Из опыта работы "Развитие у детей творческого потенциала В различных видах детской деятельности"
консультация на тему

Светлана Алексеевна Гребнева

описание опыта работы в развитиии творческих способностейу детей дошкольноговозраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Полевского городского округа

«Детский сад № 40 общеразвивающего вида»

Сообщение из опыта работы

«Развитие у детей творческого потенциала

В различных видах детской деятельности»

Исполнитель:

Гребнева С. А.,

Воспитатель

Высшей квалификационной категории

Г. Полевской

 Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей.

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая мотивация и предпосылка для будущей творческой деятельности.

 Рождаясь, ребенок  обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют. Чем старше становится человек, тем труднее развить его способности.

Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности и не могут созреть сами по себе. Их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития его творческого начала.

Творческий потенциал личности есть в каждом, но не все стремятся на протяжении всей жизни его развивать.

Творческий потенциал личности является неким ядром его внутренних сил, помогающий ему самореализоваться. Часть качеств, которые обуславливают его потенциал, формируется генетически, часть - в период детского развития, а остальная составляющая появляется в разные периоды человеческой жизнедеятельности.

Творческий потенциал (англ. Creative potential) — совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в разных видах деятельности.

    Творческая личность – это личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции

Педагоги и психологи (О.В.Дыбина, Т.С.Комарова,В.С.Кузин, Я.А.Пономарев, С.Я.Рубинштейн, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов, Е.А.Флерина, Т.Я.Шпикалова и другие) считают, что творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам он не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.

В то же время творчество дошкольника – это не просто результат педагогического воздействия.

Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.

Исходя из своих наблюдений и опираясь на мнение ученых я считаю, что эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников являются такие виды деятельности:

-музыкально ритмическая,

-театрализованная,

-музыкально-игровая ,

-рисование,

- лепка ,

-художественно – речевая, и др.

 Ребёнку необходимо помочь  развивать ту деятельность,которой он начинает заниматься .Сам ребёнок не найдёт эти средства , он сможет открыть только самые примитивные из них  , и  творчество его обречено остаться на самой низкой ступени .

  Работая над этой темой я стараютсь искать и применять в работе новые эффективные технологии для  мотивации у дошкольников  развития  творческого потенциала .

Творческий потенциал может развивается только в творческой атмосфере, поэтому в группе  я  создала Центр детского творчества, в котором  находится очень много  разнообразного и доступного материала.

  Для реализации творческих задач во всех видах деятельности, считаю, что  эффективно проводить    интегрированные занятия , которые научат видеть мир как единое целое,  воспринимать    окружающее   через    мир музыки и  живопись. 

Развитие творчества всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности ,когда    ребёнок сам что- то придумывает , формирует, создаёт, к  чему-то сам стремится .

     Театрализованные игры – прекрасный способ раскрепостить ребёнка, и раскрыть его творческий потенциал, поэтому включая в деятельность детей театрализованные игры  позволяет  воспитанникам шире и глубже развивать их творческие способности. Театрализованные игры помогают  мне   создать интересную и радостную обстановку в группе . Дети любят устраивать концерты , петь песни , читать стихи , танцевать изображать разных животных  - и это нужно делать с раннего возраста. .

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В ней отражается образ жизни людей, желание проявлять творческую выдумку, находчивость, волю к победе. Для каждой игры я продумываю такие атрибуты, которые позволяют детям проявить свои творческие способности.

  Помогает  развивать творческий потенциал у детей и организация совместных выставок поделок из разнообразного материала. Я считаю, что только творческий союз педагог,  родитель и ребенок,   их совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие могут наполнить жизнь ребёнка интересными событиями. Проведение  разнообразных   конкурсов   позволяет   укрепить  взаимодействие с семьями воспитанников, активизирует творческое общение родителей с детьми.

   Правильная организация прогулок еще один эффективный метод развития творческого потенциала дошкольников.  

Снег и песок – это не только сыпучее вещество, но и прекрасный материал для развития творчества, фантазии и воображения. Дети с удовольствием отражают своё творчество в сказочных замках из песка и разнообразных снежных фигурах.

  Различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности.

Чтобы разнообразить непосредственно образовательную продуктивную деятельность, для подержание интереса я  не только вношу разнообразие в техники рисования , но и использую нетрадиционные материалы. Прекрасно зарекомендовали себя техники смешивания материала для создания ярких контрастных рисунков ,восковые мелки , в сочетании с акварелью ,перламутровая гуашь и акварель помогают придать работникам сказочность и волшебство . Рисовать можно кисточкой , карандашом , мелками, руками и т.д. . А ещё – пергаментной бумагой , ребристым картоном , окрашенной нитью . Рисование в нетрадиционных техниках помогает развивать в детях всё то что пригодится им в дальнейшей  жизни : образное и пространственное мышление , ловкость рук  , владение технологиями и главное творческий подход к новой работе.

В процессе создания рисунка, поделки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Сухомлинский В.А. писал:

   «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской   руке, тем умнее ребенок».

Я считаю, что какими бы ни были виды , формы, способы развития творческих способностей ребёнка , главное чтобы ребёнок  испытывал радость  от процесса и результатов деятельности чествуя поддержку и одобрение со стороны находящихся рядом взрослых, научился мыслить свободно и смело.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в процессе конструирования из бумаги.

Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с самого раннего возраста....

Развитие коммуникативных навыков у детей с ДЦП в различных видах детской деятельности.

Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на позн...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в процессе конструирования из бумаги.

Детское сердце чутко к призыву творить красоту... важно только, чтобы за призывами следовал труд”....

Творческая группа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через различные виды детской деятельности" 2016-2017 учебный год

Творческая группа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через различные виды детской деятельности" 2016-2017 учебный год...

Творческая группа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через различные виды детской деятельности" 2017-2018 учебный год

Творческая группа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через различные виды детской деятельности" 2017-2018 учебный год...

Развитие у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности в различных видах детской деятельности

У всех нас есть счастливые воспоминания о детстве, когда у нас не было ограничений, мы могли переместиться куда угодно, приукрасить реальность, воплотить даже самые несбыточные мечты в жизнь. И всё эт...

Сообщение из опыта работы «Включение элементов творческого конструирования в разные виды детской деятельности при реализации проекта «Чудо – проволока»»

Синельная проволока (или пушистая проволока) — это материал для творчества, который обладает гибкостью.В дословном переводе синель — мохнатый (бархатистый) шнур, между несколькими мяг...