ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
проект (старшая группа) на тему

Садыкова Наталья Александровна

В статье рассматривается как метод проектов влияет на развитие познавательных способностей у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekinaya_deyatelnost.docx528.72 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

        

Вступая в переходный период, который переживает вся система образования, в том числе и дошкольное образование,  позитивно воспринимаются новые стратегические ориентиры, обозначенные в ФГОС. Приоритетным направлением в работе является осуществление  инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Проектная деятельность позволяет развиваться ребёнку так, чтобы он смог задавать вопросы и самостоятельно находил на них ответы. Метод проекта содержит разнообразные формы  работы, и при этом реализуются принципы ФГОС, это совместная игровая деятельность, творческая  активность, которая обеспечивает познавательное  развитие ребёнка , всё это легко вписывается в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста.  Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно – исследовательскую деятельность детей,  педагогов и родителей. Об актуальности использования метода проектов свидетельствует и то, что он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно-ориентированным и  деятельностным  подходами и др. Уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития – непременные условия гуманистического подхода.

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.

 Метод проектов дает возможность развития наблюдения и  анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом  в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.

Особенностью проектной деятельности в детском саду является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем. Сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Специфика использования методов проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью.

Представляю методическую разработку по  проекту:

Образовательный проект «Моё любимое село»

Старшая группа

Вид проекта: познавательно – творческий

Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта:  с ноября по апрель.

Актуальность:

Равнодушие, потеря духовности, народных традиций и культурных ценностей, пассивность к ближайшему окружению у детей и взрослых.

Цель проекта:

  • Помочь детям увидеть, узнать то, что они раньше не видели, не замечали, не слышали, развивать интерес к своему селу.
  • Формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
  • Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому своего народа.

Задачи проекта: 

  • Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.
  • Воспитывать нравственно- патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатства своего родного края и страны.
  • Приобщить детей к традициям и обычаям своего народа.
  • Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье

Этапы проекта: 

  • Подготовительный 
  • Изучение методической литературы
  • Составление перспективного плана
  • Разработка конспектов занятий
  • Создание развивающей среды, уголка «Я живу в России»
  • Подбор игр и оборудования.

Формирующий (основной):

  • Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок
  • Занятия-путешествия, викторины.
  • Дидактические игры «Угадай, где я нахожусь?», «Герб села», «Заколдованный город»,
  • Конструирование из строительного материала
  • Создание  фотоальбомов: «Путешествие по временам года», «Осенняя прогулка по селу».
  • Фотовыставка «Моя семья»
  • Фотовыставка «Дом, в котором я живу»
  • Изготовление  коллективной работы «Улица моего села».
  • Разучивание стихов, частушек про село, народных игр.
  • Экскурсии в музей, в библиотеку, к Вечному Огню .
  • Фото – выставка «Профессия моего папы».
  • Выставка семейных работ «Природа нашего края».
  • Участие в выставке рисунков в доме культуры «Милая мамочка моя».
  • Продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд).
  • Экскурсии по достопримечательным  местам села.

Заключительный этап:

  • Презентация проекта на М/О
  • Выставка детских работ «Байкалово глазами детей»
  • Праздник  «Ярмарка»

Работа с родителями

  • Ширмы «Мы живём на Урале», «Символы села».
  • Составление семейных проектов «Моё любимое животное»
  • Семейное чтение произведений уральских писателей
  • Конкурс «Поэтические ступеньки» (село, детский сад, моя семья).
  • Изготовление поделок и угощения для ярмарки.
  • Участие родителей в ярмарке.

Результат работы над проектом:

Работу над проектом  «Моё любимое село» считаю плодотворной. Дети знают и замечают красоту своего села. Умеют рассказывать о Байкалово, знают его достопримечательности, названия улиц. Дети знакомы с обычаями и традициями своего народа.  Родители стали активными помощниками и участникам данного проекта. Надеемся на то, что если в будущем кто - то уедет из родных мест на долгие годы, то  будет вспоминать их с теплотой.  Ведь Родина – это место глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. И эта любовь неразрывно связана с культурой своего народа, его творчеством.

Экскурсии по селу

E:\DCIM\106_PANA\P1060441.JPG E:\DCIM\106_PANA\P1060428.JPG

Ярмарка, посвященная родному селу

F:\ярмарка 2015 ст гр\IMG_1219.JPG  F:\ярмарка 2015 ст гр\IMG_1448.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников»

Метод проектов- как средство развития познавательной активности дошкольников....

ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Актуальность: Смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, сам...

Рекомендации для педагогов «Проектная деятельность, как средство развития познавательных способностей старших дошкольников»

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познат...

«Проектная деятельность как средство развития познавательных способностей». Выступление на семинаре перед педагогами ДОУ «Адаптация к переменам».

Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Специфика дошкольного возраста в соответствии с ФГТ та...