«Индивидуальный образовательный маршрут воспитателя дошкольной образовательной организации как модели построения системы самообразования».
статья на тему

Липатова Наталья Александровна

«Индивидуальный образовательный маршрут воспитателя дошкольной образовательной организации как модели построения системы самообразования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lipatova_obrazovatelnyy_marshrut_1.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Индивидуальный образовательный маршрут воспитателя дошкольной образовательной организации как модели построения системы самообразования».

Реализация принципов и идей ФГОС ДО предполагает повышение профессиональной компетентности педагога. Инновационный характер педагогической деятельности влияет на ориентацию педагога не только на передачу знаний, но и на формирование личности детей, их социализацию, творческое развитие. Инновационный характер результатов требует иной организации образовательной деятельности в ДОО.

Современной технологией развития профессиональной компетентности педагога ДОО, на наш взгляд  является - индивидуальный образовательный маршрут.

ИОМ педагога представляет собой целенаправленно проектируемую образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития.

Целью и соответственно результатом реализации ИОМ является развитие профессиональной компетентности педагога, роста его самооценки и самоуверенности, творческого потенциала, что соответствует Профессиональному стандарту педагога.

В качестве направлений развития профессиональной компетентности современного педагога необходимо выделить:

- овладение инновационными подходами к реализации образовательных областей в соответствии с приоритетами, определенными ФГОС ДО

- освоение технологии педагогической диагностики индивидуального развития детей;

- развитие профессиональных способностей в сфере проектирования образовательных условий с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей, зоны ближайшего развития каждого ребенка;

-развитие умений использования разных форм сотрудничества с родителями.

Сроки реализации маршрутов варьируются от одного года до нескольких лет в зависимости от выявленных затруднений, конкретной ситуации и локальных задач (например, подготовки к аттестации или реализации конкретной образовательных линий)

Содержательную сторону индивидуального образовательного маршрута составляет решение тех профессиональных проблем, которые актуальны не только для конкретного специалиста, но и для педагогического сообщества ДОО.

Образовательный маршрут по самообразованию педагогов в рамках образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

1. Теоретические основы художественно-эстетического воспитания.

Педагогическая наука определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей. Понятие эстетического воспитания включает в себя категории эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Очень важно, чтобы эстетическое воспитание начиналось с самых ранних лет, поскольку эстетические чувства пронизывают всю жизнедеятельность человека, проявляются в его поведении и во многом определяют его жизненную позицию. Следовательно, становление эстетических чувств не должно быть спонтанным, самопроизвольным. Поэтому эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира и создавать ее.

Проблема эстетического воспитания особенно остро стоит перед дошкольной педагогикой. Именно в дошкольном периоде формируются зачатки эстетических чувств и переживаний, закладывается основа ценностного отношения к окружающему миру. От того, что ляжет в основу эстетического восприятия мира, сформированного в дошкольном учреждении, будет зависеть дальнейшее развитие эстетических переживаний, ценностных ориентаций будущего гражданина нашей страны.

Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, развитию эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, стимулирует интеллектуальное и познавательное развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувства ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии, а восприятие и обсуждение эстетически значимых произведений может способствовать развитию устной речи. С другой стороны, занятия, ориентированные на развитие, к примеру, художественных способностей, всегда способствуют формированию эстетических чувств и ценностей, развивают общее восприятие, мелкую моторику ребенка, способствуют формированию ценностных ориентаций. Таким образом, мы видим, что эстетическое воспитание занимает значимое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста и играет важную роль в общем развитии ребенка.

Эстетическое воспитание тесно связано со всеми сторонами воспитания. Оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок. Все это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию детей.

Проблема художественно-эстетического воспитания раскрыта в книге  

Кондрашева Ю. В., Прудских Э. В. Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 52-54

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста

Горина Любовь Вячеславовна Колесниченко Юлия Юрьевна раскрыли методологические основания проектирования образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Показано место данной области в содержании дошкольного образования. Определены функционально-структурные компоненты содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» детей дошкольного возраста и раскрыта их сущность. В журнале Вестник Бурятского государственного университета №1/2015

http://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-esteticheskoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta

2. Принципы построения образовательного процесса в рамках образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».

Содержание принципов раскрыто в журнале «Мир науки, культуры, образования» Выпуск № 2 (39) / 2013 Авторы  Бутенко Н. В.Никитина Е. Ю.

http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-printsipy-hudozhestvenno-esteticheskogo-razvitiya-detey-v-period-detstva-otrazhayuschie-idei-doshkolnogo

3. Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Бутенко Наталья Валентиновна посвятила статью выявлению содержания и особенностей организации образовательного процесса по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста, ориентированного на условия реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

http://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-esteticheskoe-razvitie-lichnosti-v-period-detstva-v-usloviyah-realizatsii-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya

4. Динамика развития художественной деятельности детей дошкольного возраста в условиях различных образовательных программ

Подробная информация раскрыта в журнале «Вестник Челябинского государственного педагогического университета № 4/2014  Бутенко Натальей Валентиновной

В статье представлены результаты исследования развития художественной деятельности детей дошкольного возраста, в ходе которого были выявлены отличительные особенности развития художественно-изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в зависимости от образовательных условий.

http://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-razvitiya-hudozhestvennoy-deyatelnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-usloviyah-razlichnyh-obrazovatelnyh-programm

5. Гендерно-кластерная модель художественно-эстетического развития.

Чурашов А. Г. данной статье рассматривается проектирование гендерно-кластерной модели художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста в дополнительном образовании средствами хореографии. Выявлены новые элементы современной педагогической гендерно-кластерной модели художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. 

http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskaya-model-hudozhestvenno-esteticheskogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-horeografii#ixzz45F59ZY8o

6. Полихудожественный подход в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста

Бутенко Н. В. Посвятил статью рассмотрению вопроса о реализации полихудожест-венного подхода в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста; исследуются важные культурообразующие функции полихудожест-венного образования; представлена авторская схема реализации полихудожест-венного подхода в дошкольном образовательном учреждении и трактовка термина «полихудожественная среда».

http://cyberleninka.ru/article/n/polihudozhestvennyy-podhod-v-hudozhestvenno-esteticheskom-razvitii-detey-doshkolnogo-vozrasta


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация системы мониторинга образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении».

Материал будет полезен старшим воспитателям, воспитателям ДОУ. В нем рассматривается понятие термина "мониторинг", его виды, структура. Описана система организации мониторинга детского развития в ДОУ....

Создание модели образовательного процесса в дошкольной образовательной организации с учетом регионального компонента

Методические рекомендации.Создание модели  образовательного процесса в дошкольной образовательной организации с учетом регионального компонента...

Индивидуальный образовательный маршрут воспитателя

на тему:«Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»...

Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»

Памятка для воспитателей на тему:«Формы организации образовательного процессав дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...

Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»

Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...

Комплексно-тематическое планирование образовательной работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения

План предполагает осуществление 34-х примерных тем (соответственно 36-ти неделям учебного года, исключая 2 недели новогодних «каникул»)....