План самообразования на тему "Гендерное воспитание в ДОУ"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Рогова Галина Викторовна

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется тем, что из наиболее значимых направлений в его реформировании является замена традиционных ценностей обучения ребенка на ценности развития качеств личности.

         В этой связи в ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДО в качестве их приоритетных задач развития дошкольника выдвигают задачу по обеспечению гендерной социализации дошкольников. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте,  повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Именно в дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobraz_v_podgotovit_gruppe.docx44.73 КБ

Предварительный просмотр:

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется тем, что из наиболее значимых направлений в его реформировании является замена традиционных ценностей обучения ребенка на ценности развития качеств личности.

          В этой связи в ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДО в качестве их приоритетных задач развития дошкольника выдвигают задачу по обеспечению гендерной социализации дошкольников. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте,  повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Именно в дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

Раздел 1. «Мужчина и женщина в семье и обществе».

Задачи:

1.Уточнить и сформировать представления о роли и занятости мужчины/женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья - дружная, все заботятся друг о друге, помогают, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей.

2.Формировать представления о социальных функциях, воспитывать стремление подражать позитивным формам мужественного/женственного поведения. Обогатить представления о мужских и женских профессиях. Для мужчин характерны профессии, которые позволяют проявить героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь. Женщины выбирают профессии, позволяющие проявлять миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту.

Виды деятельности

Образовательная область

Задачи

содержание

СЕНТЯБРЬ

художественное творчество

Учить детей в рисунке передавать особенности внешности человека с учетом  половых и возрастных различий.

Рисование на тему: «Моя семья»

совместная

коммуникация

Учить детей рассказывать о своей семье, о любви и заботливом отношении друг к другу.

Беседа «Я и мои родители».

социализация

Дать детям представление о содержании социальных ролей мужчины и женщины в семье.

Дидактическая игра «Наша семья» .

Оформление фотомонтажей «Мама, папа, я — дружная семья»

труд

Организация труда с учетом интересов мальчиков и девочек.

 Труд детей в уголках «Самоделкин», «Мастерица».

самостоятельная

социализация

Отображать в игре взаимоотношения между родственниками.

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» .

чтение художественной литературы

Воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.

Рассматривание иллюстраций в любимых книгах Б. Благининой, А. Барто.

физическое воспитание

С уважением относиться к игровым интересам друг друга. Воспитывать выдержку, ловкость. Выносливость.

Подвижные игры по желанию мальчиков и девочек.

ОКТЯБРЬ

художественное творчество

Знакомство детей с женскими и мужскими профессиями.

Рисование: « Все работы хороши- выбирай на вкус».

совместная

художественное творчество

Закрепить ранее полученные навыки работы с бумагой, клеем, ножницами, воспитывать интерес к совместному труду с учетом полоролевой социализации детей.

Конструирование из бумаги:» Мои любимые игрушки».

познание

Познакомить детей со строительными профессиями.

Показ иллюстраций и видео фильма о стройке

социализация

Расширять кругозор детей, воспитывать любознательность.

Дидактическая игра:» кому что нужно для работы».

труд

Развивать конструктивные навыки мальчиков в работе сбросовым материалом (изготовление мебели из коробок и баночек), продолжать учить девочек работе с тканью, нитками и иглой. Учить составлять выкройки.

Труд в уголках « Самоделкин», « Мастерица».

музыка

Воспитывать интерес к музыкальным произведениям.

Песни о труде взрослых.

самостоятельная

социализация

Познакомить детей с профессиями и трудовыми действиями.

Рассматривание иллюстраций о труде взрослых.

чтение художественной литературы

Дифференцированно оценивать действия детей.

Чтение книги Маяковского «Кем быть».

физическое воспитание

Развивать физические способности детей с учётом пола.

Школа мяча для мальчиков, ритмика - для девочек.

НОЯБРЬ

познание

Познакомить с профессиями мужчин и женщин.

Путешествие по морю профессий

совместная

художественное творчество

Отображать в рисунках полученные знания

Рисование» Кем я хочу быть «

коммуникация

Развивать связную речь.

Дидактическая игра «Кто работает в детском саду».

социализация

Учить отображать в игре полученные знания.

Сюжетно- ролевая игра «Скорая помощь»

труд

Изготовить атрибуты к игре скорая помощь.

Работа в уголках « Самоделкин » и « Мастерица»

коммуникация

Отвечать на вопросы полными предложениями

д/игры» Поймай- скажи», «Кому, что нужно для работы».

самостоятельная

социализация

Заучивать пословицы о  доброте, ласке, трудолюбии.

Обыгрывание ситуации» просьба о помощи».

чтение художественной литературы

Учить высказывать свое отношение к поступкам героев.

Чтение книги К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

физическое воспитание

Продолжать осваивать упражнения для формирования правильной осанки.(девочки).закреплять навык  ведения мяча правой и левой ногой (мальчики).

Школа мяча для мальчиков, ритмика для девочек.


Раздел 2. Я мальчик — будущий мужчина. Я девочка — будущая женщина 

Задачи:

  1. Расширить знания детей о специфических чертах личности мужчины: героизм, отвага, смекалка, смелость, благородство, решительность, умение преодолевать трудности, защита слабого.
  2. Формировать эмоционально положительное отношение к выполнению будущей социальной роли мужчины.
  3. Расширить знания детей о специфических чертах личности женщины: доброта, трудолюбие, отзывчивость к чужому горю, внимательность, самоотверженность, заботливость, желание опекать и оберегать малышей.
  4. Формировать эмоционально положительное отношение к выполнению будущей социальной роли женщины.

 

Виды деятельности

Образовательная область

Задачи

содержание

ДЕКАБРЬ

художественное творчество

Формировать умение рассказывать о своих чувствах, доброжелательно относиться к сверстникам.

Поощрять творческие появления детей в художественно- изобразительной деятельности.

Рисование своего портрета

совместная

коммуникация

Развивать воображение умение рассказывать о своих чувствах.

Аппликация «Мой портрет»

социализация

Объединять одним сюжетом ролевые игры:»Семья», «Детский сад», «Скорая помощь».

Сюжетно- ролевые игры. Дежурство по столовой.

труд

Трудиться сообща, доводить начатое дело до конца.

Труд на участке вместе с папами (снежные постройки)

музыка

Развивать музыкальные способности детей.

Мальчики: упражнение»Приглашение на танец», танец «Гусары», «Девочки» танцевальные этюды «Озорница», Модница», «Снежинки», «Елочка».

самостоятельная

социализация

Проявлять инициативу, самостоятельность

Сюжетно-ролевые игры Строители», « Военные», «Салон красоты», « Ателье».

чтение художественной литературы

Закрепление знаний о героях сказок

В гостях у сказки. Чтение любимых сказок

физическое воспитание

Соревноваться в ловкости, быстроте, умении ориентироваться в неожиданной ситуации.

Спортивные праздники.

ЯНВАРЬ

художественное творчество

Знакомство с портретной живописью.

Рассматривание альбома «Мужской образ в искусстве», « Женский образ в искусстве».

совместная

художественное творчество

Побуждать детей к использованию различных способов рисования.

Выставка рисунков»Рисуют мальчики», «Рисуют девочки».

познание

Расширять знания детей о специфических чертах личности мужчины.

Беседа» Каким должен быть настоящий мужчина».

социализация

Формировать эмоционально положительное отношение к выполнению будущей социальной роли мужчины.

Заучивание пословиц и поговорок о смелости, героизме, отваге.

труд

Развивать интерес  к  труду настойчивость в осуществлении результата.

Работа в уголках «Самоделкин» и «Мастерица».формировать культуру взаимо

Чтение художественной литературы

Формировать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.

 Чтение сказок К. И. Чуковского « Муха- Цокотуха», Ш. Перро «Спящая красавица».

самостоятельная

социализация

Формировать адекватную полу модель поведения

Составление кроссвордов для мальчиков

Художественное творчеству

Учить детей изображать эпизоды из сказок

Рисование «Мой любимый сказочный герой»

физическое воспитание

Дифференцированно оценивать физические качества детей.

Хоккей для мальчиков, ритмика для девочек

ФЕВРАЛЬ

познание

Формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек, представление о дружбе .

Беседа» С кем бы я хотел дружить».

совместная

художественное творчество

Учить детей находить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек

Игра « Кто что носит», рисование «Мой друг»

коммуникация

Закреплять знания  о профессиях мужских и женских профессиях

Беседа « Путешествие по морю пофессий»

социализация

расширять кругозор , воспитывать любознательность

Составление кроссвордов для мальчиков, для девочек

труд

Трудиться сообща, оказывать помощь друг другу

Хозяйственно- бытовой труд

коммуникация

Развивать разговорную речь умение доказывать свои суждения

Дидактическая игра «Кубики настроения»

самостоятельная

социализация

Воспитывать уважение друг к другу

Инсценировка сказки К.И. ЧУКОВСКОГО»Муха-Цокотуха»

чтение художественной литературы

Воспитывать отзывчивость к чужому горю ,способствовать развитию творческого воображения

КВН « В мире сказок»

физическое воспитание

Воспитание мужественности у мальчиков, женственности у девочек

Спортивный праздник ко Дню защитника Отечества»

Раздел 3. Маленькие рыцари и маленькие принцессы

Задачи:

  1. Уточнить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.
  2. Воспитывать у мальчиков смелость, ловкость, активность, упорство, силу воли.
  3. Рассказать о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек, о дружбе между ними.
  4. Формировать модель поведения, адекватную полу

Виды деятельности

Образовательная область

Задачи

содержание

МАРТ

художественное творчество

Воспитывать чувство любви к маме, желание порадовать ее своим вниманием.

Рисование:» Самая лучшая в мире мама моя»

совместная

коммуникация

Развивать коммуникативные навыки игрового взаимодействия

Дидактические игры: « Мое настроение», «Я могу быть другим»

социализация

Способствовать вербализации мыслей и чувств детей

Игра расскажи стихи руками

труд

Поощрять интерес к совместной деятельности детей

Изготовлении дома с родителями атрибутов к игре « Салон красоты»

музыка

Развивать умение передавать свои чувства через исполнение музыкальных произведений

Концерт для мам

самостоятельная

социализация

Формировать умение рассказывать о своих чувствах

Оформление фотомонтажа» Самая красивая мама моя»

чтение художественной литературы

Поощрять творческие проявления детей

Кукольный спектакль по сказке « Морозко»

физическое воспитание

Воспитывать ловкость, выносливость, умение самостоятельно организовывать знакомые игры

Подвижные игры по желанию девочек и мальчиков

АПРЕЛЬ

художественное творчество

Расширять знания детей о мужских профессиях

Рисование:»Полет в космос»

совместная

Физическая культура

Воспитание выдержки, организованности, взаимопомощи

Спортивное развлечение :»Полет в космос»

познание

Знакомство с космическим пространством, планетами, звездами

Игра :» Школа юных космонавтов»

социализация

Формировать у детей понятия о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек

Игра:»С кем бы я хотел дружить»

труд

Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца

Трудовые поручения по созданию красоты, уюта в группе

Чтение художественной литературы

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых

Чтение рассказа Е. Пермяка:» Мамина работа»

самостоятельная

социализация

Применять полученные знания в организации самостоятельных игр

Творческие игры детей, посвященные Дню космонавтики

Художественное творчеству

Воспитание самостоятельности, творческой активности

Конструирование из бумаги «Космический корабль»

физическое воспитание

Дифференцированно оценивать выполнение упражнений детьми

Футбол для мальчиков. Художественная ритмическая гимнастика для девочек

МАЙ

познание

Формировать способность детей принимать правильное решение в экстремальных условиях

Беседа:» Один дома», «я гуляю один»

совместная

художественное творчество

Развивать творческое воображение, умение воплощать в рисунке задуманный сюжет

Рисование:» кем я стану, когда вырасту»

коммуникация

Научить детей вести правильно диалог со сверственниками и взрослыми

Игра « в гости к интересному человеку»

социализация

Воспитывать у детей способность к сочувствию, вниманию к тем,кто нуждается в нашей помощи

Беседа: «Почувствуй мир другого»

труд

Оказывать помощь малышам

Уборка игровой площадки малышей на участке

коммуникация

Прививать навык общения мальчиков с девочками

Упражнения: « Знакомство» , « Приглашение на танец», « Наши отношения»

самостоятельная

социализация

Повышать уверенность в себе

Этюд: «Встреча с другом»

чтение художественной литературы

Формировать адекватную полу модель поведения

Чтение сазки Ш. Перро «Спящая красавица»

Работа с родителями.

Сентябрь                            Папка-передвижка : " Гендерное воспитание в детском саду: что это и для чего?"

Октябрь                                 Консультация  «Семья-главный фактор в становлении гендерной идентичности ребенка»

Ноябрь                              Советы по воспитанию дочери:"Как воспитывать девочку"

Декабрь                            Советы родителям по воспитанию сыновей:  "Психологическое развитие    мальчиков".

Январь                            Рекомендации  дидактических  игр по гендерному воспитанию

Февраль                          Памятка : "Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях".

Март-Апрель                 Родительское собрание "Родителям о воспитании девочек и мальчиков".

Май                                 Анкета по гендерному воспитанию для родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План Самообразования тема:«Нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье».

Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования....

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное фор...

Методическая разработка (2 младшая группа) на тему: План Самообразования тема:«Нравственное воспитание младших дошкольников через любовь к семье».

Повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Углубление знаний через изучение методической литературы по теме самообразования....

План самообразования "Нравственно - патриотическое воспитание детей в средней группе!

Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование у них интереса к национальной культуре, обычаям, традициям....

План самообразования по экологическому воспитанию

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изу...

План Самообразования руководителя физического воспитания в ДОУ.

Дошкольный возраст является ключевым в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем....