Консультация для родителей
консультация (подготовительная группа) на тему

Тарасова Валентина Ивановна

Развитие информационных технологий в последнее десятилетие, их стре­мительное проникновение в различные сферы жизни влияют на развитие лич­ности современного ребенка, значительно расширяют его образовательно-воспитательные возможности, систему коммуникации, досуга. Наряду с поло­жительным влиянием информационных технологий существует и негативное воздействие.

Ученые предупреждают, что жители третьего тысячелетия могут оказать­ся "пугающе ограниченными" людьми. С предупреждением об опасности чрез­мерного увлечения одним из самых важных приобретений человечества высту­пили 75 американских ученых, педагогов и общественных деятелей. Они ут­верждают, что компьютеры "несут серьезную угрозу здоровью детей" и могут быть причиной "долговременных нарушений в области психического, эмоцио­нального и интеллектуального развития" детей.

При необходимости длительной работы за компьютером ребенок должен обязательно устраивать небольшие перерывы, во время которых необходимо выполнять расслабляющие упражнения для всего тела и для различных мышц в отдельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подбор и формирование комплекса упражнений для снятия негативного воздействия средств ИКТ на детей дошкольного возраста

Развитие информационных технологий в последнее десятилетие, их стремительное проникновение в различные сферы жизни влияют на развитие личности современного ребенка, значительно расширяют его образовательно-воспитательные возможности, систему коммуникации, досуга. Наряду с положительным влиянием информационных технологий существует и негативное воздействие.

Ученые предупреждают, что жители третьего тысячелетия могут оказаться "пугающе ограниченными" людьми. С предупреждением об опасности чрезмерного увлечения одним из самых важных приобретений человечества выступили 75 американских ученых, педагогов и общественных деятелей. Они утверждают, что компьютеры "несут серьезную угрозу здоровью детей" и могут быть причиной "долговременных нарушений в области психического, эмоционального и интеллектуального развития" детей.

При необходимости длительной работы за компьютером ребенок должен обязательно устраивать небольшие перерывы, во время которых необходимо выполнять расслабляющие упражнения для всего тела и для различных мышц в отдельности. Причем если для взрослых максимальное время, проводимое за компьютером без перерыва, примерно равно 2 ч, то дети не должны безотрывно сидеть за монитором более 40–45 мин, а в младших классах школы – более 20 мин. По истечении максимального времени пребывания за компьютером нужно устроить перерыв не менее чем на 10–15 мин и выполнить хотя бы некоторые восстанавливающие упражнения.

Существует большое многообразие различных комплексов упражнений, созданных специально для этих целей. Ниже будут приведены три разных варианта, причем первый из них будет наименее длительный (если уж совсем нет времени или желания тратить лишнее время на разминку), а последний – наиболее полный и продолжительный (зато он охватывает практически все необходимые группы мышц, задействованные и напряженные после работы).

Комплекс упражнений № 1 (для общего расслабления тела; займет очень мало времени; включает в себя всего 5 простых упражнений, отсутствует зрительная гимнастика).
Упражнение первое. Исходное положение (далее – и. п.) – сидя или стоя. Нужно резко вытянуть перед собой руки так, чтобы почувствовать напряжение в ладонях. Задержаться в таком положении на 5-10 с, потом медленно расслабиться и сжать ладони в кулак на 5-10 с. Упражнение повторять 10–15 раз. Оно поможет мышцам кисти рук расслабиться.

Упражнение второе. И. п. – сидя или стоя. Сплетите пальцы рук над головой и сдвиньте лопатки друг к другу таким образом, чтобы стало ощутимо небольшое напряжение в верхней части спины. Оставайтесь в таком положении 5-10 с, затем расслабьтесь. Упражнение необходимо повторять 5-10 раз. Оно направлено на расслабление мышц плеч и верхней части спины.

Упражнение третье. И. п. – стоя. Сплетите за спиной пальцы рук с ладонями, направленными внутрь. Медленно поднимите и выпрямите руки. Оставайтесь в таком положении 5-10 с. Это растягивающее упражнение необходимо повторять 5-10 раз. Оно хорошо подходит для расслабления в тех случаях, когда ощущается сильное напряжение в спине и вы уже с трудом ее сгибаете.

Упражнение четвертое. И. п. – стоя. Медленно по очереди поднимайте и опускайте руки, одновременно поворачивая голову в разные стороны до появления ощущения легкого напряжения. Повторите это упражнение 10 раз.

Упражнение пятое. И. п. – сидя или стоя. Медленно опустите подбородок так, чтобы под ним образовалась складка. Оставайтесь в таком положении 3 с, затем расслабьтесь. Повторяйте это упражнение 5-10 раз. Оно помогает нейтрализовать последствия длительного пребывания в наклоненном вперед положении, когда вы внимательно всматриваетесь в изображение на экране монитора.

Комплекс упражнений № 2 (тоже достаточно маленький по длительности комплекс; содержит упражнения, направленные на расслабление глаз, мышц шеи, плеч и кистей рук, а также на улучшение состояния легких).

Упражнение первое. И. п. – стоя или сидя, но перед этим необходимо переместиться на участок с освещением, которое отличается от рабочего места, и снять очки или контактные линзы, если они есть. Прикройте глаза ладонями. Вглядывайтесь в эту темноту в течение 25–35 с, затем сильно зажмурьте глаза. Теперь убирайте руки, а через несколько секунд медленно открывайте глаза. Повторяйте это упражнение 4–6 раз. Оно обеспечивает глазам эффективный отдых.

Упражнение второе. И. п. – ноги на ширине плеч. Плавно наклоните голову так, чтобы подбородок опустился на грудь, и останьтесь в этом положении на 10 с. Сделайте круговое движение головой с высокой амплитудой в правую сторону, при этом стараясь глубоко дышать. Задержите это положение на 10 с, затем проделайте то же самое упражнение, но только в левую сторону. Когда вы почувствуете, что мышцы шеи расслабились, начните плавно и медленно выполнять круговые движения головой сначала в правую сторону 5 раз, затем в левую сторону 5 раз. Завершите цикл упражнений, подняв плечи вверх насколько это возможно, затем медленно опустите их. Для наибольшего эффекта упражнение необходимо повторять в течение 5 мин (примерно 5 раз). Это растягивающее упражнение способствует снятию напряжения с мышц в области шеи и плеч, которое часто становится причиной головной боли.

Упражнение третье. И. п. – ноги на ширине плеч. Руки опустите вниз перед собой, соедините пальцы «в замок» и выверните сцепленные кисти (ладони будут расположены плоскостью вниз). Одновременно с глубоким вдохом поднимите сцепленные руки вверх и максимально отведите их назад, прогибаясь всем телом назад и максимально растягивая все мышцы. Вместе с глубоким и шумным (со звуком) выдохом закройте глаза, полностью расслабьтесь, расцепите кисти, опустите их за шею и дайте им свободно упасть вниз вдоль вашего туловища. Одновременно расслабьте голову и дайте ей упасть вперед. В конце медленного выдоха немного согнитесь вперед в пояснице и напрягите мышцы живота для того, чтобы диафрагмой выжать весь «застоявшийся» воздух из ваших легких – такое глубокое завершение выдоха можно осуществить несколькими шумными выдыхательными движениями. Сделайте несколько таких медленных дыхательных циклов в начале и в конце комплекса упражнений.

Упражнение лучше всего делать в местах с открытым доступом свежего воздуха. Оно способствует улучшению состояния легких, глаз, мышц шеи и кистей рук.

Комплекс упражнений № 3 (обширный всеохватывающий комплекс; включает в себя множество расслабляющих упражнений для глаз, головы и шеи, рук, туловища и всего тела).

Упражнения на расслабление всего тела. Помогают снять общее напряжение и восстановить нормальный ритм дыхания.

1. Медленно коснитесь подбородком груди и задержитесь в таком положении на несколько секунд. Выполните упражнение 5-10 раз.

2. Облокотитесь на спинку стула, положите кисти рук на колени, закройте глаза, расслабьтесь и задержитесь в этом положении 10–15 с.

3. И. п. – сидя прямо с опущенными руками. Резко напрягите мышцы всего тела. Затем быстро полностью расслабьтесь, опустите голову, закройте глаза. Задержитесь в таком положении 10–15 с. Повторите упражнение 3–5 раз.

4. И. п. – сядьте поудобнее, слегка расставив ноги. Руки положите на середину живота. Закройте глаза и глубоко вдохните через нос. Задержите дыхание (насколько возможно). Медленно выдохните через рот (полностью). Повторите упражнение 3–4 раза (если не возникнет головокружение).

Упражнения для глаз, способствующие расслаблению и укреплению глазных мышц, улучшению кровообращения в зрительном аппарате, избавлению от боли и неприятного ощущения в глазах.

1. Закройте глаза, расслабьте мышцы лба. Медленно с напряжением сместите глазные яблоки в крайнее левое положение, через 1–2 с так же переведите взгляд вправо. Повторяйте упражнение 10 раз. Следите за тем, чтобы веки не подрагивали. Не щурьтесь.

2. В течение 30 с быстро поморгайте, а затем зажмурьтесь.

3. С напряжением закрывайте на 3–5 с попеременно то один, то другой глаз.

4. В течение 10 с меняйте направление взгляда: прямо, вправо, влево, вверх, вниз.

5. Потрите ладони одну о другую, чтобы появилось ощущение тепла. Прикройте ладонями глаза, скрестив пальцы в центре лба. Полностью исключите доступ света. На глаза и веки не нажимайте. Расслабьтесь, дышите ровно. Задержитесь в таком положении на 2 мин.

Упражнения для головы и шеи, способствующие расслаблению мышц шеи, лица и плечевого пояса.

1. Сделайте массаж лица для снятия напряжения лицевых мышц.

2. Нажимайте ладонями на затылок в течение 15 с, делайте круговые движения вправо и влево.

3. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох. На выдохе медленно опустите подбородок, расслабьте шею и плечи. Снова сделайте глубокий вдох, а затем медленное круговое движение головой влево и выдох. Повторяйте упражнение 3 раза влево, затем 3 раза вправо.

Упражнения для рук, способствующие снятию напряжения в кистях и запястьях и избавлению от усталости рук.

1. Упражнение можно выполнять сидя или стоя. Расположите руки перед лицом – ладони наружу, пальцы выпрямлены. Напрягите ладони и запястья. Сожмите пальцы в кулаки, быстро загибая их один за другим как бы «веером» (начинать с мизинца). Сжатые кулаки должны находиться напротив друг друга. Двигаться должны только запястья, а не локти. Разожмите кулаки в обратном порядке, расслабьте кисти рук. Выполните это упражнение 5 раз.

2. И. п. – в положении сидя или стоя. Опустите руки вдоль тела. Расслабьте их. Сделайте глубокий вдох и на медленном выдохе в течение 10–15 с слегка потрясите руками. Повторяйте упражнение 2–4 раза.

3. Широко расставьте пальцы и напрягите кисти рук на 5–7 с, затем сильно сожмите пальцы в кулаки на 5–7 с, после чего разожмите кулаки и потрясите расслабленными кистями. Повторите упражнение 4–6 раз.

Упражнения для туловища, способствующие расслаблению мышц, распрямлению позвоночника, улучшению кровообращения.

1. И. п. – встаньте прямо, слегка расставив ноги. Поднимите руки вверх, поднимитесь на носки и потянитесь. Опуститесь, руки расположите вдоль туловища, расслабьтесь. Повторите упражнение 4–6 раз.

2. Поднимите плечи как можно выше и плавно отведите их назад, затем медленно выставьте вперед. Повторите упражнение 10–12 раз.

3. И. п. – в положении стоя. Нагнитесь, приложите ладони к ногам позади колен. Втяните живот и напрягите спину на 4–7 с. Затем выпрямьтесь и расслабьтесь. Повторите упражнение 4–6 раз.

4. И. п. – встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Разведите руки в стороны на уровне плеч. Как можно больше поверните туловище вправо, затем влево. Повторите упражнения 14–18 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...