Главные вкладки

    Хороводные игры для детей старшего дошкольного возраста
    методическая разработка (старшая группа) на тему

    Гимадеева Раиса Михайловна

    Перспективное планирование  хороводных игр по месяцам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл horovodnye_igry_dlya_starshey_gruppy.docx584.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    D:\документы\Презентации\Шаблоны Ч.2\5a1c92247790.jpg

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    ПРОВЕДЕНИЯ

    ХОРОВОДНЫХ ИГР

    СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

    Подготовила:

    Музыкальный руководитель

    Р.М.Гимадеева

    D:\документы\Презентации\Шаблоны Ч.2\1568b8af1c26.jpg

    Народные игры интересны и актуальны  в настоящее время,  несмотря

    на то,  что существует достаточно большое количество соблазнов в наш

    технократический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное,

    с пользой играют в них, т.к. мелодия песни связывает движения детей одним

    ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает физически,

    доставляет радость. У них формируется устойчивое, заинтересованное,

    уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся

    эмоциональная положительная основа для развития духовных и

    патриотических чувств: любви и преданности к Родине. Хороводные

    игры вызывают активную работу мысли, способствуют расширению

    кругозора, уточнению представлений об окружающем мире,

    совершенствованию всех умственных и психических процессов,

    стимулирует переход детского организма к более высокой степени развития.

    СЕНТЯБРЬ 1-2 неделяD:\документы\Презентации\Шаблоны Ч.2\1568b8af1c26.jpg

    По дорожке Валя шла.

    Все дети ходят по кругу, а кто–нибудь один (Валя), кого заранее выбирает воспитатель, находится в центре и выполняет движения, соответствующие следующим словам:

    По дорожке Валя шла,

    Валя тапочки нашла.

    (дети, держась за руки, идут по кругу вправо, а Валя, находясь внутри круга, - влево).

    Валя тапки примеряла,

    Чуть надела – захромала.

    (Валя изображает, что надевает тапки, поднимая то одну, то другую ногу, а затем прыгает на одной ноге, будто хромает).

    Стала Валя выбирать,

    Кому тапочки отдать.

    Коле тапки хороши,

    На, надень и попляши.

    (хоровод останавливается. Все смотрят на Валю. Валя выбирает ребенка, который выходит на середину круга).

    Все напевают плясовую мелодию, прихлопывая в ладоши, а Валя и Коля пляшут внутри круга. Затем Валя возвращается в круг, а выбранный ею Коля остается в кругу, и игра начинается сначала.

     

     

    D:\документы\Презентации\Шаблоны Ч.2\1568b8af1c26.jpg

    СЕНТЯБРЬ 3-4 неделя

    Бабушка Маланья

    Дети берутся за руки, а взрослый становится в круг и начинает напевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

    У Маланьи, у старушки               дети движутся по кругу

    Жили в маленькой избушке                   в одну сторону,

    Семь дочерей,                                 держась за руки.

    Семь сыновей,

    Все без бровей.                               Останавливаются

    С такими глазами,                       и с помощью жестов

    С такими ушами,                и мимики изображают то,

    С такими носами,               о чем говорится в тексте:

    С такими усами,

    С такой головой,

    С такой бородой…

    Ничего не ели,

    Целый день сидели,

    На нее (на него) глядели,

    Делали вот так…                        присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

     

     

     

    D:\документы\Презентации\Шаблоны Ч.2\1568b8af1c26.jpg

    ОКТЯБРЬ 1-2 неделя

    Воевода

     

    Катилось яблоко

    В круг хоровода.

    Кто его поднял

    Тот воевода.

    -Воевода, воевода

    Выбегай из хоровода!

    Раз, два, не воронь

    Беги, как огонь!

    (Слова народные)

     

    Играющие стоят по кругу. На первые 4 строки перекатывают мяч от одного к другому. Получивший мяч со словами «воевода» выбегает из круга, на строки 5 – 6 бежит за спинами играющих и кладет мяч на пол между двумя игроками. На последние две строки они разбегаются в разные стороны и, обежав круг, должны взять мяч. Остальные  в это время хлопают в ладоши. Выигрывает тот, кто первым добежит до мяча. Он начинает новую игру (катит мяч по кругу). Вместо мяча можно взять кольцо.

     

     

     

     

    D:\документы\Презентации\Шаблоны Ч.2\1568b8af1c26.jpg

    ОКТЯБРЬ 3-4 неделя

    Подковка

     

    Звонкою подковкой

    Подковали ножку.

    Выбежал с обновкой

    Ослик на дорожку.

    Новою подковкой

    Звонко ударял

    И свою обновку

    Где-то потерял…

    В.Данько

     

    Дети образуют круг. В середине – ослик с подковкой в руке. После декламации первых четырех строк звучит музыка «Лошадка» Н. Потоловского. Ослик галопом скачет внутри круга. По окончании музыки останавливается. Все произносят 5 – 8-ю строки, а ослик с последним словом кладет подковку между двумя стоящими в кругу детьми. По сигналу ведущего эти двое бегут в разные стороны. Обежав круг, они должны быстро взять подковку. Выигравший становится осликом. Игра повторяется.

    D:\документы\Презентации\Шаблоны Ч.2\1568b8af1c26.jpg

    НОЯБРЬ 1-2 неделя

    Мы топаем ногами

     

    Воспитатель вместе с детьми становится по кругу на расстояние выпрямленных в стороны рук. В соответствии с произносимым текстом дети выполняют упражнения:

     

    Мы топаем ногами,

    Мы хлопаем руками,

    Киваем головой.

    Мы руки поднимаем,

    Мы руки опускаем,

    Мы руки подаем.

     

    С этими словами дети дают друг другу руки, образуя круг, и продолжают:

     

    И бегаем кругом,

    И бегаем кругом.

     

    Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!». Дети, замедляя движение, останавливаются. Игра повторяется.

     

     

     

    D:\документы\Презентации\Шаблоны Ч.2\1568b8af1c26.jpg

    НОЯБРЬ 3-4 неделя

    Сокол

     

    Пролетал высоко сокол.

    Обронил перо в осоку.

    Соколиного пера

    Не найти нам до утра.

    Снова солнышко взойдет –

    Ира (Вова) перышко найдет.

     

    Дети сидят на стульях по кругу. Выбирается сокол. С началом стихотворения, которое произносят все дети, за кругом пробегает сокол и роняет перо за спиной одного из детей. С началом 5-й строки сокол садится на свободный стул в кругу с детьми. На две последние строки ребята называют имя того ребенка, за спиной которого оказалось перо сокола. Он поднимает перо и становится соколом. Игра повторяется.

     

    Вариант 2 – дети стоят в кругу, в остальном действия, как и в 1 варианте.

     

    ДЕКАБРЬ 1-2 неделя

    Медведь

     

    Как под горкой снег, снег,

    И на горке снег, снег,

    И под елкой снег, снег,

    И на елке снег, снег,

    А под снегом спит медведь.

    Тише, тише,

    Не шуметь!

    (И.Токмакова)

     

    Дети стоят по кругу. Выбирается медведь. Он садится на стульчик в середине круга и «засыпает». На 1-ю и 3-ю строки дети идут к середине круга (4 шага), на 2-ю 4-ю строки идут назад, от центра (4 шага), на 5-ю строку осторожно приближаются к спящему медведю. Две последние строки произносит кто-либо из детей, назначенных педагогом. Медведь должен по голосу узнать этого ребенка. Игра повторяется с новым ребенком.

     

     

     

     

     

     

    ДЕКАБРЬ 3-4 неделя

    Подарки

    В центре круга стоит ребенок. Дети идут вокруг него хороводом, произнося слова:

    Принесли мы вам подарки

    Кто захочет, тот возьмет.

    Вот вам кукла с лентой яркой,

    Конь, волчок и самолет.

    Ребенок выбирает одну из названных игрушек.

    Кукла. Дети выставляют ногу на пятку и машут лентой, произносят слова:   Кукла, кукла попляши,

                 Яркой лентой помаши. (2 раза)

    Потом замирают на месте в позе куклы и ребенок выбирает понравившуюся куклу.

    Конь. Дети скачут по кругу прямым галопом, произнося слова:

    Скачет конь наш - цок да цок

    Слышен цокот быстрых ног. (2 раза)

    Дети замирают в позе коня. Ребенок выбирает себе коня.

    Волчок.  Дети кружатся на месте, произнося слова:

    Вот как кружится волчок

    Прожужжал и на пол лег. (2 раза) (в конце слов присаживаются на корточки) Ребенок выбирает себе волчок.

    Самолет. Дети расставляют руки в стороны, бегут по кругу, произнося слова:Самолет летит, летит

    Смелый летчик в нем сидит (2 раза)

    Дети останавливаются в позе самолета и ребенок выбирает себе самолет.

    ЯНВАРЬ 1-2 неделя

     

    Метелица

     

    Для этой игры дети должны разбиться по парам. Из пар образуют круг.
    Игрокам в каждой паре нужно сцепиться руками под локоть, встав, таким образом, друг к другу боком.
    Затем пары поочередно начинают кружиться под песню:

     

    Метелица, метелица,

    Снег по полю стелется!

    Кто кружится, вертится -

    Тот заметелится!

     

    Песня повторяется до тех пор, пока играющие кружатся.

    Пара, которая дольше всех кружилась, побеждает.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ЯНВАРЬ 3-4 неделя

     

    В льдинку

     

    Дети встают в круг. На середину круга выходит водящий. Он прыгает на одной ноге, а другой толкает перед собой льдинку. В это время играющие поют:

    Капитан, капитан,

    Не бей льдинкой по ногам,

    По кривым сапогам!

    У тебя нос сучком,

    Голова лучком,

    Спина ящичком!

    На это водящий отвечает:

    Скачу по дорожке

    На одной ножке,

    В старом лапоточке

    По пенькам, по кочкам,

    По холмам, по горам.

    Бух! По ногам!

    Задача водящего, со словами «Бух! По ногам!» постараться попасть льдинкой по ногам ребят. А ребята должны подпрыгнуть, чтобы льдинка их не коснулась.

    Кого льдинка коснется, тот становится новым водящим и продолжает игру.

     

    ФЕВРАЛЬ 1-2 неделя

     

    Чепена

     

    Дети стоят по кругу. Считалкой выбирается Чепена. Он становится в круг и начинает игру речитативом:

    Левой ногой, Чепена Подпрыгивает на левой ноге влево.

    Гой, гой, Чепена         Отзываются дети и повторяют движения водящего.

    Правой ногой, Чепена                  Подпрыгивает вправо

    Гой, гой, Чепена                            на правой ноге.  

    Пойдем вперед, Чепена       Идет вперед,

    Гой, гой, Чепена.                           подняв вверх руки

    Дети идут мелкими шагами вперед, подняв вверх руки.

    Пойдем назад, Чепена                  Мелкими шагами идет назад                                                        с опущенными руками

    Гой, гой, Чепена

    Все мы спляшем, Чепена

    Кругом, кругом, Чепена

    Дети повторяют то же

    Начинается танец

    Дети начинают круговой танец под осетинскую музыку.

    Игру проводят под любую народную мелодию.

     

     

    ФЕВРАЛЬ 3-4 неделя

     

    Бабка Ежка

     

    В середине круга встает водящий – Бабка Ежка. В руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

     

    Бабка Ежка,

    Костяная ножка

    С печки упала,

    Ногу сломала,

    А потом и говорит:

    У меня нога болит.

    Пошла она на улицу

    Раздавила курицу.

    Пошла на базар –

    Раздавила самовар.

     

    Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется – тот и замирает.

    МАРТ 1-2 неделяD:\документы\Презентации\Шаблоны Ч.2\1568b8af1c26.jpg

    Угадай, чей голосок

    Цели: Развитие слухового восприятия, умения различать голоса сверстников.

    Воспитание желания активно участвовать в играх.

    Содержание: Один ребенок стоит в центре круга с закрытыми глазами. Дети идут по кругу со словами:

    «Мы собрались в ровный круг

    Повернемся разом вдруг,

    А как, скажем: (говорит первый ребенок)

    «Скок - скок - скок, угадай, чей голосок?»

    Водящий должен узнать ребенка по голосу. Ребенок, чей голос узнали, становится водящим. Дети идут в другую сторону.

    МАРТ 3-4 неделяD:\документы\Презентации\Шаблоны Ч.2\1568b8af1c26.jpg

    Затейники

    Цели: 1. Обучение детей различным танцевальным движениям

    2. Воспитание внимательности.

    Содержание: Дети стоят по кругу, в центре затейник. Дети идут по кругу со словами:

    «Ровным кругом

    Друг за другом

    Мы идем за шагом шаг.

    Стой на месте

    Дружно вместе

    Сделаем вот так»

    Дети останавливаются, затейник показывает движения. Дети повторяют его, затейник меняется. Правило: движения не должны повторяться.

    АПРЕЛЬ 1-2 неделяD:\документы\Презентации\Шаблоны Ч.2\1568b8af1c26.jpg

    Карусель

    Цели: Обучение детей умению двигаться в соответствии со словами.

    Воспитание интереса к хороводным играм.

    Содержание: Дети образуют круг, держась за руки, и идут по кругу сначала медленно, потом быстрее, переходя на бег.

    «Еле - еле, еле - еле,

    Закружились карусели,

    А потом кругом, кругом

    Все бегом, бегом, бегом.

    Тише - тише, не спешите!

    Карусель остановите!

    Раз - два, раз - два

    Вот и кончилась игра!»

    Затем сменить направление и продолжить игру.

    АПРЕЛЬ 3-4 неделяD:\документы\Презентации\Шаблоны Ч.2\1568b8af1c26.jpg

    Тишина

    Цели: 1. Обучение детей умению двигаться в соответствии со словами.

    2. Воспитание дисциплинированности.

    Содержание: играющие идут по кругу со словами:

     

    «Тишина у пруда,

    Не колышется вода,

    Не шумят камыши

    Засыпайте малыши».

    По окончании слов дети останавливаются, приседают и опускают голову. В таком положении находятся 10 секунд. Кто пошевелился, выходит из игры. Игра повторяется, пока не остается один ребенок - победитель.

    М А Й  1-2 неделяD:\документы\Презентации\Шаблоны Ч.2\1568b8af1c26.jpg

    Кошка и мышка

    Цели: Обучение детей четкому произношению слов.

    Развитие двигательной активности.

    Содержание: Дети стоят в кругу. В центре один ребенок - мышка. Дети идут по кругу со словами:

    «Ходит Васька - беленький

    Хвост у Васьки серенький

    Только мышки заскребут

    Чуткий Васька тут как тут».

    С окончанием слов дети останавливаются и в одном месте делают проход - ворота. Мышка убегает от кошки, пробегая в ворота и подлезая под руки стоящих в кругу детей. Кошка ловит мышку, но пробегать может только в ворота. Когда кошка поймает мышку, игра повторяется с другой мышкой.

     

    М А Й  3-4 неделяD:\документы\Презентации\Шаблоны Ч.2\1568b8af1c26.jpg

    Колпачок

    Цели: Обучение детей различным танцевальным движениям.

    Воспитание дружеских отношений друг к другу. Содержание: дети стоят в кругу. В центре один ребенок - «колпачок» сидит на корточках. Дети идут по кругу со словами:

     

    «Колпачок, колпачок

    Тоненькие ножки

    Красные сапожки

    Мы тебя поили,

    Мы тебя кормили,

    На ноги поставили

    Танцевать заставили»

    Дети останавливаются, хлопают в ладоши со словами:

    «Танцуй сколько хочешь

    Выбирай, кого захочешь»

    Ребенок — «колпачок» танцует и выбирает другого «колпачка».

    ИЮНЬ 1-2 неделяD:\документы\Презентации\Шаблоны Ч.2\1568b8af1c26.jpg

    Заря - зарница

    Цели: Обучение детей умению четко произносить слова. Развитие силы бега. Воспитание интереса к игре.

    Содержание: Один из детей держит шест с прикрепленными на конце лентами. Все играющие берут по одной ленте. Один из участников - водящий - стоит вне круга. Дети идут по кругу с лентами в руках со словами:

    «Заря - зарница

    Красная девица

    По полю ходила,

    Ключи обронила

    Ключи золотые

    Ленты голубые

    Раз - два, не воронь,

    А беги как огонь».

    С последними словами водящий дотрагивается до одного игрока. Они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, победитель, а неудачник становится водящим.

    ИЮНЬ 3-4 неделяD:\документы\Презентации\Шаблоны Ч.2\1568b8af1c26.jpg

    Чурилки

    Цели: Развитие звукового восприятия.

    Воспитание активности, интереса к игре.

    Содержание: Играющие выбирают двоих. Одному завязывают глаза, другому дают колокольчик. Затем ведут хоровод вокруг них со словами:

    «Трынцы - брынцы. Бубенцы

    Позолочены концы.

    Кто на бубенцах играет

    Того жмурка не поймает».

    После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.  Как только жмурка его поймает,  их меняют другие игроки.

     

    ИЮЛЬ 1-2 неделяD:\документы\Презентации\Шаблоны Ч.2\1568b8af1c26.jpg

    Капуста

    Цели: Обучение детей умению четко произносить слова.

    Воспитание двигательной активности.

    Содержание: Рисуется круг - огород. На его середину играющие складывают свои вещи - шапки, пояса, платки и т.д., обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят, выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, изображая движениями воображаемую работу, говорит:

     

    «Я на камушке сижу

    Мелки колышки тешу

    Мелки колышки тешу

    Огород свой горожу,

    Чтоб капусту не украли

    В огород не прибегали

    Волк и лисица,

    Заинька усатый,

    Медведь толстопятый».

    Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого хозяин коснется рукой у себя в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет «капусты» из огорода, объявляется победителем.

    АВГУСТ 1-2 неделяD:\документы\Презентации\Шаблоны Ч.2\1568b8af1c26.jpg

    Дети и петух

    Цели: Обучение детей умению безоговорочно и точно выполнять правила игры.

    Развитие ловкости движений. Формирование радостных эмоций.

    Содержание: Дети стоят в кругу. Один из детей стоит в центре круга, изображая петуха, идут по кругу со словами:

     

    «Петушок - петушок,

    Золотой гребешок,

    Масляна головушка

    Шелкова бородушка.

    Что так рано встаешь?

    Детям спать не даешь?»

    После этих слов дети приседают на корточки и делают над головой «домики» из рук.  «Петух»  кукарекает три раза, дети разбегаются по залу, а «петух» их ловит. Первый пойманный ребенок становится «петухом».

    D:\документы\Презентации\Шаблоны Ч.2\1568b8af1c26.jpg

    АВГУСТ 3-4 неделя

    Займи место

    Цели: Обучение детей умению играть по правилам.

    Развитие силы бега.

    Содержание: Один из участников - водящий - становится за круг. Дети, взявшись за руки, идут по кругу. Водящий говорит:

    «Как сорока стрекочу

    Никого в дом не пущу.

    Как гусыня гогочу

    Тебя хлопну по плече - беги!»

    Сказав «беги!» водящий слегка ударяет по плечу одного из игроков. Круг останавливается, а тот, кого ударили, убегает со своего места и бежит навстречу водящему. Обежавший круг раньше занимает свободное место, оставшийся становится водящим.

    Правило: Круг должен сразу остановиться при слове «беги». Во время бега не касаться стоящих в кругу детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека хороводных игр для детей старшего дошкольного возраста

    Подобрала хороводные игры, оформила их в виде картотеки на весь учебный год для старшего дошкольного возраста. Буду рада, если кому-то пригодится в работе....

    Хороводные игры для детей младшего дошкольного возраста

    Здесь подобраны хороводные игры на каждый месяц....

    Хороводные игры для детей младшего дошкольного возраста

    Предлагаемую подборку хороводных игр можно использовать как  в непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста....

    Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

    Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

    Хороводные игры младший и старший дошкольный возраст

    Хороводные игры младший и старший дошкольный возраст...

    Картотека хороводных игр для детей старшего дошкольного возраста

    Картотека хороводных игр для детей старшего дошкольного возраста...