Психолого-педагогическая характеристика условий успешного обучения и воспитания ребенка в семье.
статья

Лариса Алексеевна Горчакова

                                                                          «Воспитание- хлеб души»

                                                                                                                   Д. Мадзени.

                                                                «Любить детей –это и курица умеет.

            А вот уметь воспитывать их-это великое государственное дело,

                                           требующее, таланта и широкого знания жизни».

                                                                                                                       М.Горький.

 

 Семья - главный институт воспитания. В семье закладываются основы личности ребенка.

То, что ребенок приобретает в семье, он хранит на всю жизнь. Семья и ребенок- зеркальное отражение друг друга. Семья для ребенка является воспитательной средой и средой обитания.

   В семье ребенок приобретает убеждения, формы поведения, необходимые для нормальной жизни в обществе. Именно в семье проявляются у детей- индивидуальность и их внутренний мир.

  Семейное воспитание ребенка- сложный социально-педагогический процесс. Процесс, включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая характеристика условий успешного обучения и воспитания ребенка в семье.

                                                                          «Воспитание- хлеб души»

                                                                                Д. Мадзени.

                                             «Любить детей –это и курица умеет.

        А вот уметь воспитывать их-это великое государственное дело,

                               требующее, таланта и широкого знания жизни».

                                                                                М.Горький.

 Семья - главный институт воспитания. В семье закладываются основы личности ребенка.

То, что ребенок приобретает в семье, он хранит на всю жизнь. Семья и ребенок- зеркальное отражение друг друга. Семья для ребенка является воспитательной средой и средой обитания.

   В семье ребенок приобретает убеждения, формы поведения, необходимые для нормальной жизни в обществе. Именно в семье проявляются у детей- индивидуальность и их внутренний мир.

  Семейное воспитание ребенка- сложный социально-педагогический процесс. Процесс, включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка.

  Личный пример родителей влияет на воспитание ребенка. Так же и большое значение имеет и семейная среда. Крепкая дружная семья воспитывает жизнестойкие и цельные характеры.

  Детство- важный этап жизни для дошколенка. Ребенок очень рано должен понять, что он член семьи, как и все остальные и он должен заботиться о других так же, как заботятся о нем.

  Роль родителей в воспитании ребенка, родительские обязанности и ответственность за их выполнение связаны с соблюдением прав ребенка:

«расти на попечении и под ответственностью своих родителей» в атмосфере любви, понимания, моральной и материальной обеспеченности. / Декларация прав ребенка, п.6/

  Целью семейного воспитания, является формирование личности, безболезненная адаптация ребенка в обществе: детский сад, школа и т.д., достойное преодоление трудностей.

  Ребенок в личности – это спонтанность, творчество, интуиция. С этим началом связаны биологические потребности и основные ощущения человека. Это наиболее чистая часть личности, так как в ней представлено все самое естественное в человеке.

  Перед каждой семьей стоят следующие задачи воспитания:

- создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

- научить ребенка навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношение к старшим;

- воспитывать чувство собственного достоинства, ценности и собственного Я.

  Центральное место в семейном воспитании занимает нравственное воспитание:

доброта, доброжелательность, внимание, милосердие, бережное отношение ко всему окружающему, честность, трудолюбие.

  Доброта- составляет основу нравственной целостности личности, и понятие это достаточно емкое. Сущность доброты- способность переживать. Если малыш замахнулся палкой на кошку, не стоит оправдывать его, думая, что он еще маленький, ничего не понимает. Нужно спокойно, но уверенно сказать о недовольстве его поведения. Нельзя бить животных, им тоже может быть больно. А, что такое «больно» малыш уже понимает.

  Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства, является любовь родителей. Любовь- творец доброго, теплого, возвышенного, светлого. Это- основа человеческих отношений. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей в жизни детей. Родителям нужна система психолого- педагогических знаний ,

умение применять их к ребенку, учитывая возраст ребенка и его индивидуальные способности, учитывая специфику жизни семьи.

  Важным условием успешного воспитания детей, является авторитет родителей.

Авторитет родителей - это влияние отца и матери на ребенка.

Анализируя опыт семейного воспитания, А.С.Макаренко пришел к выводу, что далеко не все родители понимают значение их авторитета в воспитании детей и далеко не всегда педагогически оправданными являются действия их по установлению авторитета. Он выделяет несколько видов ложного авторитета, которые встречаются в наше время:

- авторитет любви – родители без всякой меры говорят нежные слова, целуют и ласкают детей, чтобы они слушались;

- авторитет доброты- ребенок подкупается добротой родителей, их уступчивостью, мягкостью;

- авторитет подкупа- послушание ребенка подкупается подарками и различными обещаниями ( что встречается очень часто в наше время);

- авторитет подавления- родители раздражаются, сердятся, повышают голос, хватаются за ремень;

- авторитет расстояния – родители разговаривают с детьми мало, держат их на дистанции, изредка выступают в виде начальства;

- авторитет педантизма- родители детей в повиновении на приказах и распоряжениях;

- авторитет резонерства- родители «заедают» детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами.

Условиями для создания истинного авторитета родителей являются: моральный облик родителей, уважение к личности ребенка; понимание его интересов ; единство требований к ребенку всех членов семьи; небезразличное отношение родителей к старшему поколению в семье.

  Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семейное или общественное воспитание ( детский сад, школа и другие образовательные учреждения).

  Много вопросов у современных родителей, они понимают, что для изменения развития ребенка в лучшую сторону, надо изменить себя, пробовать, искать, учиться. Конечно же, помощь в попытках учиться придет от педагогов. Ведь первое общество, куда попадает ребенок- детский сад. Детский сад- один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих образовательный процесс и реальное взаимодействие ребенка и родителей.

  Ведущая роль принадлежит воспитателю. Воспитатель должен быть компетентным и заинтересованным в успешном развитии ребенка, быть партнером для родителей. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Единая система педагогических воздействий, единые требования в семье , в детском саду, способствуют выработке динамического стереотипа поведения детей. При этом ребенок испытывает меньше трудностей, овладевая нравственными нормами и привычками поведения, легче осваивает навыки учебной и трудовой деятельности, общения с окружающим.

  Чтобы работа детского сада и родителей дала результат, необходимо решить следующие задачи:

- установить доверительные партнерские отношения;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

- создать атмосферу общности родителей;

- повысить уровень психолого-педагогических знаний родителей;

- формировать у педагогов и родителей способность  к позитивному диалогу;

- использовать новые нетрадиционные формы работы с семьей.

  Сотрудничество родителей с педагогом должно быть построено на добровольном начале, доверительности. Для сотрудничества с родителями мы предлагаем следующие наиболее эффективные формы работы:

- анкетирование;

- родительские собрания;

- консультации;

- информационные;

- индивидуальные беседы;

- круглый стол, тренинги;

- совместная деятельность детей и родителей;

- презентации;

- мастер классы;

- деловые игры;

- выставки совместных работ;

- день открытых дверей.

  Родителям нужна система психолого-педагогических знаний ,умений применять их к ребенку, с учетом его возраста и индивидуальных особенностей, специфики жизни семьи.

Правильное воспитание является рационально организованный быт и режим жизни ребенка.

    «Лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиваться».

                                                                                                     Н.К.Крупская

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие специалистов сопровождения психолого-педагогической службы, как залог успешного воспитания и обучения и социальной адаптации детей с речевым недоразвитием

Представлен материал из опыта работы учителя-логопеда в ДОУ компенсирующего вида по осуществлению взаимодействия всех специалистов при компенсации ОНР....

«Психолого-педагогическая компетенция родителей как важнейший фактор воспитания ребенка в семье» (из опыта работы с родителями МДОУ детского сада № 4 «Солнышко» г. Пятигорска)

Вот уже в течение трех лет в МДОУ детском саду № 4 «Солнышко» функционирует психологический клуб для родителей «Воспитываем вместе». Работа в клубе строится таким образом, чтобы показать родителям, чт...

Повышение психолого - педагогической культуры родителей в условиях детского сада для успешного обучения и воспитания ребенка

Семья является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. Но сегодня семья переживает громадные экономические и духовные трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло на...

Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешного профессионального саморазвития педагога

Статья для педагогв и родителей Психолого-педагогическое сопровождение как условие успешного профессионального саморазвития педагога...

РИП по теме:« Активизация родительского потенциала, как основополагающего фактора в обучении и воспитании ребенка с ОВЗ в условиях современной семьи через функционирование в ДОУ родительского Клуба «Учимся быть родителями»

Наше учреждение имеет опыт работы в  инклюзивной деятельности уже не первый год, однако мы столкнулись  с проблемой отстранения родителей, которые воспитывают ребенка с ОВЗ  от  жи...

Повышение психолого - педагогической культуры родителей в условиях детского сада для успешного обучения и воспитания ребенка

Чтобы семья успешно справлялась с воспитанием и обучением детей, родители должны владеть основными педагогическими знаниями, умениями и навыками, чтобы создавать необходимые условия  для эффектив...