Методические разработки "Педагогическая система формирования географо-краеведческого понимания особенностей окружающей среды"
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Москвитина Марина Юрьевна

Методические разработки географических занятий и игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Методические разработки системы географических занятий и игр.                                           

            г. Владикавказ МБДОУ №75  воспитатель Москвитина М.Ю.

                                           

                                            Педагогическая система

         формирования географо-краеведческого понимания

                        особенностей окружающей среды.

Осуществляя работу по экологическому воспитанию, я замечала, что у детей наблюдается постоянный интерес к изучению природных и природоохранных объектов и явлений.

Развивая познавательные интересы детей по природоведению, пришла к выводу, что в доступной для определенного возраста детей форме, можно знакомить их с некоторыми географическими понятиями и закономерностями, к которым дети проявили глубокую любознательность и чрезвычайно повышенную заинтересованность.

Используя свои профессиональные знания по географии и знания дошкольной методики, я  разработала и внедрила в практику работы с детьми комплекс географических занятий и игр, а также методику их проведения.

Развитие географического  мышления у детей старшего дошкольного возраста необходимо для понимания ими особенностей природы планеты Земля и природы своего края. Краеведческий подход, широко применяемый в работе с детьми 5-6 лет позволяет реализовать один из важнейших дидактических принципов «от близкого знакомого к далекому незнакомому /абстрактному/», а также принцип системности.

Из большого числа географических игр были выбраны в качестве типовых несколько видов, которые в комплексе создают условия для реализации различных воспитательных и образовательных целей :

1 тип - «Географические игры на местности» - для развития пространственных представлений, ориентирования на местности , накопления представлений о сезонных изменениях в природе, о взаимосвязях компонентов природного комплекса, приобретения поисково-исследовательских навыков.

2 тип - «Географические дидактические игры» - с использованием наглядного материала, магнитной доски и аппликативных пособий.

3 тип - «Настольные географические игры» - развивающие зрительную память, конкретно-образное мышление, сообразительность.

Применение комплекса географических игр показало их педагогическую эффективность, под которой понимается такой результат деятельности воспитателя, когда при одинаковых затратах времени дети усваивают большее количество представлений, умений.

Если воспитателю удается сократить затраты времени на формирование заданных качеств личности, то его педагогическая деятельность может быть признана эффективной.

Предлагаемые географические игры сокращают затраты времени на достижение заданных целей, обеспечивают развитие познавательно-исследовательской активности ребенка, формируя у него более полные представления об окружающем нас мире. Таким образом данные географические игры можно отнести к категории эффективных с педагогической точки зрения.

                           

                         Методические указания

          к сезонным географическим играм на местности:

 

Для проведения географических игр на местности необходимо выполнение ряда условий, которые обеспечивают безопасность, заинтересованность, мотивированное поведение и результативность деятельности воспитателя и детей.

  1. Разработанные игры  рекомендуется проводить тогда, когда в природе четко выражены сезонные изменения.
  2. Разработанные географические игры проводятся, когда у детей уже накоплен определенный багаж знаний о фенологических изменениях в природе.
  3. Наиболее целесообразным временем проведения игр на местности считается дневная прогулка.
  4. Форма организации детей коллективная /всей группой или небольшими группами/.
  5. Длительность каждой игры зависит от времени сезона: зимой - от 15  до 20 минут и до 30 минут в теплый период.
  6.   С детьми необходимо проводить предварительную работу по накоплению у детей знаний о природе нашего края, об изменениях, происходящих в природе с изменением сезонов во всех режимных процессах: во время наблюдений на прогулках, экскурсиях в природу, в трудовой деятельности , во время познавательно- исследовательской деятельности,  наблюдениях в уголке природы, а также в проводимых дидактических настольных играх /н-р «Ботаническое лото», «Зоологическое лото» и др./

   Применение в работе географо - краеведческой тематики показало заинтересованность  и эффективность познания  детьми окружающей природной среды и является одним из действенных  приемов  для подготовки детей к занятиям в начальной школе по природоведению и географии.

   Разработанные игры отличаются от всех прочих тем, что позволяют реализовывать одновременно много различных задач, содержание и структура игр являются многоцелевыми. Они универсальны , позволяют решать различные природоохранные и экологические цели.

                              Методика проведения игр.

В начале каждой игры нужно создать игровое настроение /н-р ввести элемент соревнований и т.д./ Необходимо сделать игры занимательными. Занимательность  должна заключаться как  в правилах, заставляющих ребенка думать, так и в широком использовании игровых элементов. Нужно создать условия для умственной активности всех детей. В предлагаемых играх дети были разделены на звенья, количество детей в звеньях было небольшим, каждое звено старалось выполнить  мотивированную поставленную цель игры, /победить в соревновании и т. д./, поэтому все дети старались максимально использовать свою умственную активность и поисковый интерес.

   При проведении географических сезонных игр особое внимание должно быть уделено правилам.

  Игра строится по определенным правилам , которые направляют игру, организуют поведение детей. Следует помнить, что чем строже правила, тем напряженнее, интереснее игра. От того, насколько четко правила будут объяснены, зависит успех игры.

 Очень хорошо, когда умственная активность сочетается с двигательной. Этот процесс хорошо прослеживается в данных сезонных географических играх .

 В игры следует вводить варианты с усложнением задач, чтобы дети, усвоив тот или иной способ решения могли бы применить его при другом содержании, в других условиях.

 Игры по содержанию и структуре должны соответствовать возрастным психофизическим и умственным особенностям детей.

Это значит, что:

 -не рекомендуется делать длинных маршрутов, так как дети в этом случае выходят из поля зрения воспитателя;

- маршрут должен проходить так, чтобы исключить травматизм детей, который может возникнуть при движении по пересеченной местности;

-задания должны быть обязательно интересными  «секретными».

 В данных играх разработано такое содержание , в ходе которого дети проявляют мыслительную активность, инициативность , познавательный и поисково- исследовательский интерес, самостоятельно определяют простейшие природные комплексы и наблюдают, как они меняются на определенной территории по сезонам.

 Географическим в этих играх является содержание  деятельности детей: наблюдение, измерение, сбор природных предметов, ориентирование по сторонам горизонта и местным ориентирам.

 Нестандартна и структура  предлагаемых игр:

а/ игры индивидуальны, т.к. проходят по различным маршрутам в пределах одной местности /сквер, парк, экологический участок на территории д-с/;

б/ игры предполагают различные виды детской деятельности;

в/ игры состоят из 5 этапов: подготовительный в помещении , подготовительный на местности, собственно игра и два заключительных /на местности и в помещении/.

 Нами разработаны и  внедрены в практику работы четыре сезонные географические игры и географические дидактические игры:

Сезонные  географические  игры:

     

   - «Золотая осень»

-«Юный следопыт»

-«Весна пришла»

-«Здравствуй лето»

Географические дидактические игры:

-«Заблудившиеся животные или спасательная операция»

-«Где и почему поселились животные нашего края»

-«Спасатели»

-«Где прячутся капельки?»

-«Куда бегут капельки?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО "Формирование у детей художественного вкуса, понимания красоты окружающего мира"

«…ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуков, в сказке и в игре, в собстве...

Статья из опыта работы."Формирование у дошкольников эстетического восприятия окружающей среды через интегрированный подход к образовательному процессу"

Статья  включает опыт работы музыкального руководителя в детском саду и направлена на формирование у дошкольников эстетического восприятия окружающей среды через интегрированный подход к образова...

Методическая разработка.Конспект ООД в старшей группе: Тема: «Окружающая среда и здоровье человека»

Конспект ООД  в старшей группе: Тема:  «Окружающая среда и здоровье человека»...

Выступление на семинаре на тему: «Формирование умений безопасного поведения в окружающей среде через внеурочную деятельность для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках ФГОС»

Актуальной  проблемой современной  жизни  являются дорожно-транспортный травматизм, пожарная безопасность, терроризм, экстремальные ситуации.  Правильное поведение нередко спа...

Статья _ Черкашина Т.А. Методические подходы к формированию готовности к пониманию значения слова у детей 5-7 лет с нарушением интеллекта

Черкашина Т. А. Методические подходы к формированию готовности к пониманию значения слова у детей 5-7 лет с нарушением интеллекта / Т. А. Черкашина // Современные направления психолого-педаг...

Методическая разработка: "Путешествие в Мир Природы - Знакомство с Окружающей Средой в ДОУ"

**Аннотация:** Методическая разработка "Путешествие в Мир Природы - Знакомство с Окружающей Средой в ДОУ" предназначена для дошкольных педагогов, желающих разнообразить образовательный ...