Главные вкладки

    Социально-психологический анализ теорий кризиса подросткового возраста
    консультация на тему

    Елаго Юлия Александровна

    Анализ теорий кризиса подросткового возраста

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

            

            


    Социально-психологический анализ теорий кризиса подросткового возраста

    История исследования подросткового возраста длилась не одно десятилетие. Психологическая наука обладает множеством теорий, характеризующих этот период становления и развития человека. Классовая, национальная, временная принадлежности подростка накладывали на каждую из них свои особенности. В содержании этих теорий много как различий, так и общих черт. Рассмотрим, как же возникала и становилась теория подросткового возраста.

    Впервые об особенностях подросткового развития заговорил Я.А. Коменский. Он считал, что вся жизнь подрастающего человека делится на четыре возрастных периода, каждый из которых длится в течение шести лет:

    1. Детство. Он длится от рождения до шести лет. В течение этого периода ребенок растет физически, у него развиваются органы чувств.

    2. Отрочество. Временные границы этого периода от 6 до 12 лет, когда происходит развитие памяти и воображения, благодаря их исполнительным органам – языку и руке.

    3. Юность – период с 12 до 18 лет. Основным на его протяжении является развитие ума, умения понимать и рассуждать.

    4. Возмужалость. Это время от 18 до 24 лет. В этот период развивается воля и способность управлять собой и своими чувствами.[1]

    Анализируя многолетний опыт своей работы, в основу классификации ученый кладет возрастные физиологические особенности. В своих исследованиях Я.А. Коменский для каждого периода в жизни ребенка предложил свое содержание, организацию воспитания, обучения и образования во взаимосвязи и единстве. Он опирался на принцип природосообразности в тесной взаимосвязи с гуманистическими основаниями.

    По его мнению, в отрочестве необходимо реализовывать задачи универсального образования. Все дети этого возраста вне зависимости от своей сословной принадлежности должны учиться в шестилетней школе родного языка. Такие школы должны быть созданы в каждой общине, селении. В них дети должны были получать систематизированные знания по арифметике, географии, экономической жизни, государственному устройству, истории. В ходе занятий ребенок должен был познакомиться с различными ремеслами, получить религиозное воспитание, читая священные тексты, переведенные на родной язык.

    Исследования Я.А. Коменского следует считать первым исследованием подросткового возраста в истории психологии и педагогики.

    Далее исследование предложенной проблемы мы встречаем в трудах Ж.Ж. Руссо. О психологическом значении этого периода он говорит в своем романе «Эмиль» (1762 г.). Подростковый возраст он называет «вторым рождением». В этот период человек рождается сам. Этим названием он подчеркивает основную особенность этого возраста – самосознание, самопринятие.[2]

    Дальнейшее развитие идеи Ж.Ж. Руссо получили в работе С. Холла «Взросление: его психология, а также связь с физиологией, антропологией, социологией, сексом, преступностью, религией и образованием» (1904 г.). С. Холл считается «отцом» психологии переходного возраста. В своей работе он предлагает концепцию, позволяющую объяснить данное явление, и определяет круг проблем, связанных с подростковым возрастом. В рамках теории рекапитуляции С. Холл соотносил подростковую стадию развития личности с эпохой романтизма в истории всего человечества. Он называл ее промежуточной между детством и взрослостью и соотносил с промежуточной стадией между эпохой охоты, собирательства и эпохой развитой цивилизации. Он считал ее эпохой хаоса.[3] Именно эти его взгляды об отрочестве, сопровождающемся стрессами, конфликтами, нестабильностью, смятением и легли в основу возникновения различных концепций о подростковом возрасте. Он впервые говорит о амбивалентности и парадоксальности в характере подростков. Чрезмерная активность сменяется изнурением, веселость переходит в уныние, уверенность сменяет застенчивость, трусость, альтруичность переходит в эгоизм, низкие побуждения приходят на смену высоким нравственным стремлениям, замкнутость заменяет страсть к общению и т.д. В связи с этим С. Холл называет это время в развитии ребенка периодом бури и натиска. Необходимо отметить, что ценность его работы заключается в характеристике подросткового возраста как переходного, промежуточного и во введении понятия «кризис».

    Продолжая исследования психологии, мы находим во всех направлениях западной психологии теоретические модели подросткового возраста. Это и психоанализ З. Фрейда и А. Фрейда, и гештальтпсихология К. Левина, и бихевиоризм Р. Бенедикта. Все эти теории различаются между собой, но в их основе лежит эволюционная модель онтогенетического развития. Следует отметить, что социогенетическая модель развития меняется на эволюционную благодаря предпосылкам, возникшим в самой психологии. Этому способствовали исследования американских культурантропологов школы Боас. Они проводили сравнение психического развития американских детей и детей, воспитывающихся в условиях примитивных культур. Р. Бенедикт занималась изучением психического развития подростков в индейских племенах Канады и Новой Гвинеи, ее соратница – на острове Самоа. На основе собранных данных был сделан вывод, что о промежуточности подросткового периода можно говорить только для подростков промышленно развитых стран. Для детей же примитивных культур свойственно бесконфликтное, спокойное и гармоничное развитие в подростковом периоде. Таким образом, в некоторых племенах этот период может длится всего лишь несколько месяцев.

    В ходе своих исследований Р. Бенедикт выявила культуры, в которых не существует контраста между взрослым и ребенком. Дети с ранних лет принимают участие в труде взрослых, выполняют такие же обязанности и за их выполнение несут ответственность. Чем старше становится ребенок, тем больше становится круг его обязанностей и ответственность за их выполнение. Следовательно, уже с детских лет дети в таких обществах знают об умениях и навыках, которые им пригодятся в будущем. В связи с этим наблюдается плавный переход от детства к взрослой жизни.

    Противоположные явления мы наблюдаем в тех обществах, где ребенок воспитывается на контрасте со взрослым. Это характеризует общества с высоким промышленным развитием. Чаще всего в таких обществах в детские годы дети получают знания, которые вряд ли ему понадобятся во взрослой жизни. Таким образом, ребенок оказывается не готовым к зрелости, что влечет за собой возникновение кризиса в развитии.

    На основании представленных фактов учеными был сделан вывод о том, что кризис подросткового возраста никак не связан с биологическими и генетическими предпосылками.

    Смена социогенетической модели эволюционной произошла не только благодаря полученным исследованиям, но и тем, что данная модель выходит на первый план и в биологии. Именно это и становится общей чертой всех западных теорий подросткового развития. Процесс психического развития рассматривается как приспособительный по своей сущности, так как эволюционная модель рассматривает развитие в качестве способа приспособления к среде и обществу. Но бихевиоризм, гештальтпсихология и психоанализ факторы среды рассматривают по-разному.

    Например, Р. Бенедикт основой воспитания считает выработку условного рефлекса, стимулами которой служат социальные и культурные факторы. Таким образом, наиболее значительными ее достижениями можно считать два вывода:

    - зависимость развития подростка от особенностей среды воспитания и обучения;

    - причина подросткового кризиса – различия в нормах поведения взрослых и детей.

    Представители гештальтпсихологии по-другому рассматривают факторы среды. Они вводят понятие «когнитивного дисбаланса», который заключается в том, что ребенок в переходный период от детства ко взрослости не может определить наиболее оптимальные средства ориентирования в мире. Ребенка они считают маргинальной личностью, у которой в сознании отсутствует ясность, происходит расширение социального и географического пространства, изменение масштаба ее жизненного существования. Но саму проблему подросткового возраста и кризиса, связанного с ним, представители гештальтпсихологии не решают.

    Интересны исследования немецкого философа и психолога Э. Шпрангера, который в 1924 году выпускает книгу «Психология юношеского возраста». В ней он определяет подростковый возраст как часть юношеского возраста. У девушек этот возраст длится с 13 до 19 лет, у юношей – от 14 до 21 года. Подростковой он считал первую фазу юношества и определял ее границы с 14 до 17 лет. Именно в этот период происходит кризис, связанный с освобождением ребенка от детской зависимости. Его перу принадлежит культурно-психологическая концепция подросткового возраста.

    Этот период в жизни человека он называет периодом врастания в культуру и выделяет три типа развития отрочества.

    Первый тип сопровождается возникновением нового «Я». Он протекает резко и бурно. Человек переживает как бы второе рождение. Второй тип же протекает медленно, плавно, постепенно. Приобщение ко взрослой жизни не сопровождается глубокими и серьезными сдвигами в развитии личности ребенка. Третий тип является промежуточным. Происходит активное и сознательное формирование и воспитание своей личности самим ребенком. Преодолеть все тревоги и кризисы подростку помогают его собственные усилия воли. Этот тип свойственен людям, отличающимся высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины. Э. Шпрангер дает следующие характеристики подростковому возрасту:

    - мечтательность;

    - неясные стремления;

    - неудовлетворенность;

    - пессимистические настроения;

    - повышенная нервозность;

    - максимум самоубийств.

    Именно в этот период подросток понимает, что в обществе он занимает определенное место, которое чаще всего его не удовлетворяет. В своих трудах ученый изучает процесс фантазирования у подростков, рассматривает вопросы их нравственного развития, осознания ими своей социальной роли, своих прав.

    Он исследует такое чувство как любовь и ее проявления в подростковом возрасте, описывая две стороны любви – эротику и сексуальность, которые приносят в жизнь человека абсолютно разные переживания. В эротических переживаниях он выделяет три ступени:

    1. Чувствование. На этой ступени подросток учится воспринимать и понимать внутреннюю красоту.

    2. Психическое понимание. Подросток начинает воспринимать другого человека в качестве определенной и осмысленной натуры.

    3. Понимающая симпатия. На этой ступени возникает созвучие душ, совместное осмысление ценностей. Именно в этот период вера в идеал становится равной вере в любимого человека. Но, как считает Э. Шпрангер, подростка в большей степени интересует своя собственная внутренняя жизнь и переживания, нежели реальный человек, на которого направлены его чувства и переживания.

    Сексуальность же подростка, по его мнению, характеризуется такими чувствами как ужас, страх и стыд. Она представляется ему чем-то неясным, незнакомым, таинственным и постыдным. И это становится причиной еще одного кризиса подросткового возраста, который может вызвать чувство мировой скорби, глубокий страх перед людьми и враждебность к людям.[4]

    Ш. Бюлер конкретизировала и продолжила исследования Э. Шпрангера. В основе ее работ лежит биологическая составляющая подросткового возраста. Она его рассматривает с точки зрения пубертатности, т.е. половой зрелости.

    Детством она считает период до пубертатности, юношеством – заключительную стадию пубертатности. Ш. Бюлер вводит понятие «психической пубертатности». В это понятие она вкладывает психические явления, происходящие в подростке еще до физического созревания и продолжающиеся еще долгое время после него. Психическая пубертатность развивается вместе с потребностью в дополнении. Этим и обусловлены переживания подросткового возраста. Из состояния самоудовлетворенности и спокойствия подростка выводят внешние и внутренние переживания, сопровождающие созревание. Именно они побуждают его искать человека противоположного пола и сближаться с ним. Таким образом, основу полового инстинкта она видит в потребности к дополнению, в стремлении к другому человеку. Эта потребность заставляет ребенка стремится к новым, более сложным формам жизни.

    Ш. Бюлер считает подростковый возраст возрастом поисков друга. Она проводит четкую границу между психической пубертатностью и телесной. В своих работах ученая приходит к выводам о зависимости длительности психической пубертатности от роста культуры. Чем выше уровень развития культуры, тем больше период психической пубертатности. Отсюда и большое количество трудностей этого периода жизни человека.

    Рассматривая физическую пубертатность, она устанавливает ее границы для детей разных полов: мальчики – 14-16 лет, девочки – 13-15 лет. Но следует отметить, что эти границы варьируются в зависимости от местности, в которой проживает ребенок, от страны и даже климата. Проанализировав все данные, она устанавливает четкие границы пубертатности. Нижним порогом считается 10-11 лет, верхним – 18 лет. Все, что выходит за рамки является патологией.

    Но первые психические симптомы начинают проявляться еще до начала пубертатного периода. Дети становятся драчливыми и необузданными. Это связано с неприятием ими детских игр и непониманием игр, предназначенных для более старшего возраста. В этот период они уже не подчиняются авторитетам, но в то же время у них еще не сформировались идеалы и самолюбие. Это время, по Ш. Бюлер, и становится прелюдией периода пубертатности. Далее ребенок вступает непосредственно в пубертатный период, который сменяется юностью. Изменение отношения к окружающему миру, окружающим людям приводит к формированию из подростка юноши. Основными чертами, характерными для подростка в этот период, она считает следующие:

    - повышенная чувствительность и раздражительность;

    - неспокойное и быстровозбудимое состояние;

    - физическое недомогание;

    - душевный дискомфорт;

    - ненависть к себе и другим людям;

    - влечение к тайному, запрещенному, необычному;

    - ощущение себя одиноким, чужим и непонятным;

    - пассивная меланхолия;

    - агрессивная самозащита.

    Все это приводит к снижению работоспособности, избеганию окружающих подростка людей, асоциальным поступкам. Но Ш. Бюлер в своих научных трудах говорит не только об отрицательных чертах этого периода, она считает, что именно в это время подросток учится переживать природу, прекрасное. В это время источником радости для подростка может стать искусство и наука. К концу периода в качестве источника прекрасного выступает любовь, которая направлена на дополняющее Ты. В связи с этим пубертатный период завершается к 21 максимум к 24 годам с окончательной стабилизацией характера и формирование определенных черт зрелости.[5] На наш взгляд теория Ш. Бюлер кажется достаточно односторонней.

    С позиции внутрисемейных отношений подростковый возраст рассматривал З. Фрейд, который считал, что двигателем развития человека становится энергия либидо, сексуальная первооснова всех потребностей. В подростковом периоде просыпается сексуальность, которая приводит к переходу от внутрисемейных отношений к несемейным. Основным минусом данной теории является то, что кризис подросткового возраста ее представители связывают только  с половым созреванием подростка.

    Следующим, кто продолжил исследования подросткового возраста был Э. Штерн, который его рассматривает в качестве одного из этапов формирования личности. Центральной в психологии он считает проблему человеческой личности, в формировании которой главную роль играют ценности, определяющие поступки и жизнь человека. В связи с этим он выделяет шесть типов личности:

    1. Теоретический тип. Личность этого типа стремится к объективному познанию действительности.

    2. Эстетический тип. Этот тип характеризует стремлением к постижению единичного случая.

    3. Экономический тип, которым управляют идеи пользы и стремление с наименьшими затратами достигнуть наибольших результатов.

    4. Социальный тип, смыслом жизни для которого является любовь и общение.

    5. Политический тип, характеризующийся стремлением к власти.

    6. Религиозный тип, который во всяком единичном явлении видит общий смысл жизни.

    Как мы видим, каждый тип личности имеет свои собственные определяющие его ценности. Изначально, как считает Э. Штерн, они заложены в каждой личности, но со временем какая-то из них выходит на первый план и начинает определять течение жизни. Таким образом, переходный возраст становится определяющим образ дальнейшей жизни человека. Этому возрасту ученый дает название «серьезная игра». В этот период подросток все свои действия, переживания воспринимает очень серьезно, хотя на самом деле все это можно назвать предварительной пробой. Этот период очень важен для подростка, так как в течение его он учится достигать определенные цели, закаляет свои силы, определяет круг своих интересов.

    Во второй половине XX века ученые продолжают свои исследования по проблемам подросткового возраста и кризисов, происходящих в этот период. Они подтверждают и углубляют исследования о важности влияния среды на развитие подростков, о зависимости этого развития от общества, в котором живет, обучается и воспитывается ребенок.

    Обратим наше внимание на работы Э. Эриксона. Он определяет подростковый возраст как важный и самый сложный период жизни человека. Главный термин его эпигенетической теории «идентичность», которую он определяет как «субъективное … ощущение тождества и целостности». Психологическая напряженность определяется не только физиологическим созреванием, но и условиями жизни, воспитания и обучения подростка. В его теории отрочество находится на пятой стадии, на которой происходит первое целостное осознание себя и своего места в обществе и мире. В связи с этим основной проблемой на этой стадии является чувство неуверенности в понимании себя и собственного «Я». Эту проблему ученый называет «диффузией идентичности» и «спутанностью идентичности». Основной задачей этого периода состоит в объединении всех знаний ребенка о себе и мире в единое целое и на основе этого в проектировании своего будущего. Так на данной стадии ребенок должен осознать и объединить все свои роли (сын/дочь, спортсмен, друг, бойскаут, ученик и т.д.) в одно целое. Если он успешно справится с психосоциальной идентификацией, то он четко и ясно осознает свое место в мире и обществе. Именно поэтому подготовка ребенка к психосоциальной идентификации должна начинаться с самого рождения. Если родители с самого детства привили ребенку самостоятельность, умелость, предприимчивость, уверенность в себе, то в подростковом возрасте психосоциальная идентификация пройдет без проблем. Совсем по-другому будет проходит психосоциальная идентификация у подростка стыдливого, неуверенного в себе, осознающего свою неполноценность. Если подросток не сможет определить свое «Я», то у него начнется путаница ролей. Но следует отметить, что, если ребенок на этой стадии не осознал себя как личность, то это не значит, что он до конца жизни не осознает себя. И, наоборот, подросток, осознавший себя, может столкнуться с событиями, противоречащими его представлениям о себе и жизни. Э. Эриксон отмечает, что жизнь – это череда сменяющихся аспектов, и, если на одной ее стадии все проблемы были успешно решены, то и на последующих стадиях будет также.

    Ученый подробно анализирует эти процессы в своих книгах, посвященных выдающимся людям. В результате анализа этих биографий, он приходит к выводу, что именно в подростковом возрасте человек, оценивая все проблемы своего общества, делает выбор.

    Возникновение еще одной проблемы подросткового возраста Э. Эриксон видит в пробуждении у ребенка любви и ревности к родителям. Успех решения этой проблемы связан с поиском ребенком предмета своей любви среди сверстников. К физическому и психическому созреванию подростка в этот период добавляется и возникновение нового взгляда на вещи, на жизнь и самого себя. Особенностью психики становится интерес к мыслям, поступкам, чувствам и переживаниям окружающих подростка людей. На основании этого ребенок создает в своем воображении образы идеальной семьи, общества, религии, прототипов которых он не находит в окружающем его мире. Подростку кажется, что воплотить в жизнь идеал не труднее, чем придумать его. Таким образом, идентичность, по Э. Эриксону, заключается в самоопределении себя путем анализа социокультурных норм и ценностей других людей.[6]

    Продолжил развивать идеи Э. Эриксона американский психолог Дж. Марсиа Марша, который выделяет четыре типа развития идентичности у подростков:

    1. Неопределенная идентичность. У подростка еще не сформировались четкие убеждения и суждения.

    2. Предрешенная идентичность, когда на выбор жизненного пути влияют другие люди, чаще всего родители.

    3. Зрелая идентичность, которая заключается в переживании ребенком кризиса самоопределения и переходе к практической деятельности.

    Итак, большинство исследователей сходятся в том, что основное влияние на развитие личности оказывают социокультурные условия.

    Ж. Пиаже в своей концепции считает, что именно в подростковом возрасте происходит окончательное формирование личности, избирается программа всей жизни человека, что связано с развитием формального мышления. Следует отметить, что в этот период подросток определяет себя, как важное звено в спасении человечества и выстраивает план своей жизни в соответствии с этими представлениями. Но, наталкиваясь на препятствия общества и чувствуя свою зависимость от него, проходит ступень социализации. Это помогает ему адаптироваться и перейти к юношеству. Особенность мышления подростка в этот период заключается в построении гипотез, выдвижении предположений о том, что происходит в мире на данном этапе и что может произойти. Соответственно, он начинает задумывать о том, как можно изменить окружающий его мир.

    Работу в этом направлении продолжает американский психолог Д. Элкинд, который говорит о развитии у подростка способности к рефлексии, помогающей сформирование у него представлении о собственном мышлении и о мышлении другого человека. Но следует отметить, что в этом возрасте ребенок все-таки в большей степени заинтересован собой и своими ощущениями и переживаниями. И это представление он переносит на других людей, считая, что для них также как и для него важны его чувства, переживания и ощущения. В связи с этим Д. Элкинд вводит термин «воображаемая аудитория». Все это связано с проявлением эгоцентризма у подростков, которые пытаются предсказать реакцию других людей на него. Это понятие позволяет ученому объяснить следующие феномены подросткового поведения:

    - желание уединиться;

    - скрытность;

    - застенчивость;

    - трусость;

    - стыд;

    - агрессивность и т.п.

    В работах Д. Элкинда мы находим такое понятие, как «личный миф», под которым он понимает историю подростка, рассказанную самому себе о себе. Яркими примерами личных мифов служат личные дневники подростков. Именно в этот период многие из детей приходят к Богу, которого они считают своим доверенным лицом, обращаются к нему с просьбами, за поддержкой и помощью.

    Р. Энрайт в своих работах рассматривает такую особенность подросткового возраста, как сконцентрированность подростка на самом себе. На основании своих исследований он разрабатывает методику «Подростковый эгоцентризм-социоцентризм», которая позволяет проанализировать степень проявления аффективно-личностных компонентов эгоцентризма на протяжении всего подросткового периода.

    Обратимся к отечественной психологии. Вопросами подросткового возраста занимались Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович. Рассмотрим более подробно их теории.

    В культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и его школы прослеживаются новые тенденции в исследовании подросткового возраста. В основу периодизации психического развития Л.С. Выготский кладет объективные основания, позволяющие говорить об изменениях, происходящих в психическом развитии ребенка, и переходе его на новый уровень развития. В связи с этим он вводит понятия «психологическое новообразование» и «социальная ситуация развития». Под социальной ситуацией развития он понимает отношения ребенка и общества в определенный период. При исследовании переходов от периода к периоду можно выявить все внутренние противоречия развития. Проследить динамику психического развития возможно только анализируя социальную ситуацию развития.

    В своих работах Л.В. Выготский на первый план выдвигает проблему интересов переходного возраста, которую рассматривает в качестве ключа ко всем проблемам психологического развития ребенка. Стремления, влечения и интересы личности направляют все психические функции человека на каждой ступени его развития. В этот период у подростка влечения превращаются в интересы, старые интересы отмирают, формируется новая биологическая основа, которая становится базой для формирования новых интересов. В связи с этим Л.С. Выготский выделяет следующие группы основных интересов подростка и называет их доминантами:

    - эгоцентрическая доминанта, характеризующая интерес подростка к самому себе;

    - доминанта дали, которая отражает установку ребенка на огромные масштабы, представляющиеся ребенка наиболее приемлемыми;

    - доминанта усилия, проявляющаяся в сопротивлении, хулиганстве, упрямстве подростка;

    - доминанта романтики, заключающаяся в стремлении подростка к неизвестному, незнакомому, к приключениям и героизму.

    Л.С. Выготский обращает внимание на развитие мышления подростков. В этот период у ребенка проходит процесс образования понятий, который ведет к развитию интеллектуальной деятельности человека, помогает освоить новые формы поведения. Изменяется и содержание мышления. Образованные понятия позволяют подростку по-новому взглянуть на окружающих его людей, события, мир, самого себя, свои чувства и переживания, свой внутренний мир. Но следует отметить, что в подростковом возрасте ребенок все чаще начинает задумываться не только о своих чувствах и переживаниях, но и о внутреннем мире окружающих его людей.

    Для подросткового возраста характерно развитие логического мышления. Л.С. Выготский его называет «понятие в действии». Все изменения психологии подростка, его мировоззрения и личности связаны с интеллектуальным развитием. Основной функцией этого возраста становится функция, связанная с образованием понятий, а все остальные функции подстраиваются под нее и интеллектуализируются. Например, у ребенка в детском возрасте интеллект управляет функциями памяти, а у подростка наоборот, память управляет функциями интеллекта.

    Как отмечает ученый, в подростковом возрасте наблюдаются и существенные изменения воображения ребенка. На первый план выходит сфера фантазии, которая через понятия от наглядного переходит к воображаемому образу. Воображение раздваивается на субъективное и объективное. В фантазии находит отражение интимная сфера переживаний, которая представляется как субъективная форма мышления, как мышление только для себя. В этот период ребенок трепетно относится к своим фантазиям, они становятся тайной для всех окружающих. Подросток быстрее признается в каком-либо проступке, хулиганстве, чем кому бы то ни было расскажет о своих фантазиях. Но именно в них ребенок впервые начинает составлять свой жизненный план, выбирать свою жизненную позицию.

    Последним изменением подросткового возраста становится формирование личности, связанное с рефлексией и самосознанием. Рефлексия помогает подростку осознать не только себя, свой внутренний мир, но и других людей, их чувства и переживания. А развитие самосознания помогает в овладении способностью регулировать свои психические процессы и вообще свое поведение. Л.С. Выготский считает, что культурное содержание среды оказывает влияние на развитие самосознания.[7] А, следовательно, личность следует рассматривать как историческое образование, возникающее под влиянием особенностей, культуры и традиций того времени, в которое родился человек, живет, воспитывается и обучается.

    Исследования Л.С. Выготского продолжил А.Н. Леонтьев, который считал, что личность дважды переживает рождение. Появление полимотивированности и соподчинения действий представляют собой первое рождение личности. Возникновение сознательной личности он считал вторым ее рождением. Первое рождение связано с тем, что ребенок представляет собой объект, на который воздействует социальная среда, второе с тем, что он становится субъектом социальной среды. Подлинное же рождение личности ученый связывает с изменением хода всего дальнейшего психического развития. Наступает время, когда человеку необходимо постоянно совершенствовать себя, чтобы самоутверждаться и утверждать свою жизнь и жизненную позицию. В подростковом возрасте осознание себя как личности прямо пропорционально связано со становлением личности. А.Н. Леонтьев считает, что самосознание личности включает в себя не только знания о самом себе, но и знания о себе как участнике отношений, возникающих в обществе.

    Рассмотрим точку зрения на подростковый возраст Д.Б. Эльконина. Этот возраст, как и все остальные психологические возраста, он связывает с возникновением чего-то нового в развитии ребенка. В основе данных новообразований лежит ведущая деятельность прошлого периода. В ходе учебной деятельности ребенок становится направлен не только на мир, но и на самого себя. Окончание младшего школьного возраста ознаменовано появлением у ребенка новых возможностей и отсутствием представления о том, кто он и что он из себя представляет. Решить данную проблему помогает столкновение с действительностью. С началом подросткового возраста главной целью учебной деятельности становится самообразование и самосовершенствование.

    В этот период наблюдается негативизм по отношению ко взрослым, упрямство, безразличие к оценкам. Ребенку кажется, что все главное для него находится за стенами школы, поэтому он начинает прогуливать. Многие подростки начинают вести дневники, в которых они описывают свои тайные мысли и фантазии, высказывает свои сомнения и наблюдения. Таким образом ребенок пытается познать самого себя.

    Д.Б. Эльконин считал, что сначала подросток начинает меняться психически под влиянием учебной деятельности, а затем уже происходят физические изменения. Для этого периода для ребенка характерно сравнение себя со взрослыми. Не видя разницы, подросток хочет, чтобы его воспринимали как взрослого, уважали его мнение, права и взгляды. В связи с этим главным новообразованием этого возраста становится представление о себе как взрослом человека. И все это влечет за собой кризис подросткового возраста, так как ребенок требует ото всех считать себя взрослым, хочет быть взрослым, но чувства подлинной взрослости у него еще не сформировалось.

    В связи с этим Д.Б. Эльконин вводит понятия объективной и субъективной взрослости. Под объективной взрослостью он понимает готовность ребенка быть взрослым, принимать участие во взрослой жизни. Элементы такой взрослости мы обнаруживаем в разных сферах жизни ребенка. В интеллектуальной сфере он стремится самостоятельной усваивать знания, самообразовываться. Для социально-материальной сферы характерно стремление помочь взрослым, поддержать их, и в то же время отстоять собственные взгляды и права. Романтические отношения с лицами противоположного пола они хотят строить на свиданиях, вечеринках и танцах. Подростки стараются модно одеваться, говорить, используя модные словечки.

    В понятие «субъективной взрослости» Д.Б. Эльконин вкладывает возникновения у ребенка отношения к себе как взрослому. Подросток начинает требовать уважения, признания своей самостоятельности, пытается оградить от вмешательства взрослых некоторые сферы своей жизни, вырабатывает собственную линию поведения, пусть даже и не получая одобрения взрослых и сверстников.[8]

    Т.В. Драгунова продолжила исследования Д.Б. Эльконина и выделила следующие виды взрослости:

    1. Подражание внешним признакам взрослости. Ребенок начинает курить, играть в карты, употреблять алкоголь, нецензурно выражаться, модно одеваться, использовать косметику, украшения. Данные способы достижения взрослости являются не только самыми простыми, но и опасными. При их использовании происходит утрата познавательных интересов, складываются соответствующие жизненные ценности, появляются установки к веселому проведению времени.

    2. Равнение мальчиков-подростков на «настоящего мужчину». Они стремятся быть сильными, смелыми, мужественными, выносливыми, волевыми, верными в дружбе. Наблюдается интересный феномен у некоторых девочек, которые стремятся обладать качествами, веками принадлежавшими мужчинам.

    3. Социальная зрелость. Эта зрелость основана на сотрудничестве ребенка и взрослого в тех или иных видах деятельности. Ребенок выступает в качестве помощника взрослого. Чаще всего это можно наблюдать в трудных семьях, где ребенку приходится брать на себя обязанности взрослого. В таких условиях подростки быстро овладевают умениями взрослого: мальчики осваивают ремесло слесаря, столяра, в девочки – портнихи, повара. Эта зрелость является достаточно ценной, так как ребенок быстрее осознает свое Я, учится ценить чувства близких и родных ему людей.

    4. Интеллектуальная взрослость, которая характеризуется стремлением подростка по-настоящему научиться что-то делать или знать. Это позволяет развивать познавательную деятельность вне школы. Подростки стремятся посещать кружки, музеи, секции. В своем учении школьники начинают видеть смысл и в связи с этим стремятся к самообразованию.

    Таким образом, мы видим, что существует множество теорий, гипотез, рассматривающих периодизацию и особенности подросткового возраста. Они изучают подростковый возраст с разных точек зрения. Но все они сходятся в одном: подростковый возраст – самый сложный и трудный период жизни человека. Он сопровождается изменениями не только физической стороны человека, но и психической. И то как он будет протекать во многом зависит от окружающих подростка людей, от общества, где живет ребенок, и даже от климатических условий.


    [1] Коменский Я.А. - Переиздание. М.: Издательский Дом Ш. Амонашили, 2002. 224 с.

    [2] Руссо Ж.Ж. Избранные сочинения в трех томах. Т. 1, М.: Издательство «Государственное издательство художественной литературы», 1961. 851 с.

    [3] Холл С. История одной кучи песку // Холл С. Очерки по изучению ребенка. - Б. м.: Пучина, 1925. С.125-141

    [4] Минькова Е.С. Проблемы психологии отрочества и юности: история становления проблемы. М.: Издательство «Флинта», 2013, 210 с.

    [5] Бюлер Ш. Что такое пубертатный период? Педология юности. Сб статей.  М.-Л.: Гос. уч.-пед.  изд-во, 1931, С. 9-19

    [6] Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Э. Эриксон; общ.ред. и предисл. А.В. Толстых. – 2-е изд. – М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. 352 с.

    [7] Выготский Л.С. Педология подростка. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1931. 326 с.

    [8] Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация и выступление «Современные проблемы социально-психологической профилактики отклоняющегося или преддевиантного (девиантного) поведения. Изучение «трудных», «педагогически запущенных», «дезадаптивных» детей дошкольного возраста»

    Презентация и доклад  для педагогов-психологов, социальных педагогов по теме «Современные проблемы социально-психологической профилактики отклоняющегося или преддевиантного(девиантного) поведения...

    занятие по формированию социально-психологической готовности детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня к обучению в школе "Какой я?"

    Цель занятия: расширение представления ребенка о себе, обучение видению своих достонств, развитие дружеских чувств к участникам группы...

    КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

    Данная программа является системой коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения в речевом развитии, направлена  на коррекцию и развитие систем...

    ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Возраст 7 лет по своей психологической характеристике является первым сензитивным периодом для восприятия этических норм в силу появления самосознания и эмоциональной восприимчивости. Построенные таки...

    Социально-психологический проект с детьми старшего дошкольного возраста «Саморазвитие личности»

    Прект предназначен для социально-психологической работы с детьми старшего дошкольного возраста(6-7лет),для саморазвития личности ребенка ,развития индивидуальности,собственной значимости,а так же для ...

    Социально-психологический проект с детьми старшего дошкольного возраста «Саморазвитие личности»

    Прект предназначен для социально-психологической работы с детьми старшего дошкольного возраста(6-7лет),для саморазвития личности ребенка ,развития индивидуальности,собственной значимости,а так же для ...

    Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе

    Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...