Моральное воспитание
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

Посвящена моральному воспитанию детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moralnoe_vospitanie.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

Моральное воспитание

Моральное воспитание маленьких детей для каждого, кто сталкивается с этим, является проблемой. Едва ли можно когда-либо увидеть взрослого таким беспомощным, чем перед 3-4-летним упрямцами. Телесные наказания он справедливо отвергает, хотя порой шлепок может легко и удовлетворительно решить трудную ситуацию. Что больше всего раздражает детей, так это продолжительные увещевания, запреты, выговоры и неостроумные замечания. При этом взрослый обращается к тем областям души ребенка, которые не открыты.

В глубине каждой человеческой души живет сила, которая после каждого совершенного поступка вызывает желание сделать это еще раз, не только лучше, но и просто по-другому. Так же, как телесные образующие силы строят тело и пронизывают его нравственными импульсами не в виде абстрактных заповедей, а в виде содержательных образов.

Ребенка, для которого абстрактные нравственные заповеди совсем чужды, могут побуждать только моральные образующие силы. Высвобождение телесных образующих сил из организма ребенка  совершается по этапам, которые Рудольф Штайнер подробно описал. Сначала они высвобождаются из головы и действуют потом в жизни представлений ребенка, позднее они отделяются от грудной клетки и раскрываются в играющей фантазии. И наконец, они частично выделяются (здесь идет речь всегда о частичном высвобождении) из системы конечностей и могут рассматриваться как первый зачаток нравственной жизни. Этот последний процесс происходит приблизительно на пятом году жизни ребенка.

До этого возраста можно выработать у ребенка хорошие привычки путем подражания (взрослый должен поступать соответственно с тем, что он хочет воспитать в ребенке). Подражание – здесь самое действенное, незаменимое средство. Приблизительно с пяти лет воспитатели могут вызвать моральные образующие силы, используя при этом силы своей фантазии, чтобы изобразить детям ситуацию в образах, из которой они должны «выйти». Такие маленькие истории должны быть просты, но драматичны и жизненны. Нужно дать детям самим возможность устанавливать связь с их шалостями. О том, что дети это делают, свидетельствуют те факты, что иногда при слушании рассказа о ребенке, который «не слушался взрослых» (рассказ должен быть интересным и захватывающим),  дети вдруг говорят: «Это не я. Я так никогда не делают».

Вот пример. Четырехлетний малыш не слушается. Нотации, наказания не помогают. Мама рассказывает ему вечером перед сном историю: «Жил-был маленький мальчик. Его звали Боб. Он никак не хотел поступать так, как говорила ему мама. (Тут можно описать некоторые из поступков «слушателя».) Однажды Боб побежал на улицу и, как мама его ни звала, не возвращался. Вдруг на дороге появилась машина. Она приближалась очень быстро, так что Боб уже не успевал убежать с дороги. Он очень испугался. Вот он уже почти под колесами! Машина уже совсем рядом! И тут в последний момент какой-то человек его вытащил с дороги».

Можно быть уверенным, что маленький слушатель свяжет этот рассказ со своими поступками, и тем верней, чем не назойливее рассказ. И, возможно, он будет доказывать, что он иногда не будет таким, как глупый непослушный мальчик на улице!

В мире растений образующие силы действуют в повторении, побег за побегом, лист за листом и т.д. Также ребенок требует повторений для развития нравственной жизни. Все время с терпением говорить то же самое, то же рассказывать, давать возможность ежедневно в одно и то же время делать что-либо – это воспитывает волевую жизнь ребенка. Доброе терпение и ритмичная форма повседневной жизни – это основы воспитания.

Маленькие истории совершают чудо, но не тотчас, а в течение времени. Они только должны быть рассказаны конкретно и наглядно.

Не стоит бояться излишней драматичности и гротеска, надо лишь остерегаться даже легкого оттенка сентиментальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по моральному воспитанию.

В проекте описана организация комплексного подхода к моральному воспитанию детей 4-5 лет на основе интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГТ....

Картотека бесед по моральному воспитанию

Для детей второй млашей группы...

"Моральное воспитание детей"

Консультация для родителей...

Картотека бесед по моральному воспитанию у детей во второй младшей группе

Картотека беседпо моральному воспитанию   у   детей во второй младшей группе...