Главные вкладки

    Статья по теме: «Развивающая среда в современном ДОУ, как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
    статья на тему

    Максимова Татьяна Викторовна

    Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx21.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» муниципального образования – Путятинский муниципальный район Рязанской области

    Статья по теме:

    «Развивающая среда в современном ДОУ, как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

    Составитель:   Воспитатель первой

    квалификационной категории

    Максимова Татьяна Викторовна

    2016 – 2017 уч. год

    Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми. Поэтому предметно-развивающая среда в ДОУ способствует всестороннему развитию ребенка и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие. При создании развивающей среды общеобразовательной среды необходимо руководствоваться Федеральным государственным требованиями к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ и к условиям ее реализации.

    Требования к условиям реализации Программы включают требования:

    • психолого-педагогические условия
    • кадровые условия
    • материально-технические условия
    • финансовые условия
    • развивающая предметно - пространственная среде.

    Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно:

    • в сферах социально-коммуникативного
    •  познавательного
    •  Речевого
    • художественно-эстетического
    •  физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

    Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

    У педагогического работника должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для создания социальной ситуации развития воспитанников, соответствующей специфике дошкольного возраста:

    1. Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка;
    2. Организацию конструктивного взаимодействия детей в группе в разных видах деятельности; создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
    3. Построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные особенности;
    4. Открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников.

    Требования к кадровым условиям

    Требования к кадровым условиям предусматривают:

     Уровень квалификаций педагогических и иных работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности;

    При этом педагогические работники должны обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации различных видов деятельности и общения воспитанников; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; осуществлении взаимодействия с родителями воспитанников и работниками образовательного учреждения; методическом обеспечении воспитательно-образовательного процесса, владении информационно-коммуникационными технологиями и умением применять их в воспитательно-образовательном процессе;

    Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования

    • Обеспечение безопасности предметно-пространственной среды;
    • Соответствие всех элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности использования;
    • Соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
    • Соответствие правилам пожарной безопасности;
    • Соответствие возрастным и индивидуальным особенностям развития детей.

    Требования к развивающей предметно-пространственной среде

    Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

    Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

    ● реализацию различных образовательных программ, используемых в

    образовательной деятельности;

    ● в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;

    ● учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется

    образовательная деятельность;

    ● учёт возрастных особенностей детей.

    Развивающая предметно-пространственная среда должна

    быть содержательно-насыщенной, трансформируемой,

    полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

    • Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
    • Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе, расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
    • Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
    • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
    • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
    • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно - пространственным окружением;
    • возможность самовыражения детей.

    Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

      Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

     наличие полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым  способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

     Вариативность среды предполагает наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

    периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

     Доступность среды предполагает доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

     свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

    исправность и сохранность материалов и оборудования.

     Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

    Требования к финансовым условиям

    Финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на основе нормативов финансирования образовательных услуг, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом.

    Литература:

    1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду // Дошкольное воспитание. – 1999 - №5.
    2. Виноградова Н.А. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада.
    3. Железнова С.В. к вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении. – Ульяновск. 2001.
    4. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. – М., 2004


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования

    Федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования1. Общие положения1.1.Настоящие ф...

    Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования

    Особенности развития ребенка-дошкольника делают средством его образования окружающий предметный мир. Среда предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личност...

    Знакомство с предложениями рынка информационных образовательных ресурсов в соответствии с ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

    Знакомство с предложениями рынка информационных образовательных ресурсов в соответствии с ФГТк условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Наряду с фе...

    ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

    ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования...

    Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

    Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...