СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Создание, теоретическое обоснование и практическое применение модели формирования ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».
статья на тему

Ермакова Анна Евгеньевна

В основу работы положен технологический подход. Технологический подход в здороьесберегающей деятельности позволяет систематизировать все компоненты педагогической деятельности и акцентировать внимание на её результаты в образовательном процессе ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Раздел "Физическое развитие"74 КБ

Предварительный просмотр:

                                         СТАТЬЯ НА ТЕМУ:

«Создание, теоретическое обоснование и практическое применение модели формирования ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста».

    Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.

Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

В основу работы положен технологический подход. Технологический подход в здоровьесберегающей деятельности позволяет систематизировать все компоненты педагогической деятельности и акцентировать внимание на ее результаты в образовательном процессе ДОУ. В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения. Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье.

Компетентность здоровьесбережения включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к здоровью и необходимых для качественной продуктивной деятельности по его сбережению. Это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью.

Приоритетом нашего учреждения является физическое развитие ребёнка, сохранение его здоровья. Коллектив педагогов в течение нескольких лет работал над проблемами повышения показателей физического развития и здоровья детей. В результате был накоплен немалый опыт по данному направлению. Однако требования к современному образованию и социальный заказ ставят дошкольное образовательное учреждение перед необходимостью работать в условиях не только режима функционирования, но и развития.

Поэтому своей целью мы поставили повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теоретического обоснования и практического применения модели формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников, с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные технологии развития и воспитания.

Задачи работы:

  1. Разработать алгоритмы здоровьеориентированной деятельности субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения.
  2. Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья как важнейшей ценности, становления уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
  3. Изучить и внедрить в практику работы ДОУ современные технологии обучения здоровому образу жизни, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.
  4. Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.

На базе детского сада созданы все условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Создана необходимая макро и микро среда. В детском саду функционируют спортивный зал, физкультурные площадки для разных возрастных групп, музыкальный зал. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки: в них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

В «уголках здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.

Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыкои смехотеропии, сказкотерапии.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, напитки из шиповника, травяной чай, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зелёный лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов центральной поликлиники. Результаты обследования учитываются медицинской сестрой, воспитателями, специалистами в работе с детьми.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журнала «Здоровье», тематические выставки, библиотека здоровья, оформляются информационные уголки здоровья «Вот я - болеть не буду», «Как я расту», проводятся консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители - постоянные участники всех конкурсов, проводимых в ДОУ.

План – не самоцель, а орудие труда педагога, поэтому необходимо постоянно совершенствовать форму планирования. Рассмотрим планирование воспитательно-образовательной работы педагогов с детьми на примере планов инструктора по физической культуре. 

Инструктор по физической культуре, как и другие педагоги, использует разные виды и формы планирования. 

Годовой план инструктора по физической культуре включает в себя: 

• Задачи воспитательно-оздоровительной работы на год, первая из которых является тактической задачей МДОУ на учебный год и берется из общего годового плана работы, вторая задача является оздоровительной, третья – образовательная, направленная на работу с детьми, и последняя – воспитательная, направленная на работу с детьми или с семьей. 
• Работу с педагогами, т.е. план мероприятий по повышению их уровня профессиональной компетентности (в идеальном варианте они планируются 1 раз в месяц – всего 9, к ним относятся групповые и индивидуальные консультации – 4-5 в год, практикумы – 1-2 в год, мастер-классы, открытые мероприятия с обсуждением – 1-2, круглые столы – 1, КВН, конкурсы – 1, дни здоровья для сотрудников и педагогов – 1-2 в год, форму плана удобнее иметь табличную, в столбцах могут быть указаны: № п/п, перечень мероприятий, сроки выполнения, ответственный за выполнение.), 
• Работу с медицинским персоналом, 
• Работу с детьми, 
• Работу с семьей (например, в таблицу заносят следующие данные: № п/п, перечень и наименование мероприятий, сроки проведения, возрастные группы), 
• Работу с социумом, 
• Оснащение физкультурно-оздоровительной среды. 
При разработке и совершенствовании годового плана советую инструктору по физической культуре использовать рекомендации А.А.Чеменевой, а также пособие Н.И.Бочаровой «Физическая культура дошкольников». 
Реализация идей перспективных планов находит непосредственное отражение в календарном плане работы. Календарный план составляется на неделю вперед. Недельный цикл включает в себя 3 физкультурных занятия в каждой группе. 
В календарном плане вначале указываются списки детей и особенности функционального состояния организма детей, группы здоровья, основные противопоказания. Диагностика, являющаяся частью календарного плана работы, оформлена в виде специальной папки. Оценка психофизического развития и здоровья детей, физической и двигательной подготовленности может быть представлена в таблицах, диаграммах. 
Индивидуально-дифференцированная работа планируется на каждом занятии. 
Планирование занятий проводится, начиная с программного содержания, с учетом структуры физкультурного занятия, и указывается взаимодействие с воспитателями в каждой части занятия. Указывается также оборудование и способ организации. 

Остальные формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми инструктор планирует перспективно. 
На слайде представлена структура перспективного плана обучения основным движениям. На основе данного плана инструктор планирует календарно физкультурные занятия и на основе его рекомендаций воспитатели планируют календарно воспитательно-образовательную работу по закреплению основных движений у детей вне занятий в других формах работы с детьми. Имеется также картотека подвижных игр на разные виды движений. 

На следующем слайде показана структура перспективного плана спортивных упражнений. Значение данного вида плана аналогично предыдущему. 

Также имеется перспективный план занятий на воздухе, перспективный план досугов, развлечений, картотека утренней гимнастики и гимнастики после сна, распределенных по месяцам на год по разным группам, которые также помогают воспитателям осуществлять планирование работы разных форм физкультурно-оздоровительной работы в группе. 

В детском саду также имеется график закаливания, разработанный с учетом возрастной группы и сезонов, который также, по моему мнению, является перспективным планом. 

Неотъемлемой частью планов физкультурно-оздоровительной работы считаем также двигательный режим, т.к. в нем указаны разные формы физкультурно-оздоровительной работы, проводимой как инструктором, так и воспитателями в течение дня, месяца, года. Эти формы проводятся регулярно через определенные промежутки времени, поэтому двигательный режим можно отнести к такому виду планов как план-циклограмма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Чтобы быть здоровыми и полноценно жить необходимо научиться сохранять и укреплять собственное здоровье. Дошкольный возраст самое благоприятное время для выработки правильных привычек, для совершенство...

Сотрудничество детского сада и семьи в формировании ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14       Сотрудничество детского сада и семьи в формировании ценностей здорового образа ж...

Формирование первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэто...

Формирование ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Статья о важности сформирования у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанной потребности в систематических занятий физической культурой и спортом, соблюдения режи...

Формирование первичных представлений о ценностях здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Настоящее время достаточно быстро характеризуется изменениями природной и социальной среды, а также ведет к физическим, психическим, культурным, нравственным и другим переменам каждого человека. Поэто...