Из опыта работы "Развитие у детей творческого потенциала В различных видах детской деятельности"
консультация на тему
описание опыта работы в развитиии творческих способностейу детей дошкольноговозраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_.docx | 21.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Полевского городского округа
«Детский сад № 40 общеразвивающего вида»
Сообщение из опыта работы
«Развитие у детей творческого потенциала
В различных видах детской деятельности»
Исполнитель:
Гребнева С. А.,
Воспитатель
Высшей квалификационной категории
Г. Полевской
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей.
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая мотивация и предпосылка для будущей творческой деятельности.
Рождаясь, ребенок обладает колоссальными возможностями развития способностей по всем видам человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно угасают, слабеют. Чем старше становится человек, тем труднее развить его способности.
Творческие способности могут развиваться только в творческой деятельности и не могут созреть сами по себе. Их формирование происходит благодаря закреплению того нового, что несет с собой жизненный опыт. И чем раньше этот опыт коснется ребенка, тем лучше для успешного развития его творческого начала.
Творческий потенциал личности есть в каждом, но не все стремятся на протяжении всей жизни его развивать.
Творческий потенциал личности является неким ядром его внутренних сил, помогающий ему самореализоваться. Часть качеств, которые обуславливают его потенциал, формируется генетически, часть - в период детского развития, а остальная составляющая появляется в разные периоды человеческой жизнедеятельности.
Творческий потенциал (англ. Creative potential) — совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в разных видах деятельности.
Творческая личность – это личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции
Педагоги и психологи (О.В.Дыбина, Т.С.Комарова,В.С.Кузин, Я.А.Пономарев, С.Я.Рубинштейн, Н.П.Сакулина, Б.М.Теплов, Е.А.Флерина, Т.Я.Шпикалова и другие) считают, что творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и развивается постепенно под воздействием воспитания и обучения. Ребенку необходимо помочь развить ту деятельность, которой он начинает заниматься. Сам он не найдет эти средства, он сможет открыть только самые примитивные из них, и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени.
В то же время творчество дошкольника – это не просто результат педагогического воздействия.
Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления.
Исходя из своих наблюдений и опираясь на мнение ученых я считаю, что эффективным средством развития творческого потенциала дошкольников являются такие виды деятельности:
-музыкально ритмическая,
-театрализованная,
-музыкально-игровая ,
-рисование,
- лепка ,
-художественно – речевая, и др.
Ребёнку необходимо помочь развивать ту деятельность,которой он начинает заниматься .Сам ребёнок не найдёт эти средства , он сможет открыть только самые примитивные из них , и творчество его обречено остаться на самой низкой ступени .
Работая над этой темой я стараютсь искать и применять в работе новые эффективные технологии для мотивации у дошкольников развития творческого потенциала .
Творческий потенциал может развивается только в творческой атмосфере, поэтому в группе я создала Центр детского творчества, в котором находится очень много разнообразного и доступного материала.
Для реализации творческих задач во всех видах деятельности, считаю, что эффективно проводить интегрированные занятия , которые научат видеть мир как единое целое, воспринимать окружающее через мир музыки и живопись.
Развитие творчества всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности ,когда ребёнок сам что- то придумывает , формирует, создаёт, к чему-то сам стремится .
Театрализованные игры – прекрасный способ раскрепостить ребёнка, и раскрыть его творческий потенциал, поэтому включая в деятельность детей театрализованные игры позволяет воспитанникам шире и глубже развивать их творческие способности. Театрализованные игры помогают мне создать интересную и радостную обстановку в группе . Дети любят устраивать концерты , петь песни , читать стихи , танцевать изображать разных животных - и это нужно делать с раннего возраста. .
Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. В ней отражается образ жизни людей, желание проявлять творческую выдумку, находчивость, волю к победе. Для каждой игры я продумываю такие атрибуты, которые позволяют детям проявить свои творческие способности.
Помогает развивать творческий потенциал у детей и организация совместных выставок поделок из разнообразного материала. Я считаю, что только творческий союз педагог, родитель и ребенок, их совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие могут наполнить жизнь ребёнка интересными событиями. Проведение разнообразных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие с семьями воспитанников, активизирует творческое общение родителей с детьми.
Правильная организация прогулок еще один эффективный метод развития творческого потенциала дошкольников.
Снег и песок – это не только сыпучее вещество, но и прекрасный материал для развития творчества, фантазии и воображения. Дети с удовольствием отражают своё творчество в сказочных замках из песка и разнообразных снежных фигурах.
Различные виды продуктивной деятельности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к творческой деятельности.
Чтобы разнообразить непосредственно образовательную продуктивную деятельность, для подержание интереса я не только вношу разнообразие в техники рисования , но и использую нетрадиционные материалы. Прекрасно зарекомендовали себя техники смешивания материала для создания ярких контрастных рисунков ,восковые мелки , в сочетании с акварелью ,перламутровая гуашь и акварель помогают придать работникам сказочность и волшебство . Рисовать можно кисточкой , карандашом , мелками, руками и т.д. . А ещё – пергаментной бумагой , ребристым картоном , окрашенной нитью . Рисование в нетрадиционных техниках помогает развивать в детях всё то что пригодится им в дальнейшей жизни : образное и пространственное мышление , ловкость рук , владение технологиями и главное творческий подход к новой работе.
В процессе создания рисунка, поделки ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая работу, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определенными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
Сухомлинский В.А. писал:
«Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Я считаю, что какими бы ни были виды , формы, способы развития творческих способностей ребёнка , главное чтобы ребёнок испытывал радость от процесса и результатов деятельности чествуя поддержку и одобрение со стороны находящихся рядом взрослых, научился мыслить свободно и смело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в процессе конструирования из бумаги.
Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с самого раннего возраста....
Развитие коммуникативных навыков у детей с ДЦП в различных видах детской деятельности.
Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на позн...
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в процессе конструирования из бумаги.
Детское сердце чутко к призыву творить красоту... важно только, чтобы за призывами следовал труд”....
Творческая группа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через различные виды детской деятельности" 2016-2017 учебный год
Творческая группа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через различные виды детской деятельности" 2016-2017 учебный год...
Творческая группа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через различные виды детской деятельности" 2017-2018 учебный год
Творческая группа "Речевое развитие детей дошкольного возраста через различные виды детской деятельности" 2017-2018 учебный год...
Развитие у детей дошкольного возраста воображения и творческой активности в различных видах детской деятельности
У всех нас есть счастливые воспоминания о детстве, когда у нас не было ограничений, мы могли переместиться куда угодно, приукрасить реальность, воплотить даже самые несбыточные мечты в жизнь. И всё эт...
Сообщение из опыта работы «Включение элементов творческого конструирования в разные виды детской деятельности при реализации проекта «Чудо – проволока»»
Синельная проволока (или пушистая проволока) — это материал для творчества, который обладает гибкостью.В дословном переводе синель — мохнатый (бархатистый) шнур, между несколькими мяг...