Система работы педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУС
методическая разработка на тему

Желтова Лариса Юрьевна

Данная работа содержит материал о возможностях смягчения процесса адаптации детей раннего возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение  
Центр развития ребенка – детский  сад  № 125  «Яблонька»

«Я иду в детский сад!»

Система работы педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Подготовила: педагог-психолог

МБДОУ ЦРР №125

Желтова Л.Ю.

г. Дзержинск

2016г.

Раздел 1. Пояснительная записка

Актуальность программы.

Вопрос отдавать или не отдавать ребенка в детский сад - рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей. Принятие решения родителями определяется личным опытом. Тем не менее, посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных мамы и папы, а с точки зрения наук: - педагогики, медицины, психологии, социологии. В целом, детский сад рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания т. к, человек - существо коллективное. Общение с другими членами общества во многом определяет всю жизнь человека. Этому необходимо учиться с детства в условиях детского дошкольного учреждения.

Для многих родителей отдать единственного ребенка в детский сад - серьезное испытание и ответственный шаг в жизни, к которому необходимо психологически подготовиться, чтобы не отягощать адаптацию ребенка своим состоянием. Есть данные о том, что чем тревожнее мать, чем болезненнее она реагирует на разлуку с ребенком - тем тяжелее проходит его адаптационный период в детском саду.

Проблема адаптации детей к условиям ДОУ на сегодня остается особо актуальной, т.к. все больший процент детей рождается с ослабленным здоровьем и условно сформированной готовностью системы врожденных адаптационных механизмов. Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится в постоянном взаимодействии с ней. В ней он развивается, обучается и воспитывается, здесь формируется его неповторимый личностный склад, определяющий возможности уже самостоятельной жизнедеятельности в' этой среде. Первым и наиболее значимым окружением ребенка является его семья. Именно взаимоотношения в родительской семье, отношения к ребенку со стороны родителей во многом определяют качество психического развития, и в том числе - формирование его адаптивных возможностей. Изменение образа жизни малыша приводит в первую очередь к нарушению его эмоционального состояния, следствием чего являются негативные проявления во всех видах деятельности, снижение активности детей. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, сложившихся семейных отношений, условий пребывания в ДОУ. Именно по этому развитие адаптационных механизмов, их активная связь с окружающим миром, должна занимать большое место в жизни ребенка.

Научно-методическое обоснование программы

Адаптация - это способность изменять деятельность организма адекватно потребностям внутренней и внешней среды. Это общебиологическое качество, присуще всему живому, без него жизнь была бы невозможной. Формы приспособительных реакций человека должны быть определены как социальная адаптация. Под «социальной адаптацией» в узком смысле мы понимаем способность человека заранее предусматривать изменение поведения, при установке на новые неожиданные общественные требования, например, при вхождении в новую микро социальную группу»

Широкое изучение проблемы адаптации детей к условиям жизни и воспитания в дошкольном учреждении было возрождено в 80-х годах XX века такими учеными, как Н.Д. Ватутина, Л.Н. Павлова, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер. Это связано с тем, что исследователи выделили несколько основных подходов к адаптации детей, поступающих в дошкольное учреждения: биологический, социально-психологический, психолого-педагогический. Однако интерес к данной проблеме современных исследователей связан уже не с классификацией подходов к адаптации и определением ее особенностей, а с выявлением факторов, влияющих на эффективность или неэффективность адаптации.

Как отмечает О.Г. Заводчикова, «Ребенок в период адаптации - живая модель стрессового состояния. Стресс, по утверждению медицины, - главный фактор на пути ко многим заболеваниям. Кроме этого иммунная система организма, его защитные силы ослабевают, и возможно, что ребенок в период адаптации заболевает. К.Л. Печора пишет, что физиологической основой адаптации является переделка ранее сформированных динамических стереотипов. Динамический стереотип - это ответная реакция коры головного мозга на ряд последовательных раздражителей, которые следуют в определенной временной последовательности. Стереотип облегчает жизнь, не требует особой траты нервной энергии. Частые нарушения стереотипа ведут к срыву нервной системы маленького ребенка. Но помимо стереотипов большое место в жизни ребенка должна занимать тренировка адаптационных механизмов, их активная связь с окружающим миром, которую обеспечивают взрослые, опираясь на высокую ориентировочную деятельность ребенка. Развитие познавательной деятельности детей, инициативности, общения с окружающими, сверстниками, физическое воспитание, закаливание, а также такой психологический фактор как умение детьми решать проблемы в игре - все это будет играть положительную роль в адаптации.

Целеполагание и задачи. оптимизация психолого-педагогических условий для успешной адаптации детей к ДОУ, сохранение психического, соматического и эмоционального благополучия детей раннего возраста при реализации программы «Детство». В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:

  Создать      условия   для   повышения   уровня        психолого-педагогической

компетенции участников образовательного процесса .Развивать социально-эмоциональную сферу детей раннего возраста .Обеспечить  психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ через индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье

Целевая группа и условия реализации.

Целевая группа состоит из детей раннего возраста, начавших посещение детского дошкольного учреждения, их родителей и педагогов.

Местом проведения данной программы служит кабинет психолога в ДОУ для работы с родителями и воспитателями, ясельные группы для детей раннего возраста, а также использование музыкального и физкультурного зала.

Периодичность занятий с родителями составляет 1 раз в неделю клуб «Мамина школа» в течение 1.5 месяца август - сентябрь (6 занятий)

Периодичность занятий с детьми составляет 2 раза в неделю в течение 3.5 месяцев август - ноябрь (28 занятий)

Тематические консультации для педагогов 1 раз в месяц

Индивидуальные консультации для родителей и педагогов по запросам

Ожидаемые результаты

  • снижение тревожности у детей и родителей
  • низкий уровень заболеваемости детей
  • благоприятное течение адаптации
  • участие родителей в учебно-воспитательном процессе ДОУ

Раздел 2 Содержание, структура, механизм реализации программы.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Цели и задачи

1.

Родительское собрание «В Детский сад идти

пора!»

Май

Педагог-психолог, старший воспитатель.

Использование памяток, буклетов, видеоматериалов  и др.рекомендаций при подготовке детей к ДОУ.

2.

Организация и проведения дня открытых дверей для родителей

Май

Педагог-психолог, специалисты ДОУ

Информировать родителей о деятельности ДОУ.

3.

Анкетирование родителей «Психолого-педагогич. параметры определения готовности

поступления ребенка в ДОУ»

Перед

поступлением в ДОУ

Педагог-психолог

Информирование родителей. Разработка плана занятий с ребенком.

4.

Разработка и реализация индивидуальных режимов адаптации детей группы

Индивидуально в течение

адаптационного периода

Педагог-психолог, старший воспитатель, воспитатели ясельных групп.

Учет

индивидуально-типологических особенностей в работе с детьми.

5.

Контроль  за  ведением листов адаптации, их анализ, регистрация наблюдений в адаптационном листе.

В течение

периода

адаптации

Педагог-психолог, старший воспитатель.

Выявление случаев дезадаптации

6.    \

' Работа клуба «Мамина школа»

В соответствии с планом работы

Педагог-психолог

Повышение социализации детей.

7.

Реализация индивид.подхода к ребенку, учет его актуальных потребностей, уровня психофизического развития

В течение года

Педагог-психолог, старший воспитатель.

Помощь педагогам и родителям в преодолении проблем и трудностей детей

8.

Оформление информационных стендов и родительских уголков

В течение года

Педагог-психолог, воспитатели

Мотивация к

совместной

деятельности

9.

Организация специальных адаптационных игр.

Август - ноябрь

Пед-психолог, воспитатели ясельн. групп

Благополучная адаптация ребенка к Д/С

Оценка результативности программы        

Результативность   программы   оценивается   по   количественным   и   качественным показателям.

Количественные:      

  1. Количество участников программы
  2. Результаты мониторинговых исследований Качественные:

  1. Аналитические отчеты по результатам адаптации детей к ДОУ.
  2. Анкета для родителей по результатам адаптации (обратная связь)

Методы и технологии.

Эта программа включает   деятельность, как с маленькими детьми, так и в равной степени с близкими им взрослыми, включая педагогов ДОУ.

В работе с родителями используются следующие формы:

  • родительские собрания;
  • «День открытых дверей»;
  • индивидуальные консультации;
  • использование визиток, памяток, рекомендаций;
  • пребывание родителей в группе Д/с;
  • клуб «Мамина школа»;

\

  • просмотр видеоматериалов;
  • информационные стенды;
  •  «Следы благодарности» -     сюжетно оформленное место в раздевальной комнате для благодарности родителей за любую помощь д/с.

В работе клуба «Мамина школа» отдается предпочтение активным методам: дискуссии,  психологические игры, тесты, ролевое проигрывание проблемных задач семейного воспитания, моделирование способов родительского поведения, обмен опытом семейного воспитания.

В работе с детьми используются следующие приемы:

  • «Музыкальные минутки»;
  • «Пальчиковые игры»;
  • Игры с песком и водой;
  • Игры с движениями;
  • Настольный театр.

Литература

  1. Буре Р.С. Воспитатель и дети. - М., 2001.
  2. Гуров В.Н.    Социальная работа дошкольных   образовательных   учреждений с семьей. - М.: Педагогическое общество России,2003.
  3. Давыдова О.И.    Адаптационные группы в ДОУ. / Методическое пособие.
  4. Данилина Т. А. В мире детских эмоций. - М., 2004.
  5. Елецкая О.В. День за днем говорим и растем. / Пособие по развитию детей раннего возраста. - М., 2005
  6. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду. - М.,Просвещение 2007.
  7. Клюева Н.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. —Ярославль, 2002.
  8. Маханева М. Д. Рещикова СВ. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет
  9. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. -М., 2001.
  10. Микляева Ю.В.   Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. - М., 2005.
  11. Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. - Ярославль, 2002.
  12. Программа социально-эмоционального развития   дошкольников «Я-ТЫ-МЫ». -М., 2003.
  13. Павлова Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста. /Практическое пособие. -М., 2007.
  14. Рылеева Е.В. Управление качеством социального развития    воспитанников. - М., 2003.
  15. Севостьянова Е.О. Дружная семейка. /Программа адаптации детей к ДОУ. - М., 2005
  16. Теплюк С.Н.   Дети раннего возраста в детском саду. / Программа и методические рекомендации для занятий с детьми от рождения до 2 лет. -М., 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»

Презентация опыта работы «Работа педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста  к условиям дошкольного учреждения»...

Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУНаталья Ларина Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУСообщение на тему: «Работа с родит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление

Пояснительная записка. Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от ...

Использование традиционных и инновационных форм работы педагогом-психологом по снижению психоэмоционального напряжения в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Тема моей презентации:Использование традиционных и инновационных форм работы педагогом-психологом по снижению психоэмоционального напряжения в период адаптации детей раннего возраста к условиям Дошкол...

Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

            На сегодняшний день актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению. Если воспитат...

Работа с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

      Поступление в сад – это момент отделения мамы отребенка, и это испытание для обоих. У мамы тоже«рвется сердце», когда она видит, как переживает еемалыш. П...