Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников. Мнемотаблицы: от простого к сложному.
материал на тему

Стрепетова Елена Валентиновна

Информация из опыта работы на тему:  педагогическая  технология как мнемотехника и её роли в речевом развитии дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotablitsy_ot_prostogo_k_slozhnomu.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

Информация из опыта работы на тему:

«Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников.

Мнемотаблицы: от простого к сложному.

В настоящее время  в практике воспитателей ДОУ  появилось множество  педагогических технологий, таких как : Триз технология, Мнемотехника, блоки  Дьёныша, палочки  Кюизинера, интерактивные игры. На  самом деле все эти технологии не так уж и новы. В некоторых дошкольных учреждениях  они являются  традиционными. Так, в нашем Учреждении педагоги используют  все эти технологии.  Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу рассказать вам  о такой педагогической  технологии как мнемотехника и её роли в речевом развитии дошкольников.

«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней, чиста , нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!».  

   В  настоящее  время   проблема   развития  речи   становится  особенно  значимой.  Главной  и  отличительной  чертой  современного общества  является  подмена  живого  человеческого  общения зависимостью  от компьютера.   Недостаток общения  родителей  со  своими  детьми, игнорирование  речевых  трудностей    лишь  увеличивает  число  дошкольников  с  недостатками  речи.                                                                              

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в  дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах,  явлениях природы,  создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.

Все  названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.  Чтобы достигнуть высоких результатов речевого развития моих воспитанников я решила использовать нетрадиционные формы работы с ними по формированию связной речи.  

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.                                  - Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

- Бедность речи.                                                                                                                - Недостаточный словарный запас.                                                                                      

- Употребление нелитературных слов и выражений.

Сегодняшние современные дети  неспособны  грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, испытывают трудности в построении монолога: порою, не могут составить   сюжетный или описательный  рассказ на предложенную тему, пересказать текст своими словами. У детей слабо развита способность логически обосновывать свои утверждения и выводы. Из опыта работы могу сказать , что у детей наблюдается отсутствие культуры речи: они не умеют использовать интонацию ,регулировать громкость  голоса и темп речи.  У детей плохая дикция.                                                                                        

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.                                                                                               Я хочу рассказать вам , о такой технологии ,как мнемотехника.

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи, при помощи готовых схем, которые можно изменять и совершенствовать по своему.                                     Мнемотехника существует давно, и многие методы и приёмы буквально встроены в нашу жизнь, окружают нас со всех сторон. Посмотрите на монитор своего компьютера. Вы увидите большое количество зрительных образов.                                                                                                       Дорожные знаки -  это тоже яркий пример внедрения  мнемотехники в повседневную жизнь. На больших скоростях человек не способен  воспринимать текстовые сообщения. Дорожные знаки  же, которые по существу являются символами тех или иных правил, воспринимаются быстро. Обычный алфавит-это то же  мнемомический приём.                           С помощью мнемотехники  можно  решать следующие задачи:                        

 -  Развивать связную и диалогическую речь.                                                            

 -Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице  и коллажу.                                                                                        

-Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.      

  -Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.      

-Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).                                                                

 -Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др. Методика мнемотехники строится от простого к сложному.  Работу необходимо начинать с  простейших мнемоквадратов последовательно переходить  к мнемодорожкам, и позже  к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

   Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:

-обогащения словарного запаса,

-при обучении составлению рассказов,

-при пересказах художественной литературы,

-при отгадывании и загадывании загадок,

-при заучивании стихов.

Работать с мнемотаблицами  начала со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте можно  использовать  простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".                                                                                                       Опираясь на опыт педагогов из интернета, опираясь на методические пособия   разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. В работе с детьми  среднего дошкольного возраста лучше использовать  цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже – усложняла  или заменяла  другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы создавала в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.               При помощи мнемотаблиц можно составлять  описательный  рассказ.                                                                                      Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление).  Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что  здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.                                                                                                     Следующий вид работы с мнемотаблицами – это составление  творческих рассказов.                                                                                                       Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.                          

 При помощи мнемотехники  можно обучать детей пересказу.                                                                                                               Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.                                                                                 Строю свою работу с детьми по развитию связной речи через кружковую деятельность «Болтунишка», включаю схемы, в НОД по  ОО «Речевое развитие».                                                                                                                  Работу по мнемотаблицам строю  в три этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с моей  помощью, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Мнемотехника многофункциональна. На её основе  создаю  разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми придерживаюсь следующих требований:

-модель должна отображать обобщённый образ предмета;

-раскрывать существенное в объекте;

-замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Параллельно с этой работой использую речевые игры,  настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки, включаю  метод мнемотехники в индивидуальную работу с детьми.                                                                                                            Считаю, и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и в  других  видах деятельности (Продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность и др.)

В связи с введением  Федерального  государственного образовательного  стандарта дошкольного  образования  актуальным стало переосмысление педагогами содержания  и форм работы с детьми.

Интеграция – одна из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного образования. Собственно  «интеграция» означает объединение нескольких образовательных областей в одну. Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных форм развития  детей дошкольного возраста.        

  Известно, что интегрированный подход соответствует одному из основных требований дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, ёмким.

Наличие в ДОУ специалистов узкого профиля позволяет включать в воспитательно-образовательный процесс и другие интегрированные занятия.  

  Бесспорно, базой  для  развития  речи  становится  дошкольное  учреждение.  Именно  в  детском  саду создаётся  специальная  среда,  способствующая максимально  полному  раскрытию  речевых  возможностей  воспитанников.

 Большинство  детей   моей группы имеют речевые недостатки, которые необходимо исправлять. Для  повышения уровня речевой активности детей было  принято  решение  разработать проект по организации сотрудничества Учреждения и семьи в вопросах развития речи детей.  Поставила задачу родителям, что  развитие речи  детей  не  должно  идти  стихийно. Родители  могут  вести параллельный   образовательный  процесс  дома в  соответствии  с  возрастными  задачами  речевого  развития.  Ведь  семья,  по -  прежнему,  остаётся жизненно  необходимой  средой  для  сохранения  и  передачи  ребёнку  социальных  ценностей.  Поэтому считаю, что  актуальность данного  проекта  заключается  в том, что в  развивающую  работу   по развитию речи детей   были  вовлечены родители  воспитанников. Их осознанное включение    в  совместный  с  педагогами   детского  сада   образовательный  проект позволил  значительно повысить   уровень речевого  развития детей.

Задачи работы с родителями по речевому развитию.

1.Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.

2.Познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей;

3.Способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно - развивающей среды;

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты:

Связная речь детей соответствует критериям возрастных и психофизиологических особенностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников

Работа с мнемотехникой, как и все остальное , строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с мнемоквадратов, затем мнемодорожек и переходить постепенно к мнемотаблицам. Причем, в младше...

Опыт работы по теме: "Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников"

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранени...

Статья :"Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников."

В статье описана предыстория появления мнемотехники,а так же современные её приёмы,для облегчения запоминания материала и развития связной речи у дошкольников....

Консультация для логопедов "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников с ОНР"

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников ...

Консультация «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:-Односложная, состояща...

Проект по познавательно-речевому развитию «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»

Данный проект предназначен для работы педагогв, если в группе у детей недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут рассказать литературное произведение....

Мастер-класс для педагогов ДОУ по образовательной области: речевое развитие на тему «Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Данный мастер класс поможет воспитателем овладеть мнемотехникой для развития связной речи дошкольников....