Лэпбук-помощник взрослых и детей.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Лэпбук-помощник взрослых и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk-.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Лэпбук-помощник взрослых и детей.

 

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи  в своей педагогической деятельности. Вот и мы начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное  незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.

Актуальностью данной темы является то, что лэпбук - это отличный способ закрепления и повторения материалов  проекта или тематической недели.

 Цель методической разработки – обеспечение активности и разнообразия мыслительной и практической деятельности в процессе освоения обучающимися образовательной программы.

Задачи:

1. Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.

2. Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность.

3. Способствовать развитию мыслительных процессов (анализа, синтеза, логического мышления).

4. Побуждать детей самостоятельно, по своему желанию собирать и организовывать информацию.

 Лэпбук – сравнительно новое средство обучения, в дословном переводе с английского значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Обычно он выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. 

 При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую дети проделали в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, детям нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Совершенно необязательно (и даже совсем нежелательно) выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один раз или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук - это не просто книжка-игрушка. Это способ оформления самостоятельного исследовательского проекта. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание  ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать, поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.

           Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Например, можно сделать общий лэпбук на тему "Насекомые". Но он получится очень  обзорным - вряд ли вы сумеете полностью отразить эту многообразную тему в ограниченном объеме папки. У вас получится книжка с самыми общеизвестными фактами. Это хорошо подойдет для совсем маленьких детей, для которых и эти факты являются новыми. Но для детей постарше (а все-таки полноценное занятие с лэпбуками возможны где-то с возраста 5 лет) такой лэпбук будет нести мало пользы. А вот если взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем - то это будет гораздо продуктивнее. Небольшой опыт работы в такой форме показывает, что интерес не только детей, но и родителей возрастает. Совместная деятельность по наполняемости материала, оформлению содержания даёт положительные результаты во всех направлениях. Лепбук – хорошая форма, позволяющая привлечь родительское сообщество к совместному сотрудничеству детей и взрослых и включению вторых в образовательный процесс.

   В нашей маленькой книжке “Заповедники Белогорья” поместилось  много информации в очень привлекательной и интересной форме. Но каждый может сделать его по- своему и главное совместно с детьми.  Дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью рассказывают и показывают его.

    В интерактивной тематической папке «Наш город», которую мы вместе с детьми сделали, будут храниться иллюстрации с  памятниками нашего города,  фольклор Белгородской области, рисунки детей «Город в прошлом, настоящем и будущем»

     К приходу весны мы сделали новый лэпбук. У нас есть уже «Осень», есть «Зима», «Жизнь зверей зимой». А теперь пусть будет «Весна». Как всегда, в лэпбуке кроме развивающих элементов есть и творческие задания, и задания для исследовательской работы, например (кармашек для таблицы по наблюдению за ростом растений.) Для выполнения этого задания дети посадили лук, семена томатов  и провели наблюдения за их развитием, зарисовывая и записывая результаты в таблицу. В дальнейшем  предполагаем, изготовить интерактивную папку «Лето»

Приближается 12 апреля, День космонавтики и у нас есть повод еще раз поговорить о космосе, сделать своими руками какую-нибудь космическую поделку или узнать что-то новое на эту тему. Во время  изучения нового материала начали изготавливать лэпбук «Космос»

 В чем же преимущество  использования лэпбука?

 Он помогает:

- структурировать сложную информацию

- развивать познавательный интерес и творческое мышление

- разнообразить даже самую скучную тему

- научить простому способу запоминания

- объединить  всю семью (группу детей в детском саду) для увлекательного и полезного занятия.

 Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).                                                                                                        

 При создании интерактивной папки происходит творческое взаимодействие в модели «Дети-родители- педагоги». Поглядите, какие связи

1. Воспитанник- педагог

-образовательная деятельность

2. Педагог-родитель

-установление партнерских отношений

3. Родитель-воспитанник

-использование лэпбука в проектной деятельности (моя семья, мой город и т.п)

-для закрепления пройденного материала.

 Если мы вас заинтересовали, и у вас появилось желание изготовить Лэпбук, что для этого надо:

1.Определиться с темой. Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Для детей младшего возраста можно брать «широкие, обобщающие» темы- зима, осень, транспорт и т.п. Для детей старшего возраста - темы берут более узкие, несущие конкретную информацию - это будет более продуктивнее.

2.После того, как вы избрали тему, вам надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему (программное содержание) А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

3. Следующий этап самый интересный: теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. Необходимо нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий, и все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках, разворачивающихся страничках и т.д. и т.п.

 Все это мы рисуем на листе А4, сложенном в виде лэпбука. Так будет потом легче понять, как расположить все элементы. 

Для изготовления лэпбука нам понадобятся  :

- лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4 для изготовления самой папки. Для этого подойдет любая картонная папка.

- ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки, скотч;

- еще шаблоны  для Лэпбука. Для этого хорошо использовать цветную бумагу для принтеров - тогда папка получается цветная и красочная;

- безграничная фантазия.

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместного праздника взрослых и детей "Неразлучные друзья - взрослые и дети"

Совместный праздник детей и взрослых (педагогов, родителей, воспитанников)  посвященный дню Семьи  ....

Сценарий праздника с участием детей и родителей «Неразлучные друзья - взрослые и дети»

Задачи  нравственного  воспитания  в группе  общеразвивающей  направленности  для  детей  4-5  лет:1. Развивать у детей интерес к театрально-игровой ...

Конкурс совместного творчества детей и взрослых "Вместе – взрослые и дети!"

В апреле 2013 года в  детском саду «Солнышко» п. Каменск, проводился конкурс совместного творчества детей и взрослых «Планета детства»....

Семейный развлекательный досуг для детей и взрослых «Неразлучные друзья взрослые и дети»

К сожалению, мы стали все реже говорить о таких ценных нравственных качествах как дружба, верность, преданность, честь… А ведь это именно то, чего так не хватает  детям в нашем противоречивом мир...

Семейный развлекательный досуг для детей и взрослых «Неразлучные друзья взрослые и дети»

К сожалению, мы стали все реже говорить о таких ценных нравственных качествах как дружба, верность, преданность, честь… А ведь это именно то, чего так не хватает  детям в нашем противоречи...