Области применения ИКТ педагогами ДОУ в контексте ФГОС ДО
консультация на тему

Волосевич Елена Викторовна

Методический материал для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystup._ikt_tehnologii_v_dou_11.15.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Области применения ИКТ педагогами ДОУ в контексте ФГОС ДО

Современный мир невозможно себе представить без информационно-коммуникационных технологий.

 Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие для достижения педагогических целей специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео).

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными:

  • Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
  • Коммуникационные технологии - определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место.  
  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании  - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Преимущества информационно-коммуникационных технологий:

  • возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;
  • индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;
  • создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.

Цель ИКТ – формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, подготовка личности «информационного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Области применения ИКТ педагогами ДОУ

1) Ведение документации:

В процессе образовательной деятельности педагог составляет и оформляет календарные и перспективные планы, готовит материал для оформления родительского уголка, проводит диагностику и оформляет результаты, как в печатном, так и в электронном виде. Диагностику необходимо рассматривать не как разовое проведение необходимых исследований, но и ведение индивидуального дневника ребенка, в котором записываются различные данные о ребенке, результаты тестов, выстраиваются графики и в целом отслеживается динамика развития ребенка.

Конечно, это можно делать и без использования компьютерной техники, но качество оформления и временные затраты несопоставимы.

Важным аспектом использования ИКТ является подготовка педагога к аттестации. Здесь можно рассматривать как оформление документации, так и подготовку электронного портфолио.

2) Методическая работа, повышение квалификации педагога:

В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее удобный, быстрый и современный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания. Информационно-методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.

Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.

Современное образовательное пространство требует от педагога особой гибкости при подготовке и проведении педагогических мероприятий. Педагогу необходимо регулярное повышение своей квалификации. Возможность осуществления современных запросов педагога также возможно с помощью дистанционных технологий. При выборе таких курсов необходимо обратить внимание на наличие лицензии, на основании которой осуществляется образовательная деятельность.

 

Дистанционные курсы повышения квалификации позволяют выбрать интересующее педагога направление и обучаться без отрыва от основной образовательной деятельности.

Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем. При этом необходимо обратить внимание на надежность ресурса, количество зарегистрированных пользователей.

Важно использование ИКТ технологий и для ведения документации и для более эффективного ведения методической работы и для повышения уровня квалификации педагога, но основным в работе педагога ДОУ является ведение воспитательно-образовательного процесса.

3) Воспитательно - образовательный процесс:

Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники. Это, прежде всего:

• организация непосредственной образовательной деятельности воспитанника;

• организация совместной развивающей деятельности педагога и детей;

• реализация проектов;

• создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

На сегодняшний день это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность.

В воспитательно-образовательном процессе педагог при использовании ИКТ применяет следующее оборудование:

• Телевизоры с DVD приставками,

• Компьютеры,

• Мультимедийный проектор,

• Принтер,

• Магнитофоны,

• Интерактивная доска,

• Видео- и фотокамера.

В работе педагога выделяются следующие направления в использовании ИКТ, которые доступны для работы с дошкольниками:

• создание мультимедийных презентаций;

• работа с ресурсами Интернет;

• использование готовых обучающих программ;

• разработка и использование собственных авторских программ.

 

Большие возможности в образовательной деятельности предоставляет использование мультимедийных презентаций:

  • обучающий и развивающий материал представляет систему ярких опорных образов, что вызывает у ребенка живой интерес, позволяет сделать деятельность эмоционально окрашенной и привлекательной;
  • информация имеет определенную структуру, алгоритм деятельности, является прекрасным демонстрационным материалом и наглядным пособием, что способствует хорошей результативности занятия;
  • у детей развиваются внимание и зрительная память, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств;
  • задействуются различные каналы восприятия, что помогает заложить информацию не только в фактологическом, но и ассоциативном виде.

Использование мультимедийных презентаций позволяет успешно решить задачи и по здоровьесбережению детей: разучивать с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления, когда ребенок следит глазами за движением предметов на экране.

Классификация существующих обучающих программ для дошкольного возраста:

  1. Игры для развития памяти, воображения, мышления и др.
  2. Простейшие программы по сенсорике, обучению чтению, математике, логике и др.
  3. Игры-путешествия, «бродилки».
  4. «Говорящие» словари иностранных языков с хорошей анимацией.
  5. АРТ - студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков.

Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, знакомиться с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка. Умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению. Индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, которые ребенок может решить самостоятельно.

 Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

При этом следует отметить, что использование ИКТ не заменяет использование других приемов и методов в работе с детьми, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создает положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребенка и педагога; тем самым, ускоряет процесс достижения положительных результатов в педагогической деятельности.

Список использованной литературы:

 

  1. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва

"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования""

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования ».
  2. Использование современных образовательных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста: методические рекомендации специалистов дошкольного образования/ под ред. М.Л. Семеновой. – Челябинск ЧИППКРО, 2013
  3. Горвиц Ю., Поздняк Л.  Кому работать с компьютером в детском саду //Дошкольное воспитание, 1991, №5
  4. Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве.  - М, Сфера, 2008.
  5. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр. //Дошкольное воспитание, 2000 , № 11.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентность педагогов доу в контексте ФГОС

Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования,  является развитие кадрового потенциала.  Приоритетность данного направле...

Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»

Недостаточен уровень сформированности профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, основанного на умении педагога видеть в каждом ребенке субъект образовательных отн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога в контексте ФГОС на 2015 - 2016 уч. год

Содержание.  1.Целевой раздел.1.1 Пояснительная записка.1.1.1 Цели Программы.1.1.2 Принципы  и подходы  к  реализации рабочей  программы1.1.3 Значимые для разработки и ре...

Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования»

Проект будет полезен старшим воспитаттелям, методистам и заведующим, а также педагогическому коллективу детских садов. Раскрывает этапы сопровождения педагога по сопровождению в его профессиональном р...

Развитие профессиональной компетенции педагогов ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования

Педагогическая компетенция  - совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве....

Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования»

Проект «Развитие профессиональной компетентности педагога ДОО в контексте ФГОС дошкольного образования»...