Семинар для педагогов по программе "Социокультурные истоки"
презентация к уроку (средняя группа)

Кошеварова Людмила Николаевна

"Социокультурные истоки" для средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon seminar_vo_sredney_gruppe.ppt2.94 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Образование без духовно-нравственного воспитания не должно быть» К.Д. Ушинский Семинар для педагогов по программе «Социокультурные истоки»

Слайд 2

В средней группе (возраст детей 4-5 лет) целями воспитательной программы являются : - первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека. Осваиваемые категории: Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души. - развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соответствии; - развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к родителям и другим близким людям; - развитие навыков деятельностного, познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми. .

Слайд 3

Книги для развития детей 4 – 5 лет: «Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово» Книга «Дружная семья» позволяет присоединить всех участников образовательного процесса к отечественным традициям семьи, приобрести социокультурный опыт отношений между родителями и детьми, братьями и сестрами, бабушками и дедушками. Через книгу «В добрый путь» для детей раскрывается ценность родного дома, который является началом всех путей и дорог. Родители – самые близкие для ребенка люди, показывают ему образцы добрых дел и поступков. Книга «Добрая забота» показывает ребенку значимость доброго, заботливого отношения человека к «братьям нашим меньшим», она способствует воспитанию в детях любви к труду и людям труда . В «Благодарном слове» детям раскрываются ценности семьи, доброго слова и доброго дела в жизни человека, а так же значение благодарного слова в общении между людьми. .

Слайд 4

Социокультурная категория «Родной очаг» Через освоение категории «Родной очаг» дети выходят на понимание ценностей дружной семьи, где каждый находит радость и утешение, где все стараются как можно чаще быть вместе, где родные люди всегда являются надеждой и опорой друг для друга. Дети узнают об устройстве традиционно русской православной семьи, о роли матери, отца и детей в ней. В 4 -5 лет у детей начинает выстраиваться целостный образ Семьи.

Слайд 5

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Категория «Родной очаг» Книга для развития детей 4-5 лет «Дружная семья» Книга состоит из двух частей: «Дружная семья» и «Домашнее тепло». Работа над данной книгой позволит присоединить всех участников образовательных отношений к традициям русской семьи, приобрести социокультурный опыт взаимоотношений между родителями и детьми, братьями и сёстрами, бабушками и дедушками. Русская народная сказка «Братец Иванушка и сестрица Алёнушка» , рассказы Л. Корсунской «Семья», «Первая рыбка» Е. Пермяка, « Брат и младшая сестра» Э. Шима развивают чувство ответственности за благополучие в семье и формируют личностное ценностное отношение к семье. Народные игры, песни, поэтические тексты классиков русской литературы, помещённые в книге для развития, способствуют организации интегративного образовательного процесса в дошкольной организации, развивают эмоционально-чувственную сферу детей.

Слайд 6

Социокультурная категория «Родные просторы» Категория «Родные просторы» раскрывает исторически сложившееся традиционное отношение человека и природы, особенностью которого служат уважительные отношения к Родине – Матери, к России – носительнице высших духовных ценностей, к родной земле. Природа для русского человека всегда была матерью, божественным началом. В дошкольном образовании это обусловлено особенностями восприятия ребенком окружающего мира. Дитя ощущает мир как живое целое, оно открыто миру, так как чувствует себя его частью. Ребенка влечет и притягивает окружающий мир. Все ему представляется новым и интересным. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь, гармония в природе отзывается в его душе переживанием счастья и восторга. Сохранить и развить у детей способность целостного восприятия мира — одна из важнейших задач дошкольного воспитания.

Слайд 7

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Категория Родные просторы» Книга для развития детей 4-5 лет «В добрый путь» Книга состоит из двух частей : «Дороги добра» и «Сказочный лес». Литературно-художественный и дидактический материал первой части книги для развития даёт детям образцы добрых дел и поступков, раскрывает важную мысль: нам всем необходимо заботиться о ближних, проявлять к ним своё доброе отношение. Русские народные сказки «Петушок – золотой гребешок», «Снегурушка и лиса» раскрывают тему сказочного леса, заботливого отношения ко всему живому.

Слайд 8

Социокультурная категория «Труд земной» Категория «Труд земной» раскрывает особое отношение к «братьям нашим меньшим», позволяет подвести детей к восприятию труда как естественного и необходимого состояния человека, условия его полноценной жизни. Восприятие труда ребенком 4-5 лет имеет свои особенности. Для него на первый план выступает не технологический, а смысловой аспект различных видов трудовой деятельности и отдельных орудий труда .

Слайд 9

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Категория ТРУД ЗЕМНОЙ Книга для развития детей 4-5 лет «Добрая забота » Книга состоит из двух частей: «Добрая забота «и «Праведный труд». Основная её задача – раскрыть для ребёнка значимость доброго, заботливого отношения человека к домашним животным, она способствует воспитанию в детях любви к труду и людям труда. На это направлен литературно-художественный и дидактический материал книги для развития - рассказы, песни, игры, пословицы, страницы Альбома, инструментарий для активного занятия с детьми «Добрая забота».

Слайд 10

Социокультурная категория «Труд души» Через присоединение к категории «Труд души» дети, родители и педагоги получают возможность прочувствовать, что доброе слово исходит из доброго сердца, является выражением доброго чувства; дети получают возможность произносить слова благодарности родным и близким, желая от души выразить имеющиеся у них добрые чувства. Целостное восприятие ребенком мира находит наиболее яркое воплощение в празднике Светлой Троицы.

Слайд 11

Темы занятий для детей 4-5 лет Категории: Родной очаг; Родные просторы; Труд земной; Труд души Тема занятия Активные формы обучения Название активного занятия 1. Дружная семья Работа в паре «Дружная семья» 2. Домашнее тепло Ресурсный круг «Домашнее тепло» 3. Дороги добра Работа в паре «Дороги добра» 4. Сказочный лес Работа в паре «Сказочный лес» 5. Добрая забота Работа в паре «Добрая забота» 6. Праведный труд Ресурсный круг «Чему доброму научили вас взрослые?» 7. Любимая сказка Ресурсный круг «Моя любимая сказка» 8. Благодарное слово Ресурсный круг «Благодарное слово» 9. Светлый праздник Ресурсный круг «Доброе слово березке»

Слайд 12

Работа с родителями по программе «Социокультурные истоки» Цель: формирование системы духовно-нравственных ценностей с детьми и родителями в дошкольном образовании Задачи: объединить усилия семьи и детского сада с целью формирования у взрослых и детей единой системы ценностей; осуществлять руководство взаимодействием взрослых и детей; повышать педагогическую культуру родителей.

Слайд 13

Формы работы с родителями Обучение родителей активным формам по системе «Моя семья»

Слайд 14

Формы работы с родителями Создание информационного листка «Мои истоки» с рекомендациями для родителей Разделы: «Слово для родителей» «Народная мудрость» «Поэтическое слово детям» «Повторенье – мать учения» «Будем рады встрече с вами» «Дорогие мамы, папы, поиграйте вместе с нами» «Поразмышляйте вместе с детьми» Дополнительная литература для чтения» Журнал «Наша жизнь день за днём», «Наши родители предлагают».

Слайд 15

Формы работы с родителями Работа в семье с книгами для развития по программе «Социокультурные истоки»

Слайд 16

Результаты работы Реализуется цель - духовное возрождение общества через воспитание всесторонне развитой личности. Через серию книг для развития, занятий с родителями происходит объединение усилий ДОУ и семьи в духовно-нравственном развитии дошкольников. Считаем, что направление возрождения духовности у детей и родителей выбрано нами правильно. Это подтверждает такой факт, что федеральным государственным образовательным стандартом поставлена задача объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через элементарное музицирование»

Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры должно быть многогранным. Дети должны в полной мере знать: малые формы фольклора (потешки, считалки, дразнилки, поговорки и др.). Уже до...

Тематическое планирование мастер-классов, семинаров для педагогов в рамках внедрения парциальной программы «Социокультурные истоки» (авторы И.А. Кузьмин, Е.Ю. Давыдова, В.Н. Синицына)

laquo;Социокультурные истоки» - стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России (авторы: И.А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской...

Конспект практического семинара для педагогов ДОУ "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Конспект практического семинара для педагогов ДОУ"Приобщение детей к истокам русской народной культуры". В практическом материале предлагается для педагогов деловая игра, презентация, анализ тематичес...

Семинар-практикум "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Семинар-практикум «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Проводится для воспитателей  для выявления знаний о русской народной культуре...

Семинар-практикум «Приобщение дошкольников к истокам народной культуры через русские народные игры»

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать...