Главные вкладки

    Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по теме «Овощи. Фрукты»
    картотека (средняя группа) на тему

    Белоусова Инна Владимировна

    Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по темам «Овощи. Фрукты»

     

    Предлагается картотека, содержащая подвижные игры (физкультминутки) и пальчиковую гимнастику.

    Возрастная категория: вторая младшая и средняя группы.

    Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.

    Темы календарно-тематического планирования (для которых предлагается данная картотека): «Овощи. Огород», «Фрукты. Сад».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

      Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики

    по теме

    «Овощи. Фрукты»

    Возрастная категория: вторая младшая и средняя группы.

    Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.

    Темы календарно-тематического планирования (для которых предлагается данная картотека): «Овощи. Огород», «Фрукты. Сад».

    Подвижные игры и пальчиковая гимнастика по теме «Овощи. Огород».

    Подвижные игры (физкультминутки).

    «Урожай».

    В огород пойдем,

    Урожай соберем.

    (Маршировать на месте.)

    Мы морковки натаскаем

    («Таскают». Изображать, как вытаскивают из земли морковь.)

    И картошки накопаем.

    («Копают». Изображать, как копают.)

    Срежем мы кочан капусты,

    («Срезают». Изображать, как срезают у земли кочан.)

    Круглый, сочный, очень вкусный,

    (Показывают круг руками — 3 раза.)

    Щавеля нарвем немножко

    («Рвут». Изображать, как рвут щавель.)

    И вернемся по дорожке.

    (Маршировать на месте.)

    Н.В. Нищева

    «Овощи»

    Как-то вечером на грядке

    Репа, свекла, редька, лук

    Поиграть решили в прятки,

    Но сначала встали в круг.

    (Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга — водящий с завязанными глазами.)

    Рассчитались четко тут же:

    Раз, два, три, четыре, пять.

    (Останавливаются, крутят водящего.)

    Прячься лучше, прячься глубже,

    Ну а ты иди искать.

    (Разбегаются, приседают, водящий ищет.)

    Н.В. Нищева

    «Сеял дедушка горох»

    Сеял дедушка горох.

    (Стоят лицом в круг. Совершают ритмичные прыжки на носках, руки на поясе.)

    Был горох совсем неплох.

    (Попеременно топают ногами на месте.)

    Круглый, звонкий,

    Желтый, гладкий,

    Очень ровный, очень сладкий.

    (Ребенок – «дед», стоящий внутри круга, совершает эти же движения.

    Приседают.)

    Вдруг упал мешок с горохом.

    (Совершая подскоки, дети разбегаются по группе.)

    Бедный дедушка заохал.

    Был горох, и на тебе –

    Раскатился по избе!

    На слове «избе» ребенок – «дед» начинает пятнать детей. Каждый вновь запятнанный ребенок присоединяется к цепочке «горошин», которые выстраиваются за «дедом». «Дед» должен собрать весь «горох».

    В конце дети образуют круг. Стоят лицом в круг. Совершают ритмичные прыжки на носках, руки на поясе.

    Н.В. Нищева

    «Корзина с овощами» 

    С большой корзиной иду в огород

    На грядках растет разноцветный народ.

    (Дети идут по кругу, взявшись за руки)

    Тут красный, пузатый сеньор помидор.

    А там кабачок, оседлавший забор.

    Румяный редис принакрылся листком.

    Зеленый лучок дружно всходит рядком.

    Как солнышко желтая репка горит.

    И с черною редькой, смеясь, говорит.

    Лиловый атласный висит баклажан.

    Он здесь словно гость из диковинных стран.

    Вот рыжей лисицей крадется морковка.

    А тут чеснока две седые головки.

    И сочный, кудрявый, хрустящий салат.

    (Останавливаются лицом в круг, загибают по одному пальцу сначала на левой, потом – на правой,  на каждое название овощей)

    Все дружно в корзине горою лежат.

    (Вновь идут по кругу, взявшись за руки)

    Н.В. Нищева

    «Зайка и капуста»

    Тень-тень-потетень,

    В огороде-то плетень.

    За плетнем капуста,

    Сладкая до хруста.

    Зайкам хочется капусты,

    В животе голодном пусто.

    Зайки – прыг в огород,

    А там сторож у ворот.

    Убегайте, зайки, прочь,

    Вы должны себе помочь.

    Раз, два, три,

    Зайчишек лови.

    (В центре группы стоит ребенок – «сторож». Он прикладывает руки к глазам, как бинокль. Дети – «зайки» прыгают по группе. «Зайки» прыжками приближаются к «сторожу», прыгают вокруг него, дразнят. На слово «лови» «сторож» кидается ловить «зайчат». Дети убегают за линию в конце группы.)

    Н.В. Нищева

    Пальчиковая гимнастика.

    «Овощи»

    Я – зеленая капуста,

    (Руки перед собой образуют круг.)

    Без меня в кастрюле пусто.

    (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

    Листья снимите с меня,

    И останусь только я!

    (Разводим руки в сторону.)

    О.И. Крупенчук

    «Урожай»

    Осень в гости к нам идет,

    Урожай с собой несет:

    (Попеременно: хлопки, удары кулачками.)

    Капусту круглую,

    (Локти развести в стороны. Пальцы обеих рук соединить подушечками в форме шара (капуста).)

    Картошку смуглую,

    (Сжать обе руки в кулаки (картошка).)

    Морковку сладкую,

    (Собрать пальцы правой руки вместе, а большой палец спрятать. Пальцы направлены вниз.)

    Свеколку гладкую.

    (Соединить пальцы правой руки подушечками и слегка округлить (свекла).)

    Е.А. Савельева

    «У Лариски — две редиски»

    У Лариски — Две редиски.

    У Алешки — Две картошки.

    У Сережки-сорванца — Два зеленых огурца.

    А у Вовки — Две морковки.

    Да еще у Петьки - Две хвостатых редьки.

    (По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.)

    В. Волина

    «Овощи».

    Раз – капуста, два – горошек,

    Три – редис такой хороший.

    А четыре – репка

    Желтый мячик крепкий.

    Пять – пузатый кабачок,

    Все зажали в кулачок.

    (На каждое название овоща загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с большого.)

    Н.В. Нищева

    «Приглашаем в огород»

    Приглашаем народ:

    (Сделать руками жест «к себе».)

    Заходите в огород!

    (Развести руки в стороны перед собой.)

    Проходите между гряд -

    (Указательные и средние пальцы обеих рук, как ножки, «шагают» по столу.)

    Там огурчики лежат,

    (Изобразить огурец, для этого сложить пальцы в форме овала.)

    Помидоры висят,

    Прямо в рот хотят.

    (Изобразить помидор, для этого сложить пальцы в форме круга.)

    Рядом зреет репка

    Ни густа, ни редка.

    (Изобразить репу, для этого сложить пальцы в форме сердечка.)

    Наберем мы овощей

    (Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи.)

    Для себя и для друзей.

    (Показать рукой на себя, потом на окружающих.)

    О.А. Новиковская

    «Капуста»

    Тук. Тук. Тук.

    Раздается в доме стук.

    Мы капусту нарубили,

    (Ритмичные удары ребром ладони по столу.)

    Перетерли,

    (Ладошки трутся друг о друга.)

    Посолили,

    (Указательный и средний пальцы трутся большой.)

    И набили плотно в кадку.

    (Удары обеими руками по столу.)

    Все теперь у нас в порядке.

    (Отряхивают руки.)

    Н.В. Нищева

    «Капуста»

    Что за скрип? Что за хруст?

    (Потереть кулак о кулак.)

    Это что еще за куст?

    (Изобразить куст капусты: соединить ладони в области запястья вместе, пальцы раздвинуть.)

    Как же быть без хруста?

    (Потереть ладонь о ладонь.)

    Если я – капуста!

    (Изобразить кочан капусты: левую руку сжать в кулак, а правой ладонью его обхватить.)

    Летом жарко, летом душно -

    (Обмахивать себя руками, как веером.)

    Просит дождика капуста.

    (Пальцами обеих рук (поочередно) стучать по столу, изображая дождь.)

    О.А. Новиковская

    «Морковка»

    Красный нос в землю врос,

    (Изобразить морковку: собрать пальцы правой руки вместе, а большой  палец спрятать. Пальцы направлены вниз.)

    А над ним зеленый хвост.

    (Изобразить ботву морковки: к правой кисти сверху приставить левую с растопыренными пальцами.)

    Нам зеленый хвост не нужен,

    Нужен только красный нос.

    (Убрать левую кисть, изображающую ботву, оставить только саму «морковку.)

    О.А. Новиковская

    «Картошка»

    И зелен, и густ

    На грядке куст.

    (Изобразить куст картошки: показать левую кисть с растопыренными пальцами.)

    Покапай немножко,

    Правой ладонью изобразить лопату, которой подкапывают «куст».)

    Под кустом – картошка.

    (Изобразить клубни картофеля: сжать кулаки.)

    О.А. Новиковская

    Подвижные игры и пальчиковая гимнастика по теме «Фрукты. Сад».

    Подвижные игры (физкультминутки).

    «Ежик и барабан».

    С барабаном ходит ежик,       Бум-бум-бум!

    Целый день играет ежик,       Бум-бум-бум!

    (Маршируют по кругу, изображая игру на барабане.)

    С барабаном за плечами,       Бум-бум-бум!

    Ежик в сад забрел случайно, Бум-бум-бум!

    (Идут по кругу, спрятав руки за спину.)

    Очень яблоки любил он,        Бум-бум-бум!

    (То одной, то другой рукой подносят ко рту воображаемое яблоко.)

    Барабан в саду забыл он,       Бум-бум-бум.

    (Останавливаются, разводят руками.)

    Ночью яблоки срывались,     Бум-бум-бум.

    (Руки на поясе, прыжки на месте.)

    И удары раздавались,            Бум-бум-бум.

    (Прыжки.)

    Зайцы здорово струхнули,    Бум-бум-бум!

    Глаз до зорьки не сомкнули, Бум-бум-бум!

    (Делают «ушки» из ладошек, медленно приседают, сидят, дрожат, закрывают глаза руками.)

    Н.В. Нищева

    «Апельсин»

    Мы делили апельсин.

    Много нас, а он один.

    (Идут по кругу взявшись за руки.)

    Это долька – для ежа.

    Это долька – для стрижа.

    Это долька – для утят.

    Это долька – для котят.

    Это долька – для бобра.

    (Останавливаются лицом в круг.

    Загибают по одному пальцу, начиная с большого, на каждое название животного.)

    А для волка – кожура.

    (Изображают пасть волка двумя руками.)

    Он сердит на нас – беда!!!

    (Приседают. Закрывают голову руками.)

    Разбегайся, кто куда!

    (Разбегаются.)

    Н.В. Нищева

    Пальчиковая гимнастика.

    «Сад».

    Сад забором оградили,

    (Изобразить забор: сложить ладони вместе так, чтобы пальцы одной ладони оказались между пальцами другой.)

    Чтоб деревья дольше жили.

    (Изобразить деревья обеими руками (ладони расположить вертикально, кончиками пальцев вверх, пальцы растопырить) и слегка ими покачивать.)

    Чтобы в садик с улицы

    (Развести руки перед собой, изображая улицу.)

    Не ходили курицы

    (Обеими руками изобразить «Петушка» (указательный палец касается большого – получается «клюв», остальные пальцы веером подняты вверх – это «гребешок»).)

    О.А. Новиковская

    «Мы весной сажали сад».

    Мы весной сажали сад,

    (Изобразить деревья обеими руками (ладони расположить вертикально, кончиками пальцев вверх, пальцы растопырить) и слегка ими покачивать.)

    А Семен лежал у гряд.

    (Положить ладони под щеку.)

    Вот мы яблоки едим,

    (Поднести ко рту «яблоко» - сложенные вместе два кулака, пощелкать зубами.)

    А Семену не дадим.

    (Погрозить указательным пальцем.)

    Нам лентяев здесь не надо -

    (Помахать кистями рук перед грудью из стороны в сторону.)

    Выходи Семен из сада!

    (Одновременно махнуть кистями обеих рук в направлении от себя.)

    О.А. Новиковская

    «Солнышко».

    Я рисую желтый круг -

    (Правым указательным пальцем «нарисовать» в воздухе круг.)

    Много палочек вокруг.

    (Показать указательные пальцы.)

    Это солнышко сияет -

    (Скрестить руки на уровне запястий, пальцы растопырить, словно это солнечные лучи.)

    Дом

    (Соединить руки у себя над головой так, чтобы получилась «крыша».)

    И сад наш согревает.

    (Изобразить деревья обеими руками (ладони расположить вертикально, кончиками пальцев вверх, пальцы растопырить) и слегка ими покачивать.)

    О.А. Новиковская

    «Фрукты».

    Желтый – желтый наш лимон,

    (Одноименные пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

    Кислым соком брызжет он.

    (Пальцы резко разводим в стороны.)

    В чай его положим

    (Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».)

    Вместе с желтой кожей.

    (Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».)

    О.И. Крупенчук

    «Собираем фрукты».

    Я не бью баклуши -

    Собираю груши!

    (Левая рука полукругом перед грудью – «корзина», правая – «рвет груши с дерева и кладет в корзину».)

    Яблоки сорву – друга позову

    (Смена рук.)

    Чищу я банан -

    (Левая рука «держит банан», правая – «чистит банан».)

    Другу тоже дам!

    (Протянуть руку вперед с бананом.)

    О.И. Крупенчук

    «Компот»

    Будем мы варить компот,

    Фруктов нужно много, вот.

    (Левую ладошку сложить «ковшиком», а указательным пальцем правой руки «размешивать в ней».)

    Будем яблоки крошить,

    Грушу будем мы рубить,

    Отожмем лимонный сок,

    Слив положим и сахарный песок.

    (Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках.)

    Варим, варим мы компот.

    Угостим честной народ.

    (Опять «варить» и «размешивать».)

    Н.В. Нищева

    «Фрукты».

    Вот на белом блюдце в ряд

    Фрукты спелые лежат:

    Раз – чудесный апельсин,

    Два – душистый мандарин,

    Три – в атласном платье слива,

    Аппетитна и красива!

    А четыре – это груша.

    Хочешь эту грушу скушать?

    (Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших пальцев, на каждое название фрукта.)

    Н.В. Нищева

    «Арбуз».

    Посмотрите, вырос мяч!

    (Левой рукой обхватить правый кулак.)

    Только он не мчится вскачь,

    (Совершать руками движения вверх-вниз, как скачет мяч.)

    На бахче он у меня

    (Положить кисти на стол.)

    И растет день ото дня

    (Постепенно раздвигать пальцы и перевести их в позу «Шарик» (кисти соединены на уровне запястья, пальцы растопырены, округлены.)

    О.А. Новиковская

    «Яблоко».

    Круглое, румяное

    (Изобразить яблоко: соединить два кулака вместе.)

    Растет оно на ветке.

    (Изобразить деревья обеими руками (ладони расположить вертикально, кончиками пальцев вверх, пальцы растопырить) и слегка ими покачивать.)

    Любят его взрослые

    (Поднять руки вверх.)

    И маленькие дети.

    (Опустить руки вниз, ладони держать параллельно полу.)

    О.А. Новиковская

    Список литературы:

    1. Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М., 2014. – 16 с.
    2. Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. – СПБ, 2015 – 32 с.
    3. Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Средняя группа детского сада. – СПБ, 2015 – 32 с.
    4. Нищева, Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР.- СПб., 2007.-240 с.
    5. Нищева, Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)). – СПб. , 2013. – 624 с.
    6. Новиковская, О. А. Ломашни йлогопед. Чистоговорки, скороговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи / О. Новиковская. – М.: 2015. – 96 с.
    7. Савельева, Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. – СПб. , 2013. – 64 с.

    Составила: Воспитатель МАДОУ №4 «Детский сад комбинированного вида», Белоусова Инна Владимировна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пальчиковые игры на тему «Овощи и фрукты»

    Пальчиковые игры на тему «Овощи и фрукты»...

    Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по теме «Овощи. Фрукты»

    Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по теме «Овощи. Фрукты»...

    Картотека игр экологического содержания на тему: «Овощи и фрукты»

                                                          ...

    Картотека игр экологического содержания для детей раннего возраста на тему "Овощи и фрукты"

    Здравствуйте, уважаемые коллеги!Я хочу предложить Вашему вниманию картотеку игр экологического содержания, которую я составила на основе дидактических пособий и игр, которые я изготовила самосто...

    Итоговое развлечение по теме "Овощи и фрукты" младшая группа "Овощи и фрукты - полезные продукты"

    Развлечение в младшей группе«Овощи и фрукты – полезные продукты» Цель: Закрепить знания детей об овощах и фруктах.Задачи:Образовательные:o      Уточнить...