«Создание развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении детского сада»
консультация на тему

Консультация для молодых педагогов "Создание развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении детского сада"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

«Создание развивающей предметно-пространственной

 среды в групповом помещении детского сада»

      В каждый возрастной период ребенку необходимо предоставить максимально полный объем материальных и духовных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития.

     Среда развития ребенка, предметная и коммуникативная – важный компонент дошкольного образования. Особую роль среда имеет в  становлении личности ребенка, развитии творческих способностей и самостоятельности. Развитие личности происходит по двум направлениям: социализации (присвоение общественного опыта) и индивидуализации (развитие самостоятельности в принятии решений и в организации своей деятельности).

Педагоги используют технологию проектирования как одну из форм поисковой деятельности, которая позволяет эффективно решать задачи развития творческих способностей детей. Поисковая деятельность – это активное поведение (развитие мысли, фантазии, творчества) в условиях неопределенности. Поисковая деятельность развивает уверенность ребенка в себе, а подавление детской инициативы приводит к развитию пассивной позиции: в будущем – к отказу от решения сложных как учебных, так и жизненных проблем, к капитуляции перед трудностями. Технология проектирования ориентирует весь учебный процесс на ребенка, его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности, учит партнерству и  взаимодействию. Дети развивают свой собственный характер естественным образом. Педагог становится в совершенно новую позицию: выступает не транслятором знаний, а соучастником образования ребенка, создателем условий, обеспечивающих выбор деятельности, выбор способа решения различных задач. Технология проектирования – одна из самых  успешных форм индивидуализации дошкольного образования. Индивидуализированное обучение создает и более равномерный баланс между потребностями личности и группы. Оно помогает детям развить их потенциал, поскольку дети сами привыкают ставить себе цели в ходе игр и обучения, и достигать их.

      У каждого человека  есть своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения с окружающими. Индивидуальность – великий дар природы. Взрослые призваны не только понимать личность ребенка, но и помогать  ему  сохранить и развить свою индивидуальность, осознать образ своего «Я», сформировать положительный образ своего «Я».

      Школьники занимаются самообразованием с помощью книги, учебника, а деятельность маленького ребенка зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация его жизни, как расположены игрушки и дидактические пособия, каков их развивающий потенциал, доступны ли они для использования в самостоятельной деятельности. Помещение детского сада может быть наполнено дорогими игрушками, случайными предметами, которые не несут в себе развивающего начала, а игры, дидактические пособия, созданные руками педагогов-энтузиастов могут стать любимыми для детей, развивающими.

      Предметная среда определяет направленность деятельности детей, т.к. предметы побуждают начать действовать с ними, развиваться. Поэтому наша задача – создать развивающую среду.

           Организация предметно-развивающей среды

    1. В каждой возрастной группе должны быть созданы условия:

      а)  для самостоятельного активного целенаправленного действия  во всех видах  деятельности  (игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др.),  которые  размещаются в центрах, содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий;

      б)  для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.

    2. Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве групповых помещений должно:                                                                                            

    - быть рационально логичным и удобным для детей (например, библиотечку, литературный центр или тихие настольно-печатные игры уместно сочетать с уютной зоной отдыха);

    - отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки, (например, для детей третьего года жизни -  это освобожденное, достаточно большое пространство, где они смогут удовлетворить свою потребность в активном движении; в группе четвертого года жизни -  это широко развернутый центр сюжетно-ролевых игр; у детей среднего дошкольного возраста  ярко проявляется  потребность в игре со сверстником, особенность уединяться,  создавать свой мир игры в укромных уголках, поэтому дети пятого года жизни с большим удовольствием используют  уютные домики , красивые дворцы,  военные крепости и другие сооружения,  наполненные разным содержанием и рассчитанные на игру 2-3 детей);

    -  включать не только стационарную, но и мобильную мебель: полифункциональное игровое оборудование («открытые» ширмы, игровые скамейки с множеством отверстий); «запасник ценных вещей», где  будут сосредоточены  разнообразные  полифункциональные предметы, материалы. Все это предоставит детям право изменять пространственную среду, обустраивать свой мир игры с позиций своих детских интересов, а воспитателям – возможность создания для детей сюрпризной игровой обстановки;

     - расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде должно отвечать требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, позволять детям свободно перемещаться в пространстве;

- оформление предметно-развивающей среды должно отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активному действию в ней.                                                                                                                                                    

   3. Во  всех  возрастных группах должно быть уютное  место для отдыха        (подиумы с мягкими подушкам, легкие воздушные беседки из прозрачной ткани или других материалов, в которых будут размещены цветы, диваны, аквариумы, будут предложены детям разные успокаивающие игрушки).

    4. Начиная с трех лет у ребенка в группе должно быть  «неприкосновенное» место, где бы он мог хранить свое личное имущество, «драгоценные» украшения, зеркальце, открытки, «замысловатые» механизмы, болтики, значки, подарки от воспитателей, друзей, принесенные из дома игрушки и пр.

            Содержание предметно-развивающей среды

       1. Все центры активности детей, игровые зоны, поля должны быть наполнены развивающим содержанием, соответствующим:

       а) программным требованиям, задачам воспитания и обучения;

       б) возрастным возможностям, связанным с физическим, интеллектуальным, прочим развитием ребенка;

       в) интересам мальчиков и девочек, не только игровым, но и тем, которые они проявляют в других видах деятельности.

     2. В предметно-развивающей среде должны быть созданы условия, способствующие формированию психологических новообразований, которые появляются у детей в разные годы дошкольного детства (например, в пять лет у ребенка появляется произвольность психических процессов – восприятия, памяти, внимания и пр.:  в старшей группе детского сада чрезвычайно важно предложить вниманию детей игры, развивающие внимание, память и т. д.).

    3. Содержание  предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться с ориентацией на:

- поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде;

- опора на пройденный программный материал (этим я уже овладел, но с удовольствием еще раз выполню и порадуюсь успеху);                                              - индивидуальные возможности детей (я способен на большее, вы предоставили мне эту возможность, спасибо);                                                      - обеспечение зоны ближайшего развития (это мне пока еще недоступно, но очень хочется разобраться, я попробую);                                                                    - неисчерпаемую информативность (я хочу в детский сад, меня в нем всегда ждет что-нибудь новое и интересное).

      Если в построении развивающей среды исходить из принципа, что ребенок – субъект индивидуального развития, активно присваивающий культуру, значит, с раннего возраста нужно создавать ребенку возможность развивать самостоятельность, творчество и сотворчество во всех видах деятельности. Важно развивать умение пользоваться свободой и осознавать, что право на личную свободу невозможно без обязанности уважать права других людей.

     Реализация индивидуальных потребностей (интересов) каждого ребенка, обеспечение эмоционального благополучия, обеспечение эффективного развития и обучения достигается через использование технологии проектирования: в свободном участии в занятиях, в праве выбора деятельности, учете интересов детей при планировании, непринужденном общении и доверительном личном контакте с каждым ребенком. Технология проектирования предполагает установление доверительных отношений между детьми и взрослыми, демократический стиль взаимоотношений.

      В раннем возрасте ребенок ориентирован на взрослого (родители, воспитатели), ребенок подражает взрослым,  «фотографирует» образ поведения воспитателя и во многом берет его за основу. От педагога в значительной степени зависит, какие поведенческие стратегии будут выбирать  и реализовывать дети; будет ли их деятельность  носить преимущественно исследовательский и творческий характер или характер воспроизводящий, исполнительский.

Развивающая предметная среда группового помещения строится на таких принципах:

Творчество. Обогащённость. Наукоёмкость, информативность. Деятельностно-возрастной подход. Культуросообразность. Функциональный комфорт. Вариативность.

Организация пространства группового помещения.

В книге Новоселовой С.Л. «Развивающая предметная среда» можно выделить основные принципы построения развивающей предметной среды группового помещения. 

1. Необходимость творчества – собственно человеческое качество деятельности. Творческая деятельность – выход субъекта за пределы заданного. Способность к творчеству имеет корни в интересе ребёнка к предметному миру близких ему людей, в ориентировке на новизну, в первичном экспериментировании с игрушками, в любознательности, превышающей своей мотивацией получение утилитарного результата.

Современному ребёнку нужна многогранная по своим возможностям, развивающая его творческие способности предметная среда для деятельности, воплощающая в себе цели и ценности его развития.

2. Обогащённый процесс развития личности ребёнка – основывается на обогащении предметной среды для его деятельности. Предметная среда детской деятельности является основой реализации программного содержания во всей образовательной работе с детьми. Предметный мир детства – это не только игровая среда, но шире – среда развития всех специфически детских видов деятельности. Ни один из них не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. В условиях предметного вакуума у ребёнка исчезает стремление узнать новое, порождается апатия, желание занять себя может приобрести компенсаторное, не в лучшем смысле этого слова, направление.

Развивающая предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и личности ребёнка. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного познавательного развития детей.

3. Наукоёмкость и информативность предметной среды. Предметная среда, которая содержит природные и социо-культурные средства, обеспечивает разнообразие деятельности ребёнка. Предметная среда детства должна предоставлять ребёнку возможность творческого духовного развития, возможность «вычерпывать» из неё информацию, необходимую, для постановки и решения задач той или иной деятельности.

4. Деятельностно-возрастной подход в интеллектуальном развитии детей. Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребность детей в становлении способностей, потребность в актуальном, ближайшем, перспективном творческом развитии. Деятельность ребёнка – это его самодеятельность, саморазвитие.

5. Культуросообразность развивающей предметной среды. Детский сад как образовательный центр несёт в себе заряд  «запрограммированной» культуры, опирается в воспитании и образовании детей на общечеловеческие ценности, знакомит с элементами национальной культуры.                                 Предметная среда – носитель культуры педагогического процесса.

7. Вариативность развивающей предметной среды. Вариативность предметной среды возможна на содержательно-педагогическом уровне.

8. Доступность всех функциональных пространств ДОУ, доступность развивающей предметной среды группового помещения. Доступность предметной среды даёт возможность неформально организовать педагогический процесс. Ведь если ребёнок всё время занят полезным и интересным делом, это уже большая педагогическая удача. Деятельный и инициативный ребёнок может быть только там, где он чувствует себя в тёплом, уютном доме, открытом для него, его друзей, воспитателей и родителей.

   Предметно-развивающая среда дошкольного учреждения – это не столько место реализации программы воспитания и обучения, сколько естественное жизненное пространство, где дети живут и учатся строить свои отношения со взрослыми и сверстниками.

Предметно-развивающая среда социально-личностного развития детей дошкольного возраста.

Развитие личности происходит по двум направлениям: социализации 

(присвоение общественного опыта) и индивидуализации (развитие  самостоятельности в принятии решений и  в организации своей деятельности).

    Гармонизация социализации и индивидуализации осуществляется через личностно-ориентированный подход в развитии ребенка, через двуединство деятельности педагога и активной самодеятельности ребенка, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития.

Идивидуализация + социализация = личность.

    В дошкольном возрасте ребенок приобщается к культуре, к миру человеческих ценностей, у него формируются начала нравственного сознания.

   Современный педагог-воспитатель должен направлять свои усилия на обеспечение развития ребенка как сложной и целостной системы, когда ребенок приобретает представления, усваивает средства и способы деятельности, необходимые для формирования базиса личностной культуры.

    Развитие индивидуальности конкретного ребенка – это развитие         системообразующего свойства, придающего человеку целостность.

  • Доказано, что развитие человека и его качеств, в том числе и индивидуальности, невозможно вне социума, пространства человеческой деятельности, общения и отношений, социального опыта и ценностей культуры.
  • Исследуя себя (свои физические, интеллектуальные, коммуникативные возможности), взаимодействуя со сверстниками и взрослыми, ребенок осознает свою индивидуальность и место в социуме.
  • Процесс социализации содействует формированию в индивиде  общих, типичных черт и качеств, свойственных всем представителям человеческого сообщества.
  • Процесс социализации способствует развитию индивидуальности – появлению уникальных, особенных черт и качеств, отличающих данного индивидуума от других людей.

    Социализация ребенка-дошкольника (присвоение общественного опыта): развитие культуры познания, эстетической культуры, физической культуры, культуры общения, формирование целостной картины мира, развитие социальной уверенности, расширение представлений ребенка о мире людей. («Я и другие дети», «Я и взрослые».)

     Для детей дошкольного возраста характерна недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции, адекватной оценки своего места в мире взрослых – и соответственно недостаточное развитие коммуникативных способностей и возможностей. Приоритетным направлением работы  ДОУ  в ходе городской экспериментальной площадки становится создание условий, обеспечивающих развитие социально-личностного потенциала детей дошкольного возраста.

     Индивидуализация ребенка-дошкольника (развитие  самостоятельности в принятии решений и в организации своей деятельности): развитие самосознания, формирование положительного образа Я (нравственное развитие), развитие произвольного поведения, исследование своих физических, интеллектуальных, художественных способностей. («Я сам», «Что я могу?», «Кто я?», «Какой я?».)

   Осознавая значимость предметно-развивающей среды социально-личностного развития в становлении и оздоровлении личности нужно стремиться к обогащению среды и организации по определенным требованиям. Предметно-развивающая среда должна предоставлять ребенку свободу в общении, удовлетворении  духовных потребностей, должна быть целесообразной, информативной, развивающей воображение.

Выполнение этих требований позволяет:

  • способствовать  формированию образа  «Я »: эмоционального, когнитивного, коммуникативного, идеального, реального;
  • повысить уровень социальной компетентности детей;
  • создавать условия для социально-эмоционального благополучия и адаптации ребенка в социуме взрослых и сверстников;
  • инициировать творческие проявления ребенка в совместном социальном действии;
  • развивать личность ребенка через познание ценностей жизни, присвоение культуры.

Структурные единицы построения предметно-развивающей среды социального развития:

  • Удовлетворение потребности в общении со взрослыми и сверстниками в процессе исследовательской деятельности, развитие коммуникативных навыков, развитие социальной уверенности.  (Центры активности детей.)
  • Развитие эмоционального мира детей. Профилактика и психологическая коррекция негативных эмоциональных состояний детей.    (Стенды, атрибуты к играм.)
  • Формирование образа «Я» и образа « Другого», «нравственной шкалы отношений», с помощью которой ребенок сможет «измерять» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла.     (Правила поведения в картинках, атрибуты к играм.)
  • Коррекция неконструктивного поведения детей (арттерапия как организация художественно-творческой деятельности и метод нравственного развития).   (Изобразительные материалы, фонотека, библиотека, театр.)
  • Использование системы методик и игр, которые позволят:

- повысить общую социальную зрелость детей, воспитать способы     эффективного взаимодействия с людьми;

- повысить культуру межличностного взаимодействия детей в группе;

- овладеть навыками регуляции своей импульсивности и агрессивности, что существенно повысит возможности социальной адаптации детей в обществе и станет эффективной профилактикой дезадаптивных форм поведения в будущем.   (Атрибуты к играм.)

  • Развитие чувства общности детей группы. Создание благоприятного эмоционального климата в группе, представления о жизни коллектива в прошлом, настоящем, будущем.     (Фотогазеты, «Календарь жизни группы».)

Структурные единицы построения предметно-развивающей среды

 в целях индивидуализации:

  • Реализация права выбора деятельности, удовлетворение потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития ребенка.  (Обозначение центров активности, стенды.)
  • Формирование положительного образа «Я». Развитие самосознания (самооценка, рефлексия).  («Мой плакат», «Дневник моей жизни», портфолио дошкольника.)
  • Создание личного пространства детей в ДОУ. Разграничение пространства  группы.    (Ширмы, переносные модули, подиумы, уголки    уединения и релаксации.)

                   Социализация + индивидуализация = личность

Мини-центр «Хорошо, когда рядом друг»

  Цели.

  • Развитие эмоционального мира детей, развитие эмоциональной  децентрации, эмпатии, толерантности.
  • Формирование положительного образа «Я», повышение интереса и уважения к себе, к своей семье. Формирование позитивных детско-родительских отношений.
  • Развитие социальной уверенности, самостоятельности, развитие самосознания и адекватной самооценки.
  • Развитие коммуникативных навыков и сотрудничества.
  • Развитие чувства общности детей группы, повышение общего эмоционального фона, создание благоприятного психологического климата в группе.

    В мини-центре расположены эмблемы каждого ребенка, вымпел группы, фотоальбомы, портфолио детей, литература, фонотека нравственного содержания, театральные игрушки, дидактические и сюжетно-дидактические игры, стенды по социально-личностному развитию.

                                         Центры активности детей

 (самостоятельная и совместная деятельность).

В предметно-развивающей среде должны быть заложены возможности для самореализации ребенка, свободы, творчества, эстетического и нравственного развития, получения наслаждения от совместных действий и  общения.

  Нередко плохое поведение ребенка спровоцировано скукой и бездельем, а не тем, что он хотел нарушить дисциплину. Предметно-развивающая среда должна быть насыщена различными материалами для стимулирования активности детей в различных видах деятельности.

Стенды «Наше настроение», «Древо настроения», «Солнышко и тучка».

Цели.

  • Развитие  эмоционального мира детей, осознание  детьми своих эмоций.
  • Формирование эмоциональной  децентрации, под которой понимается способность к восприятию и учету состояний, желаний и интересов других детей.
  • Профилактика и психологическая коррекция негативных эмоциональных состояний детей.

Стенд «Наше настроение» представляет собой набор картинок, отображающих настроение людей. Каждая картинка расположена на лепестке цветка. Дети могут показать свое настроение, прикрепив свои фотографии на лепесток, если их настроение совпадает с настроением на картинке.

Стенд «Древо настроения» представляет собой дерево, на каждом листочке которого прикреплена фотография ребенка. Есть фишки красного и черного цвета, обозначающие радость и грусть. Дети могут показать свое настроение, прикрепив какую-либо фишку на свой листочек.      

Стенд «Солнышко и тучка» - это картины солнечного дня и ненастного дня с приспособлениями для крепления фотографий детей. Дети могут обозначить радостное  настроение, прикрепив свою фотографию под солнышко, показать грустное и сердитое настроение, прикрепив свою фотографию под тучку.

Дидактические пособия «Правила нашей группы в картинках»,

«Живем по правилам».

Цели.

  • Регулирование взаимоотношений между детьми (коммуникация). Помощь ребенку осознанно дисциплинировать самого себя. Повышение  саморегуляции и самоконтроля.
  • Организация жизни в группе, предвидение той или иной неприятной ситуации, предотвращение негативного поведения детей.
  • Формирование здорового, комфортного психологического климата в группе.

       Для подержания порядка в группе вводятся правила поведения, которые вырабатывают взрослые совместно с детьми. Эти правила «идут» от реальной жизни, от конкретных событий, ситуаций в группе. Внимание детей обращается на то, как лучше поступить в конкретном случае. Дети осознают необходимость придерживаться тех или иных норм, появляются «правила» жизни в группе.

       Правила изображаются графически (картинкой) и выражаются кратко, соответствуют уровню развития группы: «Помирись», «Помоги», «Поиграл – убери» и  т. п.

При формулировании правил следует избегать частицы «не».

       Сам воспитатель должен всегда придерживаться правил, проверять, не препятствует ли окружающая среда выполнению правил. Поведение воспитателя должно быть последовательным, гибким, решительным в поддержании порядка в группе. Нужно иметь общий язык с детьми в группе и создать широкие возможности для смены разных видов деятельности.

Стенды «Мой выбор», «Здесь мне интересно».

 Цели.

  • Создание ориентированного на ребенка плана (проекта,  занятия, совместной и самостоятельной деятельности), когда план – продукт совместной деятельности детей и воспитателей.
  • Подготовка и изменение предметно-развивающей среды в соответствии с желанием и интересами ребенка.
  • Выявление и развитие наклонностей детей к определенному виду деятельности.
  • Формирование активной позиции, предоставление права выбора деятельности.
  • Развитие адекватной самооценки и рефлексии.

       Сначала дети знакомятся с картинками – символами разных видов деятельности, расположением центров активности в помещении группы (развивающей средой).

       При планировании проекта, занятия, совместной и самостоятельной деятельности дети  выбирают себе дело по душе, предлагают различные способы осуществления плана.

     После игр и занятий дети подводят итоги деятельности в центрах активности, обсуждают и анализируют результат.

Портфолио дошкольника, «Дневник моей жизни».

      Структура и форма каждой темы портфолио и «Дневника» гибкие, вариативные. Взрослые и ребенок проявляют свою фантазию и инициативу в их составлении.

      В младших группах целесообразнее использовать только фотографии и рассказы детей, в старших -  еще и  рисунки, достижения детей и т. д.

Цели.

  • Познание внутреннего мира ребенка, отслеживание  его личностного роста.
  • Установление доверия между ребенком и педагогом.
  • Социализация ребенка, накопление достижений и успехов в разнообразных видах деятельности.
  • Формирование положительного образа «Я».
  • Укрепление сотрудничества семьи с педагогическим коллективом.

       Структура  «Дневника моей жизни».                   

 Разделы: «Это Я»,  «Моя семья», «Домашний любимец», «Мой дом», «День рождения», «Когда я был(а) маленький», «Мои друзья», «Моя неделя», «Мои любимые игрушки», «Чего я боюсь», «Чему я радуюсь», «Моя мечта», «Мои достижения», «Праздники», «Мой рост и вес» и другие.

        Структура портфолио.                                            

Разделы: «Давайте познакомимся», «Я расту!», «Портрет моего ребенка»(сочинение родителей), «Я мечтаю…», «Вот что я могу!»(рисунки, рассказы, книги-самоделки), «Мои достижения»(грамоты, дипломы), «Посоветуйте мне…»(рекомендации воспитателей и специалистов), «Спрашивайте, родители!»(вопросы родителей специалистам ДОУ).

«Стена творчества» -

свободное пространство для самостоятельной изобразительной деятельности традиционными и нетрадиционными методами рисования, различными изобразительными материалами.

   В творческой деятельности, когда ребенок упорно идет к своей цели, создавая рисунок, сочиняя сказку, развивается произвольность поведения и саморегуляция. Ребенок получает неограниченные возможности для самовыражения и самопознания.

Выставка художественного творчества детей

«Наш вернисаж».

  В творчестве ребенка воплощаются его чувства, ценности, идеалы, мотивы.

Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают степень его самопринятия и самоценности.

Уголки уединения и релаксации –

личное пространство ребенка или нескольких детей для отдыха, общения и спокойных игр.

Ширмы, переносные модули.

Цели.

1. Создание личного пространства детей в группе для уединения и релаксации.

2. Многофункциональное использование ширм: разграничение пространства группы для моделирования игровой среды в сюжетно-ролевых играх, в центрах активности детей, в театрализованной деятельности.

Модель предметно-развивающей среды социально-личностного развития детей младшей и средней групп.

Мини-среда

Наименование

Мини-среда

Наименование

Коммуникативная

 (стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия)

Чайный столик

Семейная гостевая (приемная)

Именинный стул

Островок невезения

Бюро находок «Маша-растеряша»

Звенящие занавеси

Домик неприкосновенности

Уголок уединения

Уютный диванчик

Зеркало-портрет

Супермаркет

Визитная книга

Фотогазета «Моя семья»

Портфолио ребенка –

«Дневник моей жизни»

Фотогазета «Жизнь группы в фотообъективе»

Правила поведения в картинках

Творческая

(приобщение детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации)

Вернисаж

Театр Буранино

Конструкторская

Стена художеств

Сундучок Незнайки

(неоформленный материал)

Песочный дворик

Напольная мозаика

Кладовая Лесовичка

Супердом (режиссерские игры)

Рукодельница

Салон «Очарование»

Ширмы

Переносные модули Подиумы

Модель предметно-развивающей среды социально-личностного развития старшей и подготовительной групп.

Мини-среда

Наименование

Мини-среда

Наименование

Эмоционально-

рефлексивная

(позволяет

ребенку осознать себя и

обнаружить

связь

внутреннего мира

 и            внешнего)

Культурно-коммуникатив-ная

(обеспечивает освоение средств и знаков речевой коммуникации, Формирует социальный опыт)

Фотосалон «Здравствуйте, я пришел»

Островок размышлений

Именинный стул

Астрологический календарь

Уголок хорошего настроения

Уголок уединения

Страна неприкосновенности

Стенд «Мое настроение»

Стенд «Древо настроения»

Портфолио ребенка

Гостевой стул

Визитная книга

Семейная гостиная (приемная)

Книга жалоб и предложений

Бюро находок

Дископлощадка

Звенящие занавеси

Ширмы, переносные модули, подиумы

Уголок доверительного общения

Мини-центр «Хорошо, когда рядом друг»

Правила поведения в картинках

Фотогазета «Жизнь группы в фотообъективе»

Фотоальбом «Мы все разные»

Чайный столик

Художественно-преобразующая

(способствует художественно-творческому процессу, формирует готовность и способность к самовыражению)

Духовно-эмоциональная

(подводит к пониманию и усвоению общечеловеческих ценностей)

Волшебный мелок

Стена творчества

Театр сказок

Школа ученых ручек

Королевство кисточки

Напольная мозаика

Лесная кладовая

Двор песочных

              художеств

Рукодельная

            Самоделки

Полочка красоты

Музыкальный салон

Вернисаж

Фотоальбом «Моя семья»

Месяцеслов

Читальный зал

Красная книга

Литература.

  1. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» №2,2006. Организация образовательного пространства и развивающей среды в ДОУ.
  2.  Журнал «Обруч» №5, 2005: «Выбери свой день», страница 23, «Кувшин эмоций», с. 10; «Тайна моего «Дарования» (рефлексивные круги), с.15; «Живем по правилам», с.24.
  3. Журнал «Обруч» №2, 2005: «Марсианские ширмы», с.32.
  4. Журнал «Обруч» №6, 2005: «Портфолио дошкольника»,    с. 30.        
  5. Журнал «Обруч» №5, 2001:«Государство справедливости» (игры), с.22.; «Самый-самый мой плакат», с. 21.
  6. Журнал «Обруч», №3,1997    Р. Стеркина «Развивающая среда в ДОУ»
  7. Гризик Т.И. Познаю мир. Методические рекомендации для воспитателей,  работающих по программе «Радуга». – М.:  Просвещение, 2000. «Календарь жизни группы», с. 129.
  8. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. - Методические

       рекомендации. М.: Московский департамент образования. Центр

  «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет воспитателя Лях Е.П. об особенностях развивающей предметно-пространственной среды группового помещения, игровой площадки.

Отчет воспитателя Лях Е.П.об особенностях развивающей предметно-пространственной среды группового помещения, игровой площадки....

Отчет об особенностях развивающей предметно – пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОО

ОТЧЕТ     воспитателя МАДОУ детский сад № 22 села Успенского Дубровной Людмилы Александровныоб особенностях развивающей предметно – пространственной среды группового помещени...

В помощь аттестуемому педагогу "Письменный отчет об особенностях развивающей предметно – пространственной среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОО"

В помощь аттестуемому педагогу "Письменный отчет об особенностях развивающей предметно – пространственной  среды группового помещения, игровой площадки, теневого навеса, территории ДОО"...

Создание предметно-развивающей среды в групповом помещении детского сада

План:vПредметно-пространственная средаvТребования ФГОСvМладший дошкольный возрастvСредний дошкольный возрастvСтарший дошкольный возрастvСоставляющие предметно-развивающей средыvПамятка...

Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в ГБДОУ детском саду № 53 Красносельского района Санкт-Петербурга

Аналитическая справка о результате личного участия педагога в создании развивающей предметно-пространственной среды в ГБДОУ детском саду № 53 Красносельского района Санкт-Петербурга...

Создание развивающейся предметно пространственной среды в группе детского сада

Развивающая предметно пространственная среда  в нашей группе содержательно насыщенная, вариативная,доступная, трансформируемая,безопасная. Уголки систематически обновляются....