Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения и воспитания
статья на тему

Матвеева Ирина Николаевна

В статье говорится о необходимости внедрения активных форм обучения и воспитания в рамках реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения и воспитания

В психолого-педагогическом обеспечении образовательного стандарта одной из трех составляющих является обоснование сущности образованности.

Образованность детей является одним из показателей качества образования. Поэтому педагогический коллектив и администрация образовательной организации, работая над повышением образованности, работает над повышением качества образования через внедрение активных форм обучения и воспитания.

Давайте рассмотрим структуру образованности. Она состоит из 4 компонентов:

1. Круг значимых проблем (мотивационный компонент).

2. Образовательное пространство – круг источников информации, которые использует личность (ориентационный момент).

3. Освоенные личностью универсальные и специальные методы решения проблем (деятельный компонент).

4. Познавательная база решения проблем – междисциплинарные и предметные знания, необходимые для решения проблем (когнитивный компонент).

Родители имеют право на выбор образовательных программ для своих детей. Задача образовательной организации – предоставить условия для того, чтобы каждый ребенок имел при этом шанс на успех. Для педагога должны быть значимыми любые успехи любого ребенка.

Наша задача состоит в том, чтобы в распоряжении детей больше было средств для достижения ими определенного уровня образованности. Существует три уровня образованности.

Элементарная грамотность, функциональная грамотность, компетентность. Элементарную грамотность можно определить как способность применять универсальные методы учебно-познавательной деятельности для использования сведений, полученных из адаптированных источников информации и личного житейского опыта, в целях решения учебно - познавательных проблем.

Функциональная грамотность – это способность применять универсальные методы деятельности, основанные на определенных правилах и нормах, для использования знаний (сведений, научных понятий, инструкций), полученных из различных источников информации, в целях решения проблем социальной адаптации на основе применения правил и приемов к конкретной ситуации.

Компетентность – это способность применять универсальные методы деятельности, основанные на научных идеях и принципах, для использования системы знаний, полученных из оригинальных источников научной информации, внешкольных источников и в результате собственной исследовательской деятельности, в целях теоретического обоснования многокритериального выбора решения. В системе общего образования можно выделить три вида компетентности: общекультурную, допрофессиональную, методологическую.

Общекультурная компетентность – это уровень образованности, достаточный для самообразования, самопознания, самостоятельных и обоснованных суждений о явлениях в различных областях культуры, диалога с представителями других культур.

Допрофессиональная компетентность характеризует уровень образованности, достаточный для получения профессионального образования. Она проявляется в усвоении опорных знаний и умений, необходимых для последующего образования, знаний о профессии, системе профессионального образования, своих профессиональных возможностей.

Методологическая компетентность – это уровень образованности, достаточный для самостоятельного решения мировоззренческих, исследовательских, творческих задач теоретического или прикладного характера в разных сферах жизни и деятельности.

Основной ступенью профессионального развития педагога обычно называют педагогическое мастерство, под которым традиционно понимают доведенную до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость, отражающую особую «отшлифованность» методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения проходит эффективнее, если дошкольник проявляет познавательную активность. Познавательная активность школьника рассматривается как постоянно изменяющееся глубокое и качественное свойство личности, направленное на осознание предмета деятельности и достижение конечного, значимого для него результата. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема развития познавательной активности дошкольника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.

Основными характеристиками познавательной активности являются:

-естественное стремление дошкольника к познанию;

-положительное отношение к занятиям;

-активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата.

Педагогическая практика исследует разные пути активизации познавательной деятельности, основой среди них является: разнообразие форм, методов, средств обучения.

В настоящее время школам даны широкие возможности выбора форм и методов работы с ними. «Метод обучения – это не только инструмент педагога, но и по словам А.С. Макаренко, «инструмент прикосновения к личности ребенка».

Метод обучения является важнейшим компонентом занятия. Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и дошкольника по достижению конкретных образовательных задач.

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших педагогов» (Д. Пойя).

Активные формы обучения – это методы, которые побуждают дошкольников к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным. Они включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии.

1. Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой процесс познания дошкольников приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности, учитывать познавательные возможности обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала.

2. Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ребенка, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности.

3. Интерактивная технология - это такая организация процесса обучения, которая основана на прямом взаимодействии дошкольников с окружающей информационной средой. Ведущий метод – общение.

4. Игровые технологии строятся как образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

 «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития», - писал В.А. Сухомлинский. Игра – это частица детской жизни. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – сделать напряженный, серьезный труд занимательным и интересным для детей.

5. Компьютерные технологии создают большие возможности активизации познавательной деятельности. Информационные технологии помогают отправиться в различные «путешествия», в которых дошкольники превращаются в пытливых искателей знаний. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности.

Почему активные методы обучения являются «активными»?

  1. Они активны сами по себе, поскольку в основе своей являются активными в интеллектуальном и физическом смыслах играми.
  2. Они заменяют пассивный монолог на активный обмен мнениями всех участников образовательного процесса, заставляя обучающихся и обучающих из пассивных слушателей и «говорящих голов» превратится в энергичных, мотивированных, творческих, целеустремленных игроков и тренеров (играющих тренеров) сплоченных команд.
  3. Эти методы привлекают и используют для обучения все допустимые виды вербальной и невербальной коммуникации, активизируя скрытый при традиционном подходе потенциал участников.
  4. Процесс усвоения знаний, умений, навыков, качеств и ценностных ориентировок значительно активизируется, вследствие использования всех наличествующих в нас интеллектов.
  5. Следующая веская причина, по которой важно использование АМО в обучении, связана со становлением информационного общества.
  6. АМО позволяет так же эффективно в процессе занятия и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс.
  7. Применение АМО в образовательном процессе обеспечивает становление и развитие у обучающихся так называемых мягких или универсальных навыков.
  8. АМО дает простор для творческого поиска и развития потенциала педагога, так и вследствие повышения эффективности и качества его профессиональной деятельности. Педагог может более активно использовать свой творческий потенциал, разрабатывая и внедряя авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями дошкольников и реальными потребностями местного сообщества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль взрослого при преодолении психолого-педагогических трудностей ребенка в процессе обучения

В настоящее время важное значение приобретает внедрение в традиционную систему образования дифференцированных организационных форм активной помощи детям, испытывающим трудности в усвоении программ обу...

Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе А.Л.Венгера

Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одног...