительного искусства благоприятствует обстановке для творческой активности детей....

    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕ-ГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В СЕМЕЙНОМ ДЕТСКОМ САДУ

    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В СЕМЕЙНОМ ДЕТСКОМ САДУ  ПРОЕКТНАЯ РАБОТАПо до...