Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по теме «Овощи. Фрукты»
картотека (средняя группа) на тему

Белоусова Инна Владимировна

Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по темам «Овощи. Фрукты»

 

Предлагается картотека, содержащая подвижные игры (физкультминутки) и пальчиковую гимнастику.

Возрастная категория: вторая младшая и средняя группы.

Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.

Темы календарно-тематического планирования (для которых предлагается данная картотека): «Овощи. Огород», «Фрукты. Сад».

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики

по теме

«Овощи. Фрукты»

Возрастная категория: вторая младшая и средняя группы.

Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.

Темы календарно-тематического планирования (для которых предлагается данная картотека): «Овощи. Огород», «Фрукты. Сад».

Подвижные игры и пальчиковая гимнастика по теме «Овощи. Огород».

Подвижные игры (физкультминутки).

«Урожай».

В огород пойдем,

Урожай соберем.

(Маршировать на месте.)

Мы морковки натаскаем

(«Таскают». Изображать, как вытаскивают из земли морковь.)

И картошки накопаем.

(«Копают». Изображать, как копают.)

Срежем мы кочан капусты,

(«Срезают». Изображать, как срезают у земли кочан.)

Круглый, сочный, очень вкусный,

(Показывают круг руками — 3 раза.)

Щавеля нарвем немножко

(«Рвут». Изображать, как рвут щавель.)

И вернемся по дорожке.

(Маршировать на месте.)

Н.В. Нищева

«Овощи»

Как-то вечером на грядке

Репа, свекла, редька, лук

Поиграть решили в прятки,

Но сначала встали в круг.

(Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга — водящий с завязанными глазами.)

Рассчитались четко тут же:

Раз, два, три, четыре, пять.

(Останавливаются, крутят водящего.)

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну а ты иди искать.

(Разбегаются, приседают, водящий ищет.)

Н.В. Нищева

«Сеял дедушка горох»

Сеял дедушка горох.

(Стоят лицом в круг. Совершают ритмичные прыжки на носках, руки на поясе.)

Был горох совсем неплох.

(Попеременно топают ногами на месте.)

Круглый, звонкий,

Желтый, гладкий,

Очень ровный, очень сладкий.

(Ребенок – «дед», стоящий внутри круга, совершает эти же движения.

Приседают.)

Вдруг упал мешок с горохом.

(Совершая подскоки, дети разбегаются по группе.)

Бедный дедушка заохал.

Был горох, и на тебе –

Раскатился по избе!

На слове «избе» ребенок – «дед» начинает пятнать детей. Каждый вновь запятнанный ребенок присоединяется к цепочке «горошин», которые выстраиваются за «дедом». «Дед» должен собрать весь «горох».

В конце дети образуют круг. Стоят лицом в круг. Совершают ритмичные прыжки на носках, руки на поясе.

Н.В. Нищева

«Корзина с овощами» 

С большой корзиной иду в огород

На грядках растет разноцветный народ.

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

Тут красный, пузатый сеньор помидор.

А там кабачок, оседлавший забор.

Румяный редис принакрылся листком.

Зеленый лучок дружно всходит рядком.

Как солнышко желтая репка горит.

И с черною редькой, смеясь, говорит.

Лиловый атласный висит баклажан.

Он здесь словно гость из диковинных стран.

Вот рыжей лисицей крадется морковка.

А тут чеснока две седые головки.

И сочный, кудрявый, хрустящий салат.

(Останавливаются лицом в круг, загибают по одному пальцу сначала на левой, потом – на правой,  на каждое название овощей)

Все дружно в корзине горою лежат.

(Вновь идут по кругу, взявшись за руки)

Н.В. Нищева

«Зайка и капуста»

Тень-тень-потетень,

В огороде-то плетень.

За плетнем капуста,

Сладкая до хруста.

Зайкам хочется капусты,

В животе голодном пусто.

Зайки – прыг в огород,

А там сторож у ворот.

Убегайте, зайки, прочь,

Вы должны себе помочь.

Раз, два, три,

Зайчишек лови.

(В центре группы стоит ребенок – «сторож». Он прикладывает руки к глазам, как бинокль. Дети – «зайки» прыгают по группе. «Зайки» прыжками приближаются к «сторожу», прыгают вокруг него, дразнят. На слово «лови» «сторож» кидается ловить «зайчат». Дети убегают за линию в конце группы.)

Н.В. Нищева

Пальчиковая гимнастика.

«Овощи»

Я – зеленая капуста,

(Руки перед собой образуют круг.)

Без меня в кастрюле пусто.

(Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)

Листья снимите с меня,

И останусь только я!

(Разводим руки в сторону.)

О.И. Крупенчук

«Урожай»

Осень в гости к нам идет,

Урожай с собой несет:

(Попеременно: хлопки, удары кулачками.)

Капусту круглую,

(Локти развести в стороны. Пальцы обеих рук соединить подушечками в форме шара (капуста).)

Картошку смуглую,

(Сжать обе руки в кулаки (картошка).)

Морковку сладкую,

(Собрать пальцы правой руки вместе, а большой палец спрятать. Пальцы направлены вниз.)

Свеколку гладкую.

(Соединить пальцы правой руки подушечками и слегка округлить (свекла).)

Е.А. Савельева

«У Лариски — две редиски»

У Лариски — Две редиски.

У Алешки — Две картошки.

У Сережки-сорванца — Два зеленых огурца.

А у Вовки — Две морковки.

Да еще у Петьки - Две хвостатых редьки.

(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках.)

В. Волина

«Овощи».

Раз – капуста, два – горошек,

Три – редис такой хороший.

А четыре – репка

Желтый мячик крепкий.

Пять – пузатый кабачок,

Все зажали в кулачок.

(На каждое название овоща загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с большого.)

Н.В. Нищева

«Приглашаем в огород»

Приглашаем народ:

(Сделать руками жест «к себе».)

Заходите в огород!

(Развести руки в стороны перед собой.)

Проходите между гряд -

(Указательные и средние пальцы обеих рук, как ножки, «шагают» по столу.)

Там огурчики лежат,

(Изобразить огурец, для этого сложить пальцы в форме овала.)

Помидоры висят,

Прямо в рот хотят.

(Изобразить помидор, для этого сложить пальцы в форме круга.)

Рядом зреет репка

Ни густа, ни редка.

(Изобразить репу, для этого сложить пальцы в форме сердечка.)

Наберем мы овощей

(Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть» в него воображаемые овощи.)

Для себя и для друзей.

(Показать рукой на себя, потом на окружающих.)

О.А. Новиковская

«Капуста»

Тук. Тук. Тук.

Раздается в доме стук.

Мы капусту нарубили,

(Ритмичные удары ребром ладони по столу.)

Перетерли,

(Ладошки трутся друг о друга.)

Посолили,

(Указательный и средний пальцы трутся большой.)

И набили плотно в кадку.

(Удары обеими руками по столу.)

Все теперь у нас в порядке.

(Отряхивают руки.)

Н.В. Нищева

«Капуста»

Что за скрип? Что за хруст?

(Потереть кулак о кулак.)

Это что еще за куст?

(Изобразить куст капусты: соединить ладони в области запястья вместе, пальцы раздвинуть.)

Как же быть без хруста?

(Потереть ладонь о ладонь.)

Если я – капуста!

(Изобразить кочан капусты: левую руку сжать в кулак, а правой ладонью его обхватить.)

Летом жарко, летом душно -

(Обмахивать себя руками, как веером.)

Просит дождика капуста.

(Пальцами обеих рук (поочередно) стучать по столу, изображая дождь.)

О.А. Новиковская

«Морковка»

Красный нос в землю врос,

(Изобразить морковку: собрать пальцы правой руки вместе, а большой  палец спрятать. Пальцы направлены вниз.)

А над ним зеленый хвост.

(Изобразить ботву морковки: к правой кисти сверху приставить левую с растопыренными пальцами.)

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(Убрать левую кисть, изображающую ботву, оставить только саму «морковку.)

О.А. Новиковская

«Картошка»

И зелен, и густ

На грядке куст.

(Изобразить куст картошки: показать левую кисть с растопыренными пальцами.)

Покапай немножко,

Правой ладонью изобразить лопату, которой подкапывают «куст».)

Под кустом – картошка.

(Изобразить клубни картофеля: сжать кулаки.)

О.А. Новиковская

Подвижные игры и пальчиковая гимнастика по теме «Фрукты. Сад».

Подвижные игры (физкультминутки).

«Ежик и барабан».

С барабаном ходит ежик,       Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик,       Бум-бум-бум!

(Маршируют по кругу, изображая игру на барабане.)

С барабаном за плечами,       Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно, Бум-бум-бум!

(Идут по кругу, спрятав руки за спину.)

Очень яблоки любил он,        Бум-бум-бум!

(То одной, то другой рукой подносят ко рту воображаемое яблоко.)

Барабан в саду забыл он,       Бум-бум-бум.

(Останавливаются, разводят руками.)

Ночью яблоки срывались,     Бум-бум-бум.

(Руки на поясе, прыжки на месте.)

И удары раздавались,            Бум-бум-бум.

(Прыжки.)

Зайцы здорово струхнули,    Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули, Бум-бум-бум!

(Делают «ушки» из ладошек, медленно приседают, сидят, дрожат, закрывают глаза руками.)

Н.В. Нищева

«Апельсин»

Мы делили апельсин.

Много нас, а он один.

(Идут по кругу взявшись за руки.)

Это долька – для ежа.

Это долька – для стрижа.

Это долька – для утят.

Это долька – для котят.

Это долька – для бобра.

(Останавливаются лицом в круг.

Загибают по одному пальцу, начиная с большого, на каждое название животного.)

А для волка – кожура.

(Изображают пасть волка двумя руками.)

Он сердит на нас – беда!!!

(Приседают. Закрывают голову руками.)

Разбегайся, кто куда!

(Разбегаются.)

Н.В. Нищева

Пальчиковая гимнастика.

«Сад».

Сад забором оградили,

(Изобразить забор: сложить ладони вместе так, чтобы пальцы одной ладони оказались между пальцами другой.)

Чтоб деревья дольше жили.

(Изобразить деревья обеими руками (ладони расположить вертикально, кончиками пальцев вверх, пальцы растопырить) и слегка ими покачивать.)

Чтобы в садик с улицы

(Развести руки перед собой, изображая улицу.)

Не ходили курицы

(Обеими руками изобразить «Петушка» (указательный палец касается большого – получается «клюв», остальные пальцы веером подняты вверх – это «гребешок»).)

О.А. Новиковская

«Мы весной сажали сад».

Мы весной сажали сад,

(Изобразить деревья обеими руками (ладони расположить вертикально, кончиками пальцев вверх, пальцы растопырить) и слегка ими покачивать.)

А Семен лежал у гряд.

(Положить ладони под щеку.)

Вот мы яблоки едим,

(Поднести ко рту «яблоко» - сложенные вместе два кулака, пощелкать зубами.)

А Семену не дадим.

(Погрозить указательным пальцем.)

Нам лентяев здесь не надо -

(Помахать кистями рук перед грудью из стороны в сторону.)

Выходи Семен из сада!

(Одновременно махнуть кистями обеих рук в направлении от себя.)

О.А. Новиковская

«Солнышко».

Я рисую желтый круг -

(Правым указательным пальцем «нарисовать» в воздухе круг.)

Много палочек вокруг.

(Показать указательные пальцы.)

Это солнышко сияет -

(Скрестить руки на уровне запястий, пальцы растопырить, словно это солнечные лучи.)

Дом

(Соединить руки у себя над головой так, чтобы получилась «крыша».)

И сад наш согревает.

(Изобразить деревья обеими руками (ладони расположить вертикально, кончиками пальцев вверх, пальцы растопырить) и слегка ими покачивать.)

О.А. Новиковская

«Фрукты».

Желтый – желтый наш лимон,

(Одноименные пальцы соединяются подушечками – показываем лимон.)

Кислым соком брызжет он.

(Пальцы резко разводим в стороны.)

В чай его положим

(Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай».)

Вместе с желтой кожей.

(Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай».)

О.И. Крупенчук

«Собираем фрукты».

Я не бью баклуши -

Собираю груши!

(Левая рука полукругом перед грудью – «корзина», правая – «рвет груши с дерева и кладет в корзину».)

Яблоки сорву – друга позову

(Смена рук.)

Чищу я банан -

(Левая рука «держит банан», правая – «чистит банан».)

Другу тоже дам!

(Протянуть руку вперед с бананом.)

О.И. Крупенчук

«Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много, вот.

(Левую ладошку сложить «ковшиком», а указательным пальцем правой руки «размешивать в ней».)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и сахарный песок.

(Загибать пальчики, начиная с большого, на обеих руках.)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(Опять «варить» и «размешивать».)

Н.В. Нищева

«Фрукты».

Вот на белом блюдце в ряд

Фрукты спелые лежат:

Раз – чудесный апельсин,

Два – душистый мандарин,

Три – в атласном платье слива,

Аппетитна и красива!

А четыре – это груша.

Хочешь эту грушу скушать?

(Загибают по одному пальцу на обеих руках, начиная с больших пальцев, на каждое название фрукта.)

Н.В. Нищева

«Арбуз».

Посмотрите, вырос мяч!

(Левой рукой обхватить правый кулак.)

Только он не мчится вскачь,

(Совершать руками движения вверх-вниз, как скачет мяч.)

На бахче он у меня

(Положить кисти на стол.)

И растет день ото дня

(Постепенно раздвигать пальцы и перевести их в позу «Шарик» (кисти соединены на уровне запястья, пальцы растопырены, округлены.)

О.А. Новиковская

«Яблоко».

Круглое, румяное

(Изобразить яблоко: соединить два кулака вместе.)

Растет оно на ветке.

(Изобразить деревья обеими руками (ладони расположить вертикально, кончиками пальцев вверх, пальцы растопырить) и слегка ими покачивать.)

Любят его взрослые

(Поднять руки вверх.)

И маленькие дети.

(Опустить руки вниз, ладони держать параллельно полу.)

О.А. Новиковская

Список литературы:

  1. Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. – М., 2014. – 16 с.
  2. Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Младшая группа детского сада. – СПБ, 2015 – 32 с.
  3. Крупенчук, О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Средняя группа детского сада. – СПБ, 2015 – 32 с.
  4. Нищева, Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР.- СПб., 2007.-240 с.
  5. Нищева, Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)). – СПб. , 2013. – 624 с.
  6. Новиковская, О. А. Ломашни йлогопед. Чистоговорки, скороговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи / О. Новиковская. – М.: 2015. – 96 с.
  7. Савельева, Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. – СПб. , 2013. – 64 с.

Составила: Воспитатель МАДОУ №4 «Детский сад комбинированного вида», Белоусова Инна Владимировна