План самообразования по экологическому воспитанию
материал на тему

Гилазиева Айгуль Дамировна

 

Богат и многообразен мир природы. Но интенсивная хозяйственная деятельность человека непрестанно вносит в него изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно изучать ее и заботиться об ее охране. Чтобы каждый осознал значимость этого всенародного дела, необходимо уже с детства прививать человеку любовь к природе родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_po_ekologicheskomu_vospitaniyu.docx32.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №404 комбинированного вида»

Авиастроительного района г. Казани

 Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя

Гилазиевой Айгуль Дамировны

на 2019-2024 уч. г.

                                                                                                                 

                                                                                                                     

Казань, 2018г.

Тема:   «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе родного края»

Цель: формирование основ экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.

Задачи:

  • Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.
  • Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.
  • Учить понимать причинно- следственные связи, показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ; формировать представление о том, что человек - часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, от окружающей среды, а их сохранность - обязанность человека.
  • Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.
  • Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность.
  • Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, к диким животным.
  • Учить детей правильно взаимодействовать с природой.
  • Формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, рационально использовать природные ресурсы.
  • Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах города.

                Живая природа - это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег - все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества - в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.

2019-2020 учебный год

Сроки

Формы работы

Сентябрь- октябрь

Составление перспективного плана работы

Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры

П. Г. Саморукова «Как знакомить детей с природой?»

М. В. Лучич «Детям о природе».

Н. А. Рыжова « Не просто сказки»

 Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».

П. Г. Саморукова «Как знакомить дошкольника с природой»

В.Дрязгунова «Дидактические

игры для ознакомления детей с растениями»        

Ноябрь

Семинар-практикум для воспитателей: «Экологическое воспитание –экологическая тропинка в детском саду».

Декабрь

Родительское собрание «Дошкольник и экология».

Январь

Изучить пособие С.Н. Николаевой «Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении», на основе данного пособия разработать проект по экологическому воспитанию «Экология души» с детьми дошкольного возраста.

Февраль

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми.        

Март

Выставка игр, пособий для практической деятельности.

Апрель

Пополнение методической копилки.

Подготовка материала к информационным стендам.        

Май

Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей.

Летний экологический праздник ко Дню охраны окружающей среды:  «Земля – наш общий дом»

2020-2021 учебный год

Сроки

Формы работы

Сентябрь

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения.

Октябрь

Составление проектов, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию.

В течении года

Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования

Ноябрь-Декабрь

Изучить новинку литератур по данной проблеме.

Подготовка статьи для публикации в СМИ        

Январь

Новогодняя акция  с участием родителей «Умный взгляд на мусор»

«Подари бумаге вторую жизнь»

Февраль

Анкетирование родителей.

Изготовление экологической газеты для родителей на тему: «Прикоснись к природе сердцем».

Выступление на педсовете: «Экологическое воспитание детей в детском саду».

Март

Изготовление дидактических игр, пособий по экологии.

Картотека дидактических игр для детей средней группы.

Апрель

 Огород на подоконнике. Цель: заинтересовать детей перспективой  выращивания «зелёных витаминов», дать представление об условиях, необходимых для наиболее быстрого прорастания посевов, формировать навыки труда в природе.; развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о комнатных растениях, об условиях их жизнедеятельности, об особенностях ухода за ними и учить детей видеть их красоту и создавать её своими руками.

Май

Цветочная мозаика. Цель: закреплять знания детей о цветочных растениях, правилах посадки и ухода за ними , формировать трудовые навыки ,учить пользоваться садово-огородным инвентарём, обучать правилам дизайна цветников,, развивать творчество и фантазию детей.

2021-2022 учебный год

Сроки

Формы работы

Сентябрь-октябрь

Работа в центрах активности с детьми. Рассматривание иллюстраций, альбомов.  

Беседы: «Деревья нашего двора»; «Во саду ли в огороде»; «Как мы грибы искали»; рассказ по картине Левитан «Березовая роща» Описание берёзы.

Чтение художественной литературы по теме

Загадывание загадок.

Центр изодеятельности: рисование «Осенняя березка»; «Грибной ежик»; «Цветы на клумбе»; аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев»; «Дары осени»; лепка: «Кисть рябины»; оригами «Цветы, деревья, кустарники».

Центр математики: Д/И «Узнай и назови дерево»; «Что лишнее»; «Что в моей корзинке». 

Наблюдения за деревьями, кустарниками, цветами на клумбе

Наблюдение за уборкой урожая.

Ноябрь-декабрь

Работа в центрах активности с детьми. Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов, прослушивание аудиозаписей «Весёлые уроки Баниласки».

Беседы: «Обитатели скотного двора»; «Где живет медведь»; «Забавные истории о добрых животных»; «Охрана природы»

Чтение художественная и познавательная по теме.

Загадывание загадок.

Центр изодеятельности: рисование «Пушистое животное»; «Зайка серый, где ты бегал?»; «Жил-был тигр»; аппликация «Пингвин на льдине»; «Зайка в зимней шубке»; лепка «Деревенское подворье»; «Пластилиновая сказка»; оригами-животные.

Центр математики: Д/И «Мама, папа и ребенок»; «Загадки и отгадки»; «Кто где живет»; «Пищевые цепочки»; речевые логические задачи «О чем рассказал ежик»; «Кто где зимует».

Изготовление альбомов «Домашние и дикие животные»

Изготовление совместно с родителями макетов:

«Животные наших лесов», «Животные жарких стран»

Проект «Домашние питомцы»

«Мир птиц»

Наблюдения за обитателями живого уголка.

Январь

Изучить пособие С.Н. Николаевой «Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении», на основе данного пособия разработать проект по экологическому воспитанию «Экология наших сердец» с детьми дошкольного возраста.

Февраль

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственной образовательной деятельности с детьми в центрах активности.

Март-апрель

1.Выставка игр, дидактических материалов, пособий для практической деятельности.

2.Проведение мастер – класса среди педагогов по теме.

Май

1.Отчет о проделанной работе.

2.Выступление на педсовете о проделанной работе за учебный год.

2022-2023 учебный год

Сроки

Форма работы

Сентябрь

-Изучение методической литературы по теме.

-Изучение статей в журналах, интернет ресурсов.

Октябрь

Консультация для педагогов “Экологическое воспитание как важный фактор сохранения природы”

Ноябрь-декабрь

Освоение компьютерных технологий, разработка компьютерных игр и пособий по экологическому воспитанию

Январь

Беседы на темы «Что нас окружает? », «Удивительный лес», «Дикие звери Сибири».

Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Экспериментирование ветром.

Д/и «Чей след? », «Чей хвост? ».

Центр изодеятельности: рисование «Золотая осень», «Ветка рябины»; лепка «Животные Сибири»; поделки из природного материала на тему «Осенний лес».

Чтение худ. лит: С. Есенин «Береза», А. Блок «Зайчик»,

И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных.

Февраль-март

Беседы на темы «Птицы родного края», «Клест», «Лесной доктор»

Составления описательных рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке.

Д/и «Птичье лото», «Чей клюв? », «Составь птицу», «Зимующие и перелетные».

Кормления птиц на прогулке.

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

Художественное творчество: рисование «Птицы нашего города», «Птица, придуманная мною»; лепка «Калининские птички».

П/и «Коршун», «Совушка», «Летает- не летает».

Чтение: С. Алексеев «Родная природа» (клест, И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», В. Бианки «Чей нос лучше? », М. Зверев «Лесные доктора».

Апрель

Беседы на темы «Багульник», «Зачем нужно беречь природу? », «Зеленая аптека».

Развлечения «День Земли».

Составления кроссвордов о растениях.

Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Д/и «Я садовником родился», «Расскажи какой цветок? ».

Художественное творчество: рисование «Семья ежей», аппликация «Сирень».

Чтения художественной литературы о растениях, цветах, деревьях .

Май

Мониторинг

Работа с родителями по теме

«Экологическое воспитание дошкольников

через ознакомления с природой родного края»

2023-2024 учебный год

Сроки

Формы работы

Сентябрь

Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. 

Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования.

Подготовка воспитанников в творческих конкурсах по экологии.

В течение года

Октябрь

Подготовка материалов для публикации на интернет сайтах

Ноябрь-декабрь

1.Оформление родительских уголков по теме "Учите с нами»: стихи о временах года, о живой природе, о природных явлениях и т.д.

2. Оформление папок-передвижек на темы: «Береги природу», «Братья наши меньшие», « О чем говорят деревья», «Природа-это жизнь»,«Зелёный спецназ»

Январь

Выставка семейных творческих поделок и рисунков «Красная книга  Татарстана»

Фотовыставки: «Мой личный вклад в сохранение природы», «Любимые места семейного отдыха», «В деревне у бабушки», «Солнце, воздух и вода -наши лучшие друзья»

Февраль

Экологическое мероприятие

«День земли»

«День птиц»;

«Юный эколог»

Март

Конкурс стенгазет «Земля –наш общий дом», «Четыре времени года»

Апрель

Презентация опыта работы по теме самообразования        

Творческий отчёт для педагогов

Май

День открытых дверей «Заходите к нам на огонек»

Субботник «Поможем земле легко дышать»,

Трудовая деятельность «Посади свое дерево.»

«Дома для пернатых друзей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».

Тема: «Экологическое воспитание детей среднего возраста».Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском садуЗадачи:-Овладение методами экологического воспитания, совершенствован...

План по самообразованию Тема Экологическое воспитание дошкольников.

Бога и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребёнка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу - задача и долг взрослых:  педагогов, р...

план самообразования по экологическому воспитанию детей среднего возраста

Разработка годового плана самообразования по экологическому вопитанию с детьми среднего возраста...

План по самообразованию по экологическому воспитанию дошкольников на тему: «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста бережного отношения к природе посредством дидактических игр».

В документе предтавлен план по самообразованию на год во второй младшей группе на тему: «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста бережного отношения к природе посредством дидактических ...

План самообразования по экологическому воспитанию и природоохранной культуры дошкольников в ДОУ на 2023-2024 учебный год.

Проблемы сегодняшнего времени: сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания, чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы...