Методические материалы
презентация по теме

Рудных Наталья Викторовна

Круглый стол "Закон об образовании".

Круглый стол "Введение ФГОС ДО".

Статья в журнал Справочник старшего воспитателя "Природоохранная акция "Берегите воду".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglyy_stol_-_zakon_ob_obrazovanii.doc84 КБ
Microsoft Office document icon kruglyy_stol_po_fgos.doc27.5 КБ
Microsoft Office document icon statya.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол

ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ

Новый закон об образовании: особенности регулирования дошкольного образования

Новый закон об образовании весьма существенно отличается от старого. Положения закона РФ "Об образовании" касались в основном управленческих и финансово-экономических отношений в сфере образования. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" регулирует не только эти отношения, но и содержание образования (в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам), а также более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса. 

В соответствии с новым законом образование в РФ подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение. При этом общее образование и профессиональное образование реализуются по нескольким уровням. В частности, общее образование включает в себя: 

  • дошкольное образование;
  • начальное общее образование;
  • основное общее образование;
  • среднее общее образование.

Таким образом, дошкольное образование теперь является одним из уровней общего образования. Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами, но не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся
                        

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании"

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Управление системой образования

Отсутствуют положения, обязывающие Правительство РФ представлять Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования

Согласно ч. 2 ст. 3 Правительство РФ ежегодно представляет Федеральному Собранию Российской Федерации доклад о реализации государственной политики в сфере образования и публикует его на своем официальном сайте в сети Интернет

В феврале 2012 г. в ст. 5 был введен п. 3.1, в соответствии с которым государство должно оказывать гражданам содействие в получении дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ

Принцип равного доступа государственных и частных образовательных организаций к финансированию за счет средств бюджета использован как базовый при подготовке текста закона. В частности, согласно п. 6 ч. 1 ст. 8 к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях; дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий и т. д.

Отсутствуют положения, регулирующие инновационную и экспериментальную деятельность в сфере образования

Ст. 20 посвящена вопросам инновационной и экспериментальной деятельности в сфере образования. В частности, согласно ч. 2 данной статьи экспериментальная деятельность в образовании направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством РФ

Последовательно реализуется принцип светскости в образовании

Ст. 87 посвящена особенностям изучения основ духовно-нравственной культуры народов РФ и получения теологического и религиозного образования. Согласно ч. 3 данной статьи примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям данной организации

Организация образовательного процесса

Отсутствуют положения, детально регламентирующие разработку и утверждение примерных образовательных программ

Согласно ст. 12 примерные основные образовательные программы разрабатываются – с учетом их уровня и направленности – на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ч. 9) и включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой (ч. 10). Порядок разработки таких программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, а также организации, которым предоставляется право ведения реестра, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч. 11)

Отсутствуют положения, регулирующие использование сетевой формы реализации образовательных программ, технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Ст. 15 посвящена использованию сетевой формы реализации образовательных программ, ст. 16 – вопросам реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Отсутствуют положения, регулирующие проведение независимой оценки качества образования

Закон регламентирует функционирование независимых институтов оценки качества образования (общественная, профессионально-общественная аккредитация, образовательные и профессиональные стандарты). Ст. 95 посвящена проведению независимой оценки качества образования

Отсутствуют положения, детально регламентирующие обеспечение образовательного процесса учебниками и учебными пособиями

Ст. 18 регламентирует использование в образовательном процессе печатных и электронных ресурсов, формирование библиотечных фондов, отбор организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий

Отсутствуют положения, детально регламентирующие возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений

Гл. 6. регламентирует возникновение, изменение и прекращение образовательных отношений. В частности, в ст. 54 данной главы установлены требования к договору об образовании, в т. ч. введен запрет увеличения стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, в ст. 58 подробно рассматриваются вопросы проведения промежуточной аттестации обучающихся, а в ст. 59 – вопросы проведения итоговой аттестации обучающихся

Правовой статус образовательных учреждений и организаций

В законе говорится об образовательных учреждениях и образовательных организациях. Согласно п. 1 ст. 12 образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Понятие образовательной организации не раскрывается

В законе говорится об образовательных организациях и организациях, осуществляющих обучение. Согласно п. 18 ст. 2образовательная организация – это некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. Согласно п. 19 ст. 2 организация, осуществляющая обучение, – это юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью – образовательную, в качестве дополнительного вида деятельности

Нормы закона о внутренней структуре образовательного учреждения не имеют регулятивного значения

Нормы ст. 27 устанавливают требования к формированию структуры образовательной организации

Нормы закона о локальных актах образовательного учреждения не имеют регулятивного значения

Нормы ст. 30 устанавливают требования к содержанию и порядку принятия локальных актов образовательной организации. В частности, согласно ч. 3 данной статьи при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, должно учитываться мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, – представительных органов работников

В законе содержатся отдельные положения об органах самоуправления образовательного учреждения. Так, в п. 2 ст. 35 говорится о том, что формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения

Ст. 26 подробно регламентирует создание в образовательной организации органов управления: единоличных (руководитель) и коллегиальных (общее собрание (конференция) работников, педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и др.). Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция таких органов устанавливаются уставом образовательной организации (ч. 5). В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления организацией и при принятии организацией локальных нормативных актов в организации могут создаваться советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы, а также действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников (ч. 6)

Закон содержит положение, согласно которому ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением (п. 5 ст. 4)

Закон содержит положение, согласно которому принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (ч. 11 ст. 22). Также в законе есть положение, согласно которому принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения (ч. 12 ст. 22)

Правовой статус обучающихся и их родителей (законных представителей)

Правам обучающихся посвящены отдельные положения закона

В ст. 34 детально прописаны права и гарантии для обучающихся, указаны меры их социальной поддержки и стимулирования

Ответственности и обязанностям обучающихся посвящены отдельные положения закона

В ст. 43 детально прописаны ответственность и обязанности обучающихся. В частности, согласно п. 1 ч. 1 данной статьи обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в т. ч. посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, а также выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы

Отсутствуют положения, детально регламентирующие получение образования лицами особых категорий

Ст. 77 регламентирует получение образования лицами, проявившими выдающиеся способности, ст. 78 – получение образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях, ст. 79 – получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Отсутствуют положения, регулирующие оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ

Ст. 42 посвящена вопросам оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в т. ч. несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления

Не закреплено право родителей (законных представителей) обучающихся получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся

Согласно п. 6 ч. 3 ст. 44 родители (законные представители) обучающихся имеют право получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся

Не предусматривается создание комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

Ст. 45 установлен порядок создания комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в т. ч. в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Согласно ч. 3 данной статьи такая комиссия создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и работников организации

Правовой статус педагогических работников

Отсутствуют положения, раскрывающие академические права, свободы, ответственность и обязанностипедагогических работников

В ст. 47 подробно прописаны академические права и свободы педагогических работников, а в ст. 48 – их ответственность и обязанности

В законе нет положения, устанавливающего обязанность педагогических работников соблюдать этические нормы

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 48 педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики

Закон не устанавливает гарантии уровня заработной платы педагогических работников

В закон включена фактическая гарантия уровня заработной платы педагогических работников – в привязке к средней зарплате по экономике субъекта РФ. Так, согласно ч. 3 ст. 99 расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в субъекте РФ, на территории которого расположены данные общеобразовательные организации

Отсутствуют положения, регулирующие рабочее время педагогических работников

Согласно ч. 5 ст. 47 педагогические работники имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, а согласно ч. 6 той же статьи в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации

Особенности дошкольного образования

Дошкольное образование финансируется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов

Дошкольное образование финансируется по аналогии со школьным – органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органами государственной власти субъектов РФ

Согласно п. 2 ст. 52.1 размер родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, не может превышать 20% затрат на содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в соответствующем учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, – 10% указанных затрат

Согласно ч. 2 ст. 65 за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей). При этом в соответствии с ч. 5 этой же статьи родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ, но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, на первого ребенка, не менее 50% – на второго ребенка и не менее 70% – на третьего ребенка и последующих детей

Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными требованиями

Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами, но не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся

Особенности школьного образования

Закон предусматривает наличие лицеев и гимназий

В законе нет упоминания о лицеях и гимназиях, но говорится о том, что образовательные организации вправе реализовывать программы повышенного уровня, которые могут финансироваться в повышенном объеме (повышенный объем финансирования в данном случае будет связан не со статусом субъекта, а с полученным заданием)

Организация общего образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органов государственной власти субъектов РФ

Согласно ч. 2 ст. 6 федеральные государственные органы вправе обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования

Закон не предусматривает проведение отбора обучающихся при приеме в образовательное учреждение для получения основного общего и среднего общего образования

Согласно ч. 5 ст. 67 при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается индивидуальный отбор в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта РФ

Особенности дополнительного и профессионального образования

Организация дополнительного образования детей относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов

Организация дополнительного образования детей относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органов государственной власти субъектов РФ

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов не является общедоступным

Согласно ч. 4 ст. 68 прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов является общедоступным. Вступительные испытания могут проводиться при приеме на обучение по профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств

Предусматривается проведение аккредитации программ дополнительного профессионального образования

Не предусматривается проведение аккредитации программ дополнительного профессионального образования

 



Предварительный просмотр:

Круглый стол

«Анализ содержания ФГОС»

10.12 2013 год

        Введение в действие Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» ознаменовало новый этап в развитии отечественной системы дошкольного образования. Дошкольное образование получило статус первой ступени образования, что потребовало изменения нормативно-правовой основы его реализации. Важнейшим нововведением основополагающего характера является создание Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) – документа, не имеющего аналогов в отечественной истории.

Спецификой концепции ФГОС ДО является уникальное сочетание регламентации и вариативности, требований и разрешений, классики и творчества, которое можно определить словами «нестандартный стандарт».

Преобладание в документе «рамочного подхода», позволившее найти консенсус представителям традиционных и новаторских взглядов на содержание и форму дошкольного образования, предоставляет свободу выбора путей достижения образовательных результатов, открывает пространство для мобильного реагирования на социальные изменения, позволяет педагогам максимально раскрыть свой творческий профессиональный потенциал. Однако, эти же факторы определяют повышение ответственности каждого взрослого участника образовательных отношений за его результат.

Введение ФГОС ДО в практику потребует реализации целого ряда мероприятий, определения их характера и последовательности. В то же время эффективность реализации всех мер будет во многом определяться осмыслением содержания ФГОС ДО, пониманием и принятием идей авторов этого документа.

Круглый стол позволит педагогам обсудить содержание ФГОС ДО, определить пути его введения, проблемные зоны, наметить средства преодоления тех трудностей и рисков, которые могут возникать у участников образовательного процесса на разных уровнях и на разных этапах работы по введению стандарта.

Основные задачи:

  1. Погружение в содержание ФГОС ДО.
  2. Обсуждение методологии моделирования компонентов образовательного процесса с учетом требований ФГОС ДО.
  3. Выделение «зон риска» при введении ФГОС ДО в практику дошкольного образования, поиск путей профилактики проблем.

                               



Предварительный просмотр:

Статья в журнале "Справочник старшего воспитателя" №3 март 2015г.

 Природоохранная акция «Берегите воду»

22 марта – ДЕНЬ ВОДЫ

«Вода у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца» - этот Гимн воде принадлежит  французскому летчику и писателю Антуану  Сент –Экзюпери.

         В последнее время все чаще и тревожнее говорят о недостатке воды. Дефицит воды возник по вине человека. В нашем столетии человек успел порядком загрязнить главные источники пресной воды – реки и озера.

Проведение природоохранных акций в образовательных учреждениях – это сравнительно новая форма непрерывного экологического образования, которая в настоящее время активно разрабатывается и внедряется в детских садах.

В нашем детском саду проведение природоохранных акций стало хорошей традицией! Мы изучили соответствующую литературу, познакомились с календарем международных экологических акций и разработали технологию проведения природоохранных акций.

«Акция – коллективная деятельность, предпринимаемая для достижения вполне конкретной  цели (разрешения вполне конкретной проблемы), с привлечением внимания широких слоев общества, а по возможности и с их активным участием» (Акции экологического движения: руководство к действию. Коллектив авторов/ Под общ. Ред. И. Халий. – М., 1996.)

 С каждым годом участников акций становится все больше –   вокруг много  людей, которых беспокоит настоящее и будущее нашей планеты. Участие в акциях объединяет, заставляет задуматься о сегодняшнем дне, о своем здоровье, о здоровье своих близких. Дошкольники в период подготовки и проведения природоохранных акций получают новые знания, реализуют творческий потенциал, проявляют свою индивидуальность,  высказывают свое мнение, отношение к происходящему.  Акции проходят в соответствии с планом графиком и имеют разнообразную тематику: «Дары природы», «Посади дерево», «Поможем птицам пережить зиму», «Огород на окне» и др.

С 24 февраля по 24 марта, в преддверии Всемирного дня воды прошла природоохранная акция «Берегите воду». Цель акции – дать детям экологические знания о воде (применение в бытовых и хозяйственных целях, охрана и бережное использование в личных целях), воспитывать у детей навыки и умения в рациональном использовании воды.

         Как  обычно акция проходила в три этапа.  На первом этапе все участники  были оповещены о начале акции. Кроме того, в каждой группе был составлен план  тематических мероприятий, в соответствии с возрастными особенностями детей. Так же шло изготовление агитационных листовок, отражающих тематику акции. В этом активное участие приняли и дети, и родители. Кроме того, дети старших и подготовительных групп изготовили агитационные материалы самостоятельно, проявив творчество и фантазию.

         На втором этапе, основном, во всех группах прошли мероприятия в соответствии с планом (приложение). Все мероприятия были направлены на развитие  инициативы  и самостоятельности дошкольников.  Важной задачей мы считаем создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды,  в которой созданы все условия для удовлетворения интересов и потребностей каждого ребенка по данной проблеме. Во время проведения акции в  группах появилось огромное разнообразие литературы и иллюстраций  по данной теме; материала и оборудования для экспериментирования с водой; бросового материала, предметов заместителей и других полифункциональных материалов  стимулирующих детей к творчеству. В  индивидуализации среды   приняли участие и родители. Они принесли интересные книги, энциклопедии, картины, фотографии, познавательные фильмы.  В результате проведенной работы дети узнали много нового и интересного о воде. Дети подготовительной группы, на основе полученных знаний, изготовили  красочную книгу, в которой содержались придуманные детьми сказки и истории  о воде. (приложение). Дети старших групп пришли к следующим заключениям:

 вода – это…..

Хорошо

Плохо

Для жизни растительного и животного мира.

Для обеспечения нормальной жизни людей:

- для укрепления здоровья;

- для бытовых нужд;

- для соблюдения гигиены.

Во время засухи.

Среда обитания водных животных и растений.

Для продвижения по рекам – водный транспорт.

Вода, лед, снег, роса; рыбы; в хозяйстве; тепло, красота; для насекомых.

В период наводнения- затапливает дома, различные постройки, поля, гибнут животные и люди.

Обильные проливные дожди с ветром – смывают посевы.

Много воды – плохо ходить по дорогам, особенно где глинистая почва.

Мокрая одежда – можно промокнуть и заболеть.

 Нельзя гулять под сильным дождем, ходить на прогулку, экскурсию.

Бушующая вода на реке, море – гибнут корабли.

Грязная вода – можно заболеть, если пить; гибнут рыбы,  животные.

Заключительным этапом у детей среднего возраста стало изготовление коллажа «Вода, вода, кругом вода». А малыши совместно с родителями провели вечер развлечений «Волшебница -вода» с показом кукольного театра «Маленькая капелька».

Запоминающимся моментом стал конкурс плакатов «Вода на планете Земля».  На конкурсе были представлены коллективные творческие работы  детей, родителей и педагогов. Плакаты отражали роль воды в жизни человека, животных и растений; показывали,  как губительно сказывается ее загрязнение на жизни обитателей планеты Земля; призывали  использовать воду бережно.

Все, что дети узнают в детском саду, находит свое продолжение в семье.   В каждой группе  прошла выставка рисунков выходного дня на тему «Вода – источник жизни».

Заключительное мероприятие второго этапа состоялось 22 марта, в день когда отмечается Всемирный день воды.  Дети подготовительных групп вышли на улицы города и раздали прохожим агитационные листовки, призывая всех беречь воду и помогать в охране окружающей среды.    Так же  дети  представили тревожные данные о воде:

- каждый год из-за употребления грязной воды умирает два миллиона детей;

- около одной пятой населения планеты не имеют доступа к чистой питьевой воде;

- три четверти болезней вызваны заболеваниями, переносимыми водой.

 Третий этап акции был посвящен подведению итогов и  награждению активных участников и победителей.

Приложение 1

Положение

о проведении природоохранной акции «Берегите воду»

  1. Общие положения

1.1.Настоящее положение о проведении (далее - Положение)  природоохранной акции  разработано в соответствии с Уставом МБДОУ детский сад №12 «Журавлик» (далее - ДОУ).

1.2.Основная цель акции – дать детям экологические знания о воде (применение в бытовых и хозяйственных целях, охрана и бережное использование в личных целях), воспитывать у детей навыки и умения в рациональном использовании воды.

1.3. В акции принимают участие на добровольной основе родители и дети всех возрастных групп  детского сада, педагоги ДОУ.

1.4. Организаторами  акции  является администрация ДОУ, творческая инициативная группа, в состав которой входят педагоги и представители педагогической общественности.

  1. Этапы и порядок проведения акции
  1. Этапы проведения акции:

Этапы

Основные мероприятия этапа

1 этап

1. оповещение участников акции о запланированных мероприятиях

2. изготовление агитационных листовок, отражающих тематику акции на формате А5.

2 этап

1. проведение в группах тематических мероприятий (беседы, викторины и т.п.)

2. раздача детьми изготовленных листовок на улице города

3. конкурс  рисунков (плакатов), отражающих тематику акции,

4.оформление выставок рисунков  выходного дня по тематике акции.

3 этап

1. подведение итогов акции

2. награждение активных участников Благодарственными письмами.

2.2. Для организации и проведения акции в ДОУ создается оргкомитет. В его задачу входит координация деятельности по проведению конкурса.

2.3.Оргкомитет формируется по предложениям администрации и утверждается приказом заведующего.

2.4. Оргкомитет имеет возможность:

- привлекать спонсоров;

- взаимодействовать со средствами массовой информации.

2.5. Для подведения итогов конкурса  плакатов создается жюри.

2.5. Участники, принявшие наиболее активное участие в акции, награждаются Благодарственными письмами ДОУ.

                                                                                                                                     

Приложение 2

План мероприятий  в период проведения

 природоохранной акции «Берегите воду»

Мероприятия

Участники

1.

1.1.

1.2.

1.3.

Познавательная деятельность по ознакомлению с природными явлениями, свойствами воды, ее местонахождения в природе

Игра – инсценировка «Девочка чумазая». «Чистый и чумазый утенок», «Вымоем кукле ручки», «Купание куклы»

Рассматривание картин, иллюстраций, альбомов, рассказы воспитателя на темы: «Вода в природе», «Вода – наше богатство», «Как человек использует воду», «Для чего нужна вода?» (беседы,  наблюдения)

Плакаты, презентации «Вода - друг», «Вода - врач»,  «Берегите воду».

НОД: «Секреты воды», «Вода в жизни человека»,  «В мире воды», «Кто живет в воде»

- свойства и качества  воды;

-   применение воды в бытовых и хозяйственных целях;

- охрана и бережное использование воды;

- обитатели рек, морей и океанов;

- причины сокращения чистой воды на нашей планете, мероприятия по ее очистке и охране.

Младшие группы

Средние, старшие, подготовительные группы

Средние, старшие, подготовительные группы

2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

Чтение художественной литературы, детское сочинительство

Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»

Разучивание произведений устного народного творчества, стихов о воде.

Рассказывание сказок. С. Прокофьев «Сказка про серую тучку»

Чтение экологических сказок: «Путешествия по воздуху и воде», «Живая вода», «Два ручья». «Капельки»

Чтение произведений И.Р. Колтуновой «Голубые глаза озер», М.Н. Даниловой «Кто живет в подводном царстве», О.Н. Лазарева «История жизни болота», Н.А. Рыжовой «Жила –была река»

Чтение познавательных рассказов «Энциклопедия для малышей» (раздел «Природные явления»)

Составление рассказов, сказок детьми о воде, ручейках, о дождике и др., оформление книги

Младшие группы

Согласно возрасту детей

Средние, старшие, подготовительные группы

Старшие, подготовительные группы

Старшие, подготовительные группы

Подготовительные группы

3.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

3.7.

Познавательные вечера,  игры и развлечения

Вечер развлечений «Волшебница вода»

Театрализованные представления  «Маленькая капелька», «Путешествие капельки»

 Игры с мыльными пузырями, с водой,  «Где спряталась рыбка?», «Какая бывает вода», «Как появляются моря», «Солнышко и дождик», «Ходят капельки по кругу» и др.

 Игра –соревнование «Очистим речку»

 Викторина «Что я знаю о воде»

 Мультзал.  «Мойдодыр», «Азбука здоровья» «Беги, ручеек», «Капитошка».

Музыкальные произведения

Младшие группы

Младшие группы

Согласно возрасту детей

Подготовительные группы

Старшие группы

Согласно возрасту детей

Согласно возрасту детей

4.

4.1

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

Опытно-экспериментальная деятельность, экскурсии

Опыты с водой: окрашивание воды, мыльные замки, как снег превращается в воду, «тонет, не тонет, плавает»

Экспериментирование с водой по произведению Л.Толстого «Хотела галка пить»

 Детская лаборатория «Родниковая вода»

 Эксперименты: фильтрация, дистилляция, солнечная пастеризация

Экскурсия к водоему

Выход на улицы города

Согласно возрасту детей

Средние группы

Старшие, подготовительные группы

Старшие, подготовительные группы

5.

5.1.

5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

Детское творчество. Сотворчество с родителями и педагогами

Изготовление агитационных листовок

Рисунки выходного дня «Вода – источник жизни», «Для чего нужна вода»,  «Все о воде»

Художественное творчество

- рисование «Рыбки в аквариуме»,  «Рыбкин дом», «Дождик»

- аппликация,  коллаж  «Берегите воду!», «Вода, вода, кругом вода», «Чистота – залог здоровья», «Сосульки на крыше»,  «Лебеди в озере»

Фотовыставка «Чистая вода нужна всем и всегда!»

Конкурс плакатов «Вода на планете земля»

Все возрастные группы

Все возрастные группы

Согласно возрасту детей

Старшие, подготовительные группы

Все возрастные группы

6.

6.1.

6.2

Работа с родителями

Оформление объявлений в уголках для родителей  о проведении природоохранной акции «Берегите воду»

Памятки, информационные листы

Все возрастные группы

Все возрастные группы

Приложение 3

Рассказы и сказки детей

Сказка о Капельке

Жила-была Капелька. Она жила в тучке. Однажды захотелось Капельке погулять: выскочила  она из тучки и полетела вниз. Оглянулась вокруг и увидела, что рядом с ней летят такие же капельки. Упала Капелька на крышу, с крыши покатилась и упала на цветочек. Обрадовалась Капелька: «Вот какой у меня теперь домик красивый!».

Полежала Капелька на цветке, и стало ей скучно без своих сестричек, захотелось ей обратно на тучку. Посмотрела Капелька  а домик-тучка высоко-высоко в небе. Загрустила Капелька: «Как же я теперь попаду туда?»

        Но вот выглянуло солнышко, пригрело Капельку, и стала она легкой и полетела в небо, к себе домой – в тучку!

Женя  (7 лет)

Сказка про ручеек

         Жил-был ручеек. Однажды к ручейку подошел волк и сказал: «Можно мне попить твоей воды?» ручеек разрешил волку утолить жажду. Волк напился воды и поблагодарил ручеек за вкусную прохладную водичку. Потом подошли  к ручейку медведи и говорят: «Ты такой красивый, ручеек! То голубой, то белый!» Медведи попили студеной водицы из ручья, поблагодарили ручеек и пошли в лес. Затем к ручейку прибежала лисичка, и она тоже полакомилась свежей водицей из ручья.

        После этого к ручейку каждый день приходили звери и прилетали птицы, чтобы  отведать вкусной ключевой воды. А ручейку было радостно ихорошо, что у него столько друзей.

Таня  (6лет)

Это все вода

        То, что нас окружает – природа. Все, что мы видим, слышим, используем в труде – природа. Природа бывает живой и неживой. Вода относится к неживой природе. В морях и океанах вода соленая. В реках, озерах, ручьях – пресная. Без воды нельзя прожить. Вода служит людям. Если бы не стало воды, то жизнь на земле прекратилась, наша Земля превратилась бы в пустыню.

          Поэтому воду надо беречь и бережно использовать.

Валерия (7 лет)

Рассказ о воде

 Вода есть на всей нашей планете Земля. Она имеет большое значение для растений, животных, людей. Она не имеет ни цвета, ни запаха. Чистой воды становится меньше на нашей планете. Люди не берегут воду, загрязняют ее, из-за чего гибнет много рыбы, вода становится «мертвой». Если пересохнут все реки, озера, моря, океаны, то все живое погибнет и не будет жизни на Земле.

        Воду необходимо беречь, строить разные очистные сооружения, стараться, чтобы чистой  воды было больше на нашей планете.

Наташа  (7 лет)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С КАДРАМИ В ДОО (Методические материалы) в рамках городского фестиваля методических практик и разработок «Педагогические открытия» 2019 г.

Методическая практика работы с педагогами в ДОООрганизационно-методическая организация работы педагогов ДОО, которые содействуют созданию благоприятной среды для обмена информацией, педагогическим опы...

Использование методических материалов и учебно - методической литературы воспитателем при подготовке к НОД.

Использование методических материалов и учебно - методической литературы воспитателем при подготовке к НОД....

Сборник методических материалов по результатам работы городского методического объединения педагогов, работающих с дошкольниками за 2016 - 2017 учебный год.

В сборнике представлены программно-методические материалы, разработанные с учетом  современных ФГОС дошкольного образования, рекомендации, статьи, конспекты занятий, подготовленные участника...

Методическая разработка. Презентация "Сказка-мудрость, знание-свет" и "Электронно-методические материалы".

Презентация и электронно-методические материалы предназначены для расширения знаний детей о поведении с незнакомцами, посредством визуализации образов из русских народных сказок....

Сборник "Оснащение методического кабинета в ДОО" Методические материалы

Сборник методических материалов для использования в работе "Оснащение методического кабинета в ДОО"...

Как подготовить методический материал к размещению на ИОР «Библиотека методических материалов»

Сценарий семинарского занятия для педагогов ДОУ по подготовке публикации к размещению на ИОР «Библиотека методических материалов», отвечающий требованиям информационной без...