"Город вчера, сегодня, завтра"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Ключникова Татьяна Юрьевна

Данная методическая разработка предназначена для целевой аудитории: воспитателей, педагогов и других работников, занятых в сфере дошкольного и школьного образования. Основной целью МР является воспитание дошкольников в патриотическом, культурном направлении. Предполагается, что посредством использования данной разработки у дошкольников сформируются первичные знания в данной области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Город вчера, сегодня, завтра: история моего города»

Аннотация: Данная методическая разработка предназначена для целевой аудитории: воспитателей, педагогов и других работников, занятых в сфере дошкольного и школьного образования. Основной целью МР является воспитание дошкольников в патриотическом, культурном направлении. Предполагается, что посредством использования данной разработки у дошкольников сформируются первичные знания в данной области.

Актуальность. Культура – является основным достоянием, стержнем каждого государства. Дети – это будущее нашей страны, то поколение, которое выступит приемником всех накопленных знаний и опыта, чтобы потом продолжить все наши начинания. И чем скорее будет начата такая передача культурных знаний от старшего поколения к младшему – тем лучше оно «впитается», войдет в сознание и тем самым не утратится. Кроме того, уже в дошкольном возрасте формируются первые зачатки знаний, представления ребенка о той среде, в которой он находится. В этом возрасте ребенок буквально впитывает новые знания, и стремится узнать еще как можно больше – для него окружающая реальность – это неизведанный и интересный мир, который пока только привлекает его. И начальным объектом такого познания обязательно должен стать родной город, в котором ребенок проживает и с которым у него уже связаны первые впечатления. С ранних лет следует вырабатывать чувство патриотизма сначала к своему дому и родному городу, а со временем при правильном подходе и к стране в целом. Наряду с патриотизмом обязательно нужно прививать ребенку и уважение к своему городу и окружающим его людям, а чуть позднее – и чувство долга, чувство ответственности, в том числе – экологической ответственности.

Наряду с вышеизложенным, разработка специализированной методики проведения творческого игрового урока в рамках темы «Город вчера, сегодня, завтра: история города» представляет высокую актуальность.

Цель: Разработать   сценарий игрового урока по мероприятию  для детей 5-6 лет на тему «Город вчера, сегодня, завтра: история города».

Задачи:

1.Изучить особенности воспитания детского патриотизма, усвоения детьми информации.

2.Разработать наиболее эффективный сценарий игрового урока  в рамках указанной темы.

3. Спроектировать предполагаемые результаты – степень эффективности методики и результаты по итогам игрового урока.

1) Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связано, прежде всего, с особенностями возраста.

В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, его эмоций, чувств, мышления. Механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь [1].

У старших дошкольников развиваются социальные мотивы и чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни, во многом зависит все последующее развитие ребенка. Стабилизация чувства сопереживания, переход его в собственные переживания – это одно из важнейших приобретений нравственного развития ребенка, изменения внутренней установки его отношения к людям, объектам природы, проявления радости от общения с ними [1].

Ребенок испытывает радость от похвалы взрослого за успех в какой-то деятельности. Разнообразные формы реагирования ребенка, вызванные нравственным переживанием, закаляясь под влиянием оценочных воздействий взрослых, становятся его особенностью, свойством личности.

Воспитание патриотизма у дошкольника означает воспитание любви и привязанности к малой Родине, к тому месту, где ребенок родился и где находятся могилы предков, что становится в будущем основой для преданности, любви, уважения к своей стране [3].

Воспитание патриотизма невозможно без формирования чувства удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч с другими взрослыми: жителями дома, села, города, работниками музея, библиотеки, при знакомстве с местными достопримечательностями.

Воспитание патриотизма успешно проходит в процессе приобщения детей к культурному наследию, что было доказано многовековой практикой. Не случайно многие отечественные педагоги считали, подтверждая это своей повседневной деятельностью, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Народная культура и искусство своими возможностями создают в современных условиях наиболее благоприятную среду для выявления и развития в ребенке национальных особенностей [1].

Важным фактором патриотического воспитания является природа. Природе отводится особая роль в воспитании патриотизма, поскольку она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. Он чувствует себя с представителями живой природы сильными, значимыми, так как может для них что-то сделать, помочь им, сохранить жизнь и т.п. Ребенок начинает понимать, что он – созидатель, у него появляется ответственность, повышается самооценка.

Жизнь ребенка в гармонии с природой способствует укреплению его здоровья, благотворно влияет на его эмоциональное и эстетическое развитие. На эффективность воспитания патриотизма детей дошкольного возраста влияют и внешние факторы. Формирование качеств личности ребенка фактически полностью определяется внешними воспитательными воздействиями. Направление внутренних, присущих ребенку побудительных устремлений обусловлено характером воспитательных влияний среды, семьи, педагогов, других значимых для ребенка людей и особенностями наследственной генетической структуры организма (последние тоже можно отнести к внешним факторам по отношению к формирующейся личности). Ребенок их не выбирает, повлиять на них он не в состоянии.

Деятельность детей в этом возрасте организуется взрослыми. Возможности самих детей здесь еще настолько незначительны, что в практическом плане можно утверждать о почти полной зависимости ребенка от внешних факторов [3].

2) И так, местом проведения игрового урока может быть как любое помещение (класс, или игровая комната например) либо в теплое время года его можно провести на любой открытой местности (парк, сквер, детская игровая площадка и т. д.). Урок состоит из вводной части, нескольких конкурсов, соревнований и заключительной части, где подводятся общие итоги и впечатления. Круг участников: дети 5–6 лет, могут также участвовать в качестве  наблюдателей и их родители.

А. Вводная часть: педагог собирает детей в помещении или на улице, все рассаживаются по местам, объявляет о начале проведения игрового урока на тему: «Город вчера, сегодня, завтра: история города», а также и о форме его проведения: «веселые конкурсы и соревнования, где никому не будет скучно и каждый узнает массу интересного, получит подарки». Стоит заблаговременно заготовить небольшие сувениры, которые при желании, очень быстро и красиво можно сделать самим при затрате минимума средств: небольшие красочные проспекты, где будут яркие картинки живописных мест города, а под ними – краткие и понятно написанные пояснения. Также следует дополнительно заготовить картинки достопримечательностей города, тоже с кратким описанием. Понадобятся значки и медали – разной формы и разных цветов с шуточными титулами: «Всезнайка города», «Главный патриот», «Почетный гражданин», «Губернатор» и так далее – можно поэкспериментировать и включить фантазию. Сюда же можно применить и красивые разноцветные ленты. Если тому позволяет бюджет – то можно закупить небольшие сувениры, которые продаются, как правило, для туристов и гостей города – маленькие магнитики, брелоки, фигурки – можно постараться их подобрать таким образом, чтобы они соответствовали всем тем достопримечательностям и местам, о которых будет идти речь в процессе урока.

Задачи, которые необходимо достичь в ходе проведения игрового урока:

–воспитание патриотизма у дошкольников

–воспитание трепетного отношения к природе

–формирование первичных исторических знаний о своем городе

–формирование знаний окрестностей города

Б. Краткая информационно–историческая справка о городе:

Дата основания города.

Название районов города.

Город имеет герб и флаг – соответствующие картинки.

Название рек города.

Самые известные памятники города.

Основные виды транспорта в городе.

Один–два памятника – и полная информация о нем: чему посвящен, дата, скульптор, где находится, что олицетворяет и т. д.

В. Конкурс 1. Название «Любимые красоты». Суть – педагогом избираются желающие – от 3 до 5 человек. Они выходят и становятся перед аудиторией остальных. В произвольной форме педагог расспрашивает ребят о том, какие они знают места в городе, куда они больше всего любят ходить. Затем выносится плотный мешок, в котором аккуратно свернуты заготовленные проспекты – информирующие о разных памятниках города (см. выше – вводная часть) и каждому участнику предлагается вытащить по одному проспекту. Затем по очереди каждый участник показывает сначала изображенное на проспекте место (достопримечательность или памятник, картины), а после начинает озвучивать написанный про это место краткий текст. Важно: до того, как участники начнут презентацию каждый своего проспекта, обратить внимание на то, что необходимо внимательно слушать и попытаться запомнить достопримечательности и информацию о них. По окончании презентации педагог объявляет нечто вроде: А теперь узнаем, кто же самый внимательный слушатель нашего города! Тот, кто в правильном порядке перечислит достопримечательности, в котором рассказывали о них остальные участники, получит награду!

Участники соответственно перечисляют – и каждому из них вручаются значки с разными титулами. Педагог всех благодарит и просит занять свои места.

Г. Конкурс 2. «Какие бывают музеи и чем они полезны»?

Суть: Педагог раскладывает на столе/размещает на доске фотографии основных музеев города, отдельно – листки с краткой характеристикой и описанием к каждому. Листки должны лежат вперемешку, отдельно от фотографий. Участники должны попытаться установить правильное соответствие – то есть, какой фотографии принадлежит текст. Естественно, текст должен быть простым и доступным, а также в самом тексте приветствуется наличие всяческих интересных подсказок, «наводящих» на правильный ответ. Кроме того, кратко может быть представлена экспозиция каждого их музеев – по несколько самых знаменитых картин и их описание. Тем участникам, которым удалось правильно «собрать» фото с текстом, получают медали.

Д. Конкурс 3. «Путешествие по городу»

Суть: Берется настольная карта города, можно взять готовую, а можно и даже лучше – сделать самим, так как на ней необходимо предварительно отметить кружками те места или достопримечательности, про которые пойдет речь, можно еще также прикрепить небольшие фотографии, и пронумеровать кружки – в зависимости от того, сколько мест будет выбрано. Также понадобиться небольшой игровой кубик – с нумерацией. Участники по очереди кидают кубик и в зависимости от того, какая цифра выпала – «идет» к соответствующему цифре объекты – берет проспект (которые также заблаговременно готовит педагог) и зачитывает всю информацию, показывает картинку и так далее, пока не будут озвучены все объекты. Участникам по окончанию также дается различные медали и значки (к примеру, «удачливый путешественник» или «юный следопыт» и т. п.)

Е. Конкурс 4. «Природа – наш дом родной»

Суть: сначала детям представляется сказка с экологическим уклоном – к примеру о том, что природа – растения, животные – живые и очень чувствительные. Они любят, когда к ним человек относится с уважением, лелеет и бережет их, и плачут, когда он ведет себя грубо – рвет цветы, мусорит и т.д. Природа – нас слышит, и если относится к ней с уважением, любить – она будет платить взаимностью. И когда вдруг у тебя будет плохое настроение – обратись к ней, она тебя поймет, утешит, поддержит и поможет.

Далее, свободная форма, то есть, педагог поочередно задает следующие вопросы:

Скажите, как необходимо себя вести с окружающей природой? (беречь, уважать, любить и т. д.)

Участники поочередно отвечают, за каждый «правильный» ответ дается медаль/значок

Что нельзя делать? (мусорить, топтать цветы, рвать их  и т. п.)

Какие вы знаете растения, которые произрастают в городе …?

Каких животных тут можно встретить? (при случае, если названы не все основные виды, преподаватель просто может сам потом дополнить)

Ж. Конкурс 5 (заключительный) «Подведем итоги»

Суть:

Состоит из вопросов по изученному ранее материалу, на которые дети должны в идеале свободно ответить – педагог говорит участникам следующее: и так, того, кто правильно ответит хотя бы на 5 вопросов – ждет награда!

Вопросы:

  1. Какие реки протекают в вашем городе?
  2. Дата основания города?
  3. Какие районы существуют в городе?
  4. Перечислите достопримечательности архитектуры?
  5. Перечислите музеи города?
  6. Перечислите парки/скверы города?
  7. Перечислите памятники в городе?

Здесь отражены конкуры, которые, по моему мнению, могут помочь ребенку изучать его родной город, а также выработать нужное его отношение к природе, окружающему миру. Однако, эти конкурсы могут быть разными – самое главное, чтобы во–первых, присутствовал некий соревновательный момент, во–вторых, вся информация передавалась в шуточно–игровой форме, посредством ярких картинок, сувениров и простых, доступных детскому понимаю текстов, преимущественно коротких, но емких.

3. И так, по результатам игрового урока:

– Дети расширят свой кругозор, а также закрепят уже полученные ранее знания касательно города, его истории, памятников, достопримечательностей и окрестностей в целом.

– Получение детьми первичных знаний об окружающем мире, природе, а также об отношении к ней

–Детям будет привито уважение к культуре города, а также дальнейший интерес к ее изучению

– Будет привито уважение  и задатки патриотических чувств к своему городу

Данная методика может иметь следующие результаты:

–Раскрытие творческого потенциала педагога

–Анализ своей деятельности: устранение недочетов и дальнейшее совершенствование

Может быть полезна по следующим причинам:

– Раскрывает наиболее ключевые моменты работы с детьми–дошкольниками

–В основу взят творческий подход

Список литературы:

  1. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. / Л. С. Выготский. – М.: «Эксмо, Смысл», 2004. – 512 с.
  2. Донин А. Введение в искусствознание. - Н. Новгород, 2002. 12 с.
  3. Чебекова И. П. Особенности воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста// Электронный ресурс – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/640599/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Мой город вчера, сегодня, завтра"

  Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по родному городу. Я расскажу о том, как появился на земле наш город. Но прежде чем говорить об истории города,  давайте вспомним, что м...

НОД "Мой город вчера, сегодня, завтра"

  Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по родному городу. Я расскажу о том, как появился на земле наш город. Но прежде чем говорить об истории города,  давайте вспомним, что м...

«Мой город вчера, сегодня, завтра!»

НОД по познавательному развитию для детей подготовительной группы...

Проект "Мой город вчера, сегодня, завтра"

Понимание Родины у дошкольников связано с ощущением родного края, земли, на которой родился и рос, с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким...

Проект "Вчера, сегодня, завтра города Серова"

Буклет " Кабаковск - Надеждинск - Серов"Дидактические пособия: "Путешествие из прошлого в настоящее", "Путешествие по городу", "Сложи картинку", альбом "Из...

Час краеведческого знания «По городам Челябинской области. Златоуст: вчера, сегодня, завтра»

целью данного материала -сформировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране;-создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Р...

Мой город "Вчера, сегодня, завтра"

Цели: познакомить детей с историей создания города Кемерово, способствовать проявлению интереса к родному краю. Развивать патриотические чувства, любовь и гордость к прошлому и настоящему города. Разв...