Главные вкладки

    Картотека хороводных игр для детей старшего дошкольного возраста
    картотека (подготовительная группа)

    Ленинг Ольга Анатольевна

     

    Картотека хороводных игр для детей старшего дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_word.docx21.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Картотека

    хороводных игр для детей старшего дошкольного возраста

    МУЗ.РУКОВОДИТЕЛЬ:

    ЛЕНИНГ О.А.

    «Ходит Ваня»

    Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.

    Слова : - ходит Ваня. ходит Ваня

                    ищет Ваня, ищет Ваня,

                    для себя дружочка

                    Нашел Ваня. нашел Ваня

                    для себя дружочка

    Движения Дети становятся в круг, и ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка . Стоя в кругу они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем меняют ведущего игра продолжается.

    « Пузырь»

    Цель : учить детей стоять в кругу и выполнять действия , подпевать песенку. упражнять в согласовании приседания со словами и проговаривании слов – раздувайся пузырь, звука ш-ш-ш.

    Слова : Раздувайся пузырь

                 раздувайся большой

                 Оставайся такой

                 Да не лопайся

                 он летел, летел, летел

                 Да за веточку задел

                  ш-ш-ш. лопнул пузырь.

    Движения:

    Дети становятся в круг . дети ходят по кругу и приговаривают слова, до тех пор пока не скажут « Лопнул пузырь» .Тогда они опускают руки и присаживаются, произнося при этом звук ш-ш-ш. Игра повторяется.

    «Зайка»

    Цель: Учить двигаться по кругу , хлопать в ладоши .

    Слова : Зайка, зайка , что  с тобой

                 ты совсем сидишь дольной

                 встань попрыгай, по пляши.

                 твои ножки хороши

    Движения: Дети становятся в круг . дети ходят по кругу и приговаривают, выполняя при этом движения по тексту.

    «Заинька»

    Цель игры. Учить детей согласовывать слова стихотворения с действиями.
    Ход игры. Дети становятся в круг считалкой выбирают зайчика, он становится в центр круга. дети ходят по кругу и приговаривают:

    Заинька, по сеничкам
    Гуляй, погуливай!
    Серенький, по новеньким 
    Погуливай, гуляй!
    Некуда заиньке выскочити,
    Некуда серому выпрыгнути. 
    Заинька, поскачешь — 
    Выскочешь,
    Серенький, попляшешь — 
    Выпустят.
    дети напевают мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового.


    «Каравай»

    Цель игры. Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.
    Ход игры. Дети становятся в круг

    Слова:
     Как на Ванин день                                   
     рожденья
     Испекли мы каравай.
     Вот такой...
     Вот такой...
     Вот такой...
     Вот такой...
     Каравай, каравай!
     Кого хочешь выбирай!

    Движения:
     Ходят по кругу, затем останавливаются, делают круг широким, сужают круг,
     приседают все, руки поднимают кверху и хлопают в ладоши.
     Ваня подходит к Гале, выводит ее в круг. Дети прихлопывают в ладоши и напевают плясовую мелодию. Дети в кругу пляшут. Эту игру хорошо проводить в дни рождения детей. Но можно вспомнить о том, что недавно был день рождения у Нины, у Светы, и первыми выбрать их в круг

    «Карусель».

    Цель игры. Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.
    Ход игры. знакомство детей с правилами игры, предварительно разложив веревку в виде кольца: «Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Давайте, дети, станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова:
    Еле, еле, еле,
    еле Завертелись карусели,
    А потом кругом, кругом —
    Все бегом, бегом, бегом.
    Сначала пойдем медленно, а после слова «бегом» побежим по кругу. После того как я скажу слово «поворот», мы повернемся, возьмем веревку в левую руку и пойдем в другую сторону, произнося такие слова:
    Тише, тише, не спешите,
    Карусель остановите,
    Раз и два, раз и два —
    Вот и кончилась игра.
    Карусель начинает кружиться медленно, наконец, останавливается. Когда карусель остановится, вы сходите с нее (кладете веревку на пол), бегаете по площадке, а по сигналу (удар в бубен, звонок) снова садитесь на карусель».

    «Бабушка Маланья»

    Выбирается ведущий – бабушка Маланья. Остальные играющие стоят, образуя круг, в центре круга стоит бабушка Маланья. Все произносят слова:

    «У МАЛАНЬИ, У СТАРУШКИ

    ЖИЛИ В МАЛЕНЬКОЙ ИЗБУШКЕ» (дети кружатся по кругу, держась за руки).

    СЕМЬ ДОЧЕРЕЙ, СЕМЬ СЫНОВЕЙ.

    (показывают на пальцах это количество (7) – 2 раза)

    ВСЕ БЕЗ БРОВЕЙ.

    С ТАКИМИ ГЛАЗАМИ,

    С ТАКИМИ УШАМИ,

    С ТАКИМИ НОСАМИ,

    С ТАКОЙ ГОЛОВОЙ,

    С ТАКОЙ БОРОДОЙ.

    (останавливаются и при помощи мимики, жестами, показывают то, о чём говорится в стихотворении: закрывают руками брови, делают «большие» глаза, нос, бороду).

    Ничего не ели,

    Целый день сидели,

    (присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок).

    На неё глядели,

    Делали вот так…

    (повторяют за ведущим смешные движения: погрозить пальцем, попрыгать, сделать рожки, нос).

    «Сокол».

    Пролетал высоко сокол.

    Обронил перо в осоку.

    Соколиного пера

    Не найти нам до утра.

    Снова солнышко взойдет –

    Ира (Вова) перышко найдет.

    Дети сидят на стульях по кругу. Выбирается сокол. С началом стихотворения, которое произносят все дети, за кругом пробегает сокол и роняет перо за спиной одного из детей. С началом 5-й строки сокол садится на свободный стул в кругу с детьми. На две последние строки ребята называют имя того ребенка, за спиной которого оказалось перо сокола. Он поднимает перо и становится соколом. Игра повторяется.

    «Зимушка-зима»

    Дети, держась за руки, образуют круг-хоровод. Двигаясь по кругу, они произносят слова и движутся по кругу вправо:

    ВОТ ПРИШЛА ЗИМА-ЗИМА,

    ЗИМА-ЗИМУШКА, ЗИМА,

    ВЫПАЛ БЕЛЕНЬКИЙ СНЕЖОК,

    ВЫПАЛ СНЕГ ХОЛОДНЫЙ.                         (2 раза).

    НА ДОРОЖКАХ СНЕГ ЛЕЖИТ,

    НА ДЕРЕВЬЯХ СНЕГ ВИСИТ,

    КРЫШИ ПОБЕЛЕЛИ,

    ВОТ КАК ПОБЕЛЕЛИ.                                 (2 раза)

    НАДО ШУБКИ НАДЕВАТЬ

    И САПОЖКИ ОБУВАТЬ.

    СТАЛО ХОЛОДНЕНЬКО,

    ОХ, КАК ХОЛОДНЕНЬКО!                                (2 раза)

    Играющие опускают руки, медленно кружатся влево, потом вправо, слегка приседают. Поднимаются, имитируют плавным движением рук, как расстилается снег на дороге, висит на деревьях. Потом соединяют кисти рук над головой
    («крыши» домов) и кружатся на месте.
    Играющие стоят на месте, изображая, как они одеваются. Затем  начинают кружиться, топать, пританцовывать, хлопать в ладоши, чтобы не замерзнуть.

    «Редьки на грядке»

    Движения со словами. Считалкой выбирают «Хозяина» и «Пана», остальные дети – «Редьки».

    «Редьки» садятся на траву (пол) одна за другой, крепко обхватив руками за пояс впереди сидящего и поют:

    «МЫ НА ГРЯДКЕ СИДИМ, ДА НА СОЛНЫШКО ГЛЯДИМ!

    МЫ СИДИМ, СИДИМ, СИДИМ!

    МЫ ГЛЯДИМ, ГЛЯДИМ, ГЛЯДИМ!

    Хозяин в это время медленно прохаживается перед «грядками». «Пан» едет верхом на лошади (палочке). Он объезжает несколько раз «грядку» и останавившись перед «Хозяином» спрашивает:

    ДОМА ЛИ ХОЗЯИН?

    ДОМА, А КТО ТАМ?

    САМ «ПАН».

    ЧТО ТЕБЕ НАДО?

    МОЯ ПАНИ НА ПЕЧИ ЛЕЖАЛА,

    СВАЛИЛАСЬ С ПЕЧИ,

    УШИБЛА ПЛЕЧИ.

    ОХАЕТ, ВЗДЫХАЕТ, РЕДЬКИ ЖЕЛАЕТ

    МОЖНО ВЫРВАТЬ РЕДЬКУ?

    МОЖНО! ДЕРГАЙ САМ, КАКУЮ ХОЧЕШЬ!

    «Пан» подходит к «Редьке» и пытается выдернуть ту «Редьку», которая сидит последней. «Пан» пробует выдернуть «Редьку» в разных местах грядки. Если ему это удается, он «Редьку» отводит к себе. Потом приходит к «Хозяину» и спрашивает разрешение выдернуть еще «Редьку». Если «Пан» не может сам выдернуть, он зовет на помощь первую  «Редьку». Так игра продолжается, пока на грядке ничего не останется. Последняя «Редька» становится «Паном».

    «Золотые ворота»

    Два игрока встают, поднимают сомкнутые руки. Через эти «воротца» пробегает «цепочка» всех игроков, тоже взявшись за руки. При этом «цепочка-змейка» обегает каждого стоящего. Стоящие нараспев произносят:

    «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА

    ПРОПУСКАЮТ НЕ ВСЕГДА

    ВАША МАТЬ  ПРОЙДЕТ

    И ДЕТЕЙ ПРОВЕДЕТ.

    НА ПЕРВЫЙ РАЗ – ПРОЩАЕТСЯ,

    ВТОРОЙ РАЗ – ЗАПРЕЩАЕТСЯ,

    А НА ТРЕТИЙ РАЗ

    НЕ ПРОПУСТИМ ВАС!»

    После этого руки опускаются. Кого «отсекли», (одного человека) встает в «ворота», увеличивая их число. Не пойманные восстанавливают «цепочку» и бегут снова. С каждым закрытием «ворот» бегущих становится всё меньше. Последних  трех игроков – чествуют, как победителей.

    «Сиди, сиди, Яша».

    Дети ходят, взявшись за руки вокруг сидящего в центре (у него завязаны глаза) и поют:

    СИДИ, СИДИ ЯША

    НА ДУБУ ЗЕЛЕНОМ,

    ГРЫЗИ, ГРЫЗИ, ЯША,

    ОРЕШКИ КОЛЕНЫЕ.

    ТЫ ЗАБАВА НАША,

    ПОГРЫЗИ ОРЕХИ,

    ПОГРЫЗИ ОРЕХИ

    ДЛЯ СВОЕЙ ПОТЕХИ.

    «Яша» делает вид будто грызет орехи. При последнем слове дети останавливаются и хлопают в ладоши, а «Яша» кружится.

    СВОИ РУКИ ПОЛОЖИ,

    ИМЯ ПРАВИЛЬНО СКАЖА.

    По окончании песни «Яша» подходит к кому-нибудь, дотрагивается, отгадывает, кто это. Если отгадает, тот становится водящим  (Яшей).

       

    «Хмель»

    Считалкой выбирается «ХМЕЛЬ». Играющие стоят, образуя круг, и произносят слова:

    РАСТИ, НАШ ХМЕЛЬ, ПО ТЫЧИНКАХ ВВЕРХ!

    БЕЗ ТЕБЯ, ХМЕЛЮШКА, ХОРОВОД НЕ ВОДИТСЯ,

    БЕЗ ТЕБЯ, ХМЕЛИШКА, ИГРА НЕ ИГРАЕТСЯ!

    РАСТИ, РАСТИ, ХМЕЛЬ,

    САДОВЫЙ ТЫ НАШ ХМЕЛЬ,

    РАСТИ – ПРИРАСТАЙСЯ,

    НА ТЫН ЗАПЛЕТАЙСЯ:

    КОРНЕМ ГЛУБОКИМ,

    ЛИСТОМ ШИРОКИМ,

    МАКОВКОЙ ЗОЛОТОЙ,

    ВСЕЙ СВОЕЙ КРАСОТОЙ,

    МЫ ТЕБЯ ВОЗЬМЕМ,

    МЫ ТЕБЯ СНЕСЕМ –

    В БЕЛЫЕ МЕШОЧКИ,

    В ДУБОВЫЕ СУНДУЧКИ.

    Хмель спрашивает:

    • КАК МЕНЯ ПОСАДИЛИ?
    • ВОТ И ЭТАК, ВОТ И ТАК САДИЛИ!
    • КАК МЕНЯ ПОЛИВАЛИ?
    • ВОТ И ЭТАК, ВОТ И ТАК ПОЛИВАЛИ!
    • КАК МЕНЯ РАСТИЛИ?
    • ВОТ И ЭТАК, ВОТ И ТАК РАСТИЛИ!
    • ДЛЯ КОГО РАСТИЛИ?
    • ДЛЯ … (ИМЯ ЛЮБОГО ИГРОКА).

    Игрок, имя которого назвали, подходит к Хмелю и пытается вытянуть его из круга, Хмель сопротивляется и говорит:

    • ЕСЛИ МЕНЯ НЕ ПОЛЬЮТ, МЕНЯ НЕ УДЕРЖАТ – НИ В ДУБОВЫХ БОЧКАХ, НИ В ЖЕЛЕЗНЫХ ОБРУЧАХ.

    Все поют:

    ХМЕЛЬ, ТЫ НАШ ХМЕЛЬ,

    ТЫ РАСТИ СЕМЬ НЕДЕЛЬ!

    МЫ ТЕБЯ ПОЛЬЕМ

    И ПЛЕТНЕМ ОБНЕСЕМ.

    Ребенок, который  рвал Хмель, кричит:

    РВИТЕ ХМЕЛЬ, ТЕРЕБИТЕ!

    Хмель вырывается из круга, игроки его ловят и «щиплют».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста

    Картотека подвижных игр будет полезна воспитателям и инструкторам по физической культуре...

    Картотека хороводных игр для детей старшего дошкольного возраста

    Подобрала хороводные игры, оформила их в виде картотеки на весь учебный год для старшего дошкольного возраста. Буду рада, если кому-то пригодится в работе....

    Картотека хороводных игр для детей младшего дошкольного возраста

    Составила картотеку хороводных игр на год для младшего дошкольного возраста....

    Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.

    Проблемное обучение - такая организация деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя прблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. В ре...

    Картотека хороводных игр для детей младшего дошкольного возраста

    Картотека хороводных игр для детей младшего дошкольного  возраста (на основе программы "Социокультурные истоки")...

    Хороводные игры для детей старшего дошкольного возраста

    Перспективное планирование  хороводных игр по месяцам....