Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Белова Людмила Викторовна

В статье раскрываються теоретические вопросы экономического восприятия детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nuzhno_li_i_zachem_doshkolniku_ekonomicheskoe_vospitanie.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание?

Искусство ведения домашнего хозяйства, правила разумного ведения домашнего хозяйства. Именно это содержание понятия «экономика» представляет и может представлять для нас интерес, являясь перспективным в плане разработки методов и средств воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. Нельзя отрицать, что умелое ведение домашнего хозяйства (домоводство) требует разумности, знания комплекса правил, специфических качеств умелого хозяйствования, имеющих прямую связь с производительным трудом в перспективе. Ведь хороший хозяин – это прежде всего человек бережливый, рачительный, в меру экономный, умеющий нести ношу семейных забот, думающий впрок о благополучии и достатке семьи, воспитании своих детей. Как правило, хороший хозяин в семье редко бывает плохим производственником.

Если обратиться к древнему памятнику русской культуры «Домострою», то можно убедиться: формирование «чувства хозяина», «устроителя дома» всегда было предметом внимания и заботы взрослых. Анализ нескольких изданий «Домостроя» наглядно убеждает читателя в том, что хороший хозяин должен владеть массой сведений, сводом правил о том, как воспитать детей, достойных своих родителей; как гостей встречать; что на стол ставить; как продукты впрок заготавливать, в какой посуде солить, где их хранить; как слуг кормить; жену умелую, хозяйственную выбрать. Вывод один: правила разумного домоводства издавна определяли человека-хозяина, превращая ведение домашнего хозяйства в настоящее искусство.

Потеряла ли эта проблема свою актуальность? Разумеется, нет. Ее решение напрямую связано с семьей, с ее потенциальными возможностями в воспитании у детей «чувства хозяина». Именно семья создает благоприятные условия для формирования экономического мышления, осознания жизненной важности качеств, имеются реальные жизненные ситуации. Ребенок-дошкольник может присмотреть за младшим братом, вымыть посуду, пойти с мамой в магазин, принять участие в  наведении порядка в доме, на огороде. Тем самым он имеет возможность познать азы экономики, результаты труда, первые ценности: труд, работа, деньги, зарплата и т.д. Экспериментальные данные показывают: уже в старшем дошкольном возрасте ребенок хорошо чувствует достаток семьи. Доказательство тому: связь понятий – труд и деньги – обнаруживаются уже в четырех - пятилетнем возрасте. На наш вопрос: «Как ты думаешь, откуда деньги берутся?» - 80 процентов отвечали: «На работе, их зарабатывают».

В условиях общественного дошкольного воспитания решение экономических задач если не сложнее, то своеобразнее в силу условности ситуации, некоторой ее отдаленности от взрослой жизни. Это обстоятельство еще раз подтверждает идею необходимости тесной связи в воспитании детей двух социальных институтов – семьи и дошкольного учреждения. Однако основы экономики, экономического воспитания – и это определенно -  закладываются в семье. В детском саду как бы подтверждается имеющийся опыт к окружающему предметному миру, результатам труда людей.

Исследования в области экономического воспитания школьников показывают: у детей, поступающих в первый класс, в активном словаре свыше 25 понятий из области экономики, связанных с трудом и трудовой деятельностью людей. Дети не только знают, но и соотносят эти понятия с соответствующими жизненными ситуациями: инструменты, работа, соревнование. Завод, промышленность, сельское хозяйство, рабочие, служащие. Повседневная жизнь, семья, общение со сверстниками и, наконец, воспитательно-образовательная работа в условиях детского сада формируют тот эмпирический опыт, который становится базой для дальнейшей работы по экономическому воспитанию. Любой педагог, родитель может привести массу примеров активной включенности дошкольника в социальную действительность, его интерес к тому, что происходит в действительности. Дети обсуждают цены в магазине, знают, что на рынках цены ниже, чем в дорогих бутиках; знают, что такое банк, валюта и т.п. Если раньше они считали, что сломанные игрушки следует выбрасывать, то теперь утверждают, очевидно, помня об их цене: все надо беречь. Опережая вопрос: «Если дети хорошо понимают, зачем нужна направленная воспитательная работа?» - отвечу: во-первых, то, что ребенок знает о нормах бережливости, называет правила поведения в тех или иных ситуациях, еще не означает, что он будет так же поступать в действительности. Расхождение знаний и поступков – общеизвестный факт поведения дошкольников. Во-вторых, не секрет, что современные, порой уродливые рыночные отношения вовлекли в свою сферу и дошкольников. Исследования  в области семейного воспитания показывают, сколь различны типы семей, их ценностные ориентации. И вот тут педагог детского сада станет для него тем авторитетным, после родителей, человеком, который поможет правильно осмыслить многие факты, оценки, явления.

Среди воспитателей бытует мнение: чем позже ребенок узнает, что такое деньги, в чем их назначение, тем лучше. Мне трудно с этим согласиться. Обратите внимание, какое пристальное внимание уделяют за рубежом подготовке подрастающего поколения к жизни, к труду, к умению зарабатывать деньги и иметь свое дело. Специальное экономические программы ставят своей целью формировать с детских лет экономическое мышление, уважать людей, умеющих работать в бизнесе. В формировании потребительского интереса активно участвуют разные социальные институты – семья, школа, общественность.  Детей учат ориентироваться в рекламе. Правильно, расчетливо, по назначению расходовать карманные деньги, не покупать ненужных вещей, не завидовать приобретениям сверстников, рассчитывать на свои возможности. Мне могут возразить: в содержании зарубежной экономической подготовки нет ничего необходимого для воспитания наших детей; мало привлекателен призыв учиться делать деньги. Могу согласиться: я также не приемлю любые средства ради достижения цели. Однако сама идея и некоторые задачи, которые ставятся в зарубежных программах, бесспорно, заслуживают внимания. Вот хотя бы мнение доктора философии Беверли Ноер Фельдмана: «Ценности, закладываемые с малолетства, приносят в дальнейшем большую отдачу». Ученый считает, что с детства следует воспитывать правильное отношение к деньгам. «Когда я даю советы родителям, - отмечает он, - я всегда стараюсь показать, как вредно делать для детей слишком много вместо того, чтобы научить их трудовой этике и дать представление о цене денег». Он выдвигает шесть правил экономического воспитания детей: учить бережливости; давать детям карманные деньги; привлекать к работе по дому; не использовать деньги для подкупа и наказания; не делать тайны из семейного финансового положения; рассказывать детям о своей работе.

В качестве предпосылок экономического воспитания выделяют доступные детям знания из области экономики и качества деятельности, которые постепенно станут личностными. По данным психологов, на границе дошкольного и школьного возрастов происходит как бы смыкание связей между двумя важнейшими сферами жизни – миром человеческих отношений и предметным окружением. Один мир опосредуется другим. Старшие дошкольники начинают выделять себя в системе взаимоотношений через предметно - операциональную деятельность, в частности трудовую, которая впоследствии начинает определять личностную природу в системе отношений. Именно в этот период происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований. И, естественно, упускать из виду этот период взрослыми никак нельзя. Так происходит становление у подрастающего человека его оценок, суждений, отношения к добру и злу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономическое воспитание дошкольников. Занятие "Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?"

Занятие "Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны?" (кружок "Экономика для малышей")...

конспект од в режимных моментах в средней группе по экономическому воспитанию на тему "Зачем взрослые ходят на работу"

Конспект ОД в режимных моментах по экономическому воспитанию в средней группе  на тему«Зачем взрослые ходят на работу».Ознакомление с социальным миромЗадачи:1. Закрепить у детей необх...

Консультация для родителей «Нужно ли дошкольнику экономическое воспитание?»

Нужно ли дошкольнику экономическое воспитание? Нужно! Но как? Обсуждая эту проблему, мы говорим лишь о началах экономического воспитания, включающих в себя доступные детям знания и некоторые...

Зачем дошкольнику экономическое воспитание

Экономическое воспитание дошкольника – необходимое условие формирования финансовой грамоты...

Из опыта работы с элементами мастер-класса. Тема: Социализация дошкольников: экономическое воспитание и финансовая грамота.

В нашем детском саду проводится работа по экономическому воспитанию и финансовой грамотности в ходе реализации проекта «Тропинка в экономику», созданного    в рамках пр...