Методики исследования социально – психологических качеств личности для детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал

Шахова Анна Владимировна

Предлагаемые способы и содержание диагностики социального развития определяются пониманием его сущности. Социальное развитие ребенка - это взаимосвязанные процессы социализации и индивидуализации. То есть, с одной стороны, это процесс усвоения социокультурного опыта в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме, а с другой - процесс развития сущностного Я ребенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной независимости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

Подбор методик исследования социально – психологических качеств личности для детей дошкольного возраста.

Название методики

Цель методики

Возраст респондентов

Время заполнения методики

Процедура подсчета результатов

Особые примечания

Методика

«Лесенка»

Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада), в семье.

С 3-7 лет

5 мин.

Ступенька 1 – завышенная самооценка, Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка, Ступенька 4 – заниженная самооценка, Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка, Ступенька 7– резко заниженная самооценка

Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами (7 ступеней). Ребенку предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты и т.д.

Методика

«Несуществующее животное»

Методика изучает личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.

С 6 лет

15 мин.

Имя, которое присвоил ребенок своему созданию, несет информацию о характере ребенка.

Необходимо проанализировать все детали рисунка, рассмотреть полученные результаты и свести их в одно целое. Полноценный психологический портрет невозможно составить с помощью одного теста, но именно рисуночная методика выявляет дезадаптацию ребенка в обществе. 

Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием.

Методика

«Автопортрет»

Методика направлена на изучение личностных, индивидуально-типологических особенностей ребенка, самовосприятия (представления о себе, своей внешности), самопрезентации человека; его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.

С 6-7 лет

15-20 мин.

В процессе интерпретации «схемы тела» можно судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим и психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут определенный смысл, каким образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его конфликты, компенсации и социальные установки. Интерпретация результатов проводится по 14 признакам.

Ребенку предлагается на чистом белом листе бумаги нарисовать свой портрет

Методика Цветовой тест Люшера

Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям

С 3-5 лет

10-15 мин.

Оценка результатов:

  • 4 балла – в начале ряда синий, желтый, фиолетовый цвета. Черный, серый, коричневый – в конце ряда. Благоприятное эмоциональное состояние.
  • 3 балла – допускаются красный и зеленый цвета на первых позициях. Смещение серого и коричневого в середину ряда. Удовлетворительное эмоциональное состояние.
  • 2 балла – смещение черного в середину ряда. Синий желтый, фиолетовый – на последних позициях. Эмоциональное состояние ребенка неудовлетворительное – требуется помощь психолога, педагога.
  • 1 балл – черный и серый в начале ряда; ребенок отказывается от выполнения. Ребенок находится в кризисном состоянии, требуется помощь специалистов (психолога, психотерапевта).

Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды.

Методика

«Аппликация»

Диагностика психоэмоционального состояния. Диагностика психологического климата в семье.

Это дидактическое средство для развития пространственного мышления, мелкой моторики руки, следовательно, развитие речи и интеллекта.

С 3-5 лет

От 2 мин. до 20 мин.  

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомят с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

Ребенку предлагают вырезать из цветной бумаги фигурки и изобразить по средствам аппликации себя или (и) свою семью.           Могут предлагаться для выбора уже готовые, но разнообразные по цвету и форме фигуры.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических качеств личности у детей дошкольного возраста через изучение культуры казачества"

Актуальность опыта обусловлена живым научным и общественным интересом к возрождению и становлению казачества как своеобразному феномену многовековой истории Российского государства. По наследству нам ...

Важные аспекты формирования нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста.

В статье затронута тема формирования у детей морально-нравственных качеств личности. А так же в легкой и понятной форме рассказывается о развитии личностных качеств дошкольников на разных возрастных э...

Методическая разработка « Актуальность использования сказкотерапии для формирования нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО»

Аннотация к методической разработке: « Актуальность использования сказкотерапии для формирования нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО».  Данна...

Подбор игр и/или упражнений, направленных на развитие социально – психологических качеств личности для детей дошкольного возраста

Подбор игр и/или упражнений, направленных на развитие социально – психологических качеств личности для детей дошкольного возраста...

Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста

Независимо от того, что ребенок и взрослый выбирают для своих занятий, основная цель использования изотерапии всегда одна и та же: помочь ребенку начать осознавать себя и свое существование в мире....

Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста

Для благоприятных условий формирования креативных качеств личности эффективно используется сказкотерапия. Сказкотерапию проводить лучше в отдельном небольшом помещении, хорошо освещенном. В...

Использование арттерапии в процессе формирования креативных качеств личности у детей дошкольного возраста

Для благоприятных условий формирования креативных качеств личности эффективно используется сказкотерапия....