Статья на тему: «Формирование самостоятельности у детей трех лет»
статья (младшая группа) по теме

Иванова Татьяна Сергеевна

статья на тему : " Формирование самостоятельности у детей трех лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Формирование самостоятельности у детей трех лет»

Проблема формирования самостоятельности у детей раннего возраста  бесспорна, так как знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от воспитателя к ребенку, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы является формирование высококультурной личности, так как только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками.

Совокупный анализ исследований по данной проблеме позволяет выделить ряд ступеней в становлении самостоятельности, а также характерные особенности проявления самостоятельности детьми в разных видах деятельности и на разных возрастных этапах.

Первые проявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами в младшем дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьева является периодом «первоначального фактического складывания личности».

Дальнейшее развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности (игровой, трудовой, учебной), в которых он приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.

Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы, в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата, в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Формирование самостоятельности в трехлетнем возрасте.

Три года - очень важная веха в жизни ребенка, ведь именно к трем годам у него появляется четкое осознание собственного «Я» (определить это можно по тому, что ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения). Родителям очень важно знать, каким должно быть нормальное развитие ребенка в 3 года.

Начнем с познавательного развития. Трехлетние дети свободно ориентируются в плоскостных геометрических фигурах, с некоторой помощью взрослых - объемных геометрических фигурах и их свойствах, основных цветах спектра и их оттенках (при практическом сравнении), ахроматических цветах.

Ребенок трех лет использует в играх с предметами и повседневной жизни предметы-орудия, конструирует несложные фигуры из кубиков (самостоятельно), а также поделки из бумаги и природных материалов (с помощью взрослого). При высокой заинтересованности ребенок способен концентрироваться на игровых заданиях в течение 20-25 минут, не отвлекаясь.

Творческое развитие ребенка в 3 года тоже не стоит на месте. Ребенок начинает проявлять интерес к различным видам изобразительной деятельности: рисование, аппликация, лепка. Также увеличивается интерес ребенка к музыке и пению: он с удовольствием слушает хорошую музыку и эмоционально на нее откликается, начинает петь, передавая мелодию и ритмический рисунок, осваивает простые танцевальные движения и с удовольствием играет в музыкальные сюжетно-ролевые игры.

В три года у ребенка уже достаточно неплохо развиты основные движения. Он хорошо ходит, бегает, прыгает, а также лазает по вертикальной лесенке, перелезает через препятствия и проползает под ними. Улучшаются навыки игры с мячом. К трем годам ребенок обычно умеет скатываться на санках с горки.

В этом возрасте можно начинать учить его кататься на трехколесном велосипеде и ходить на лыжах, помогать малышу осваивать движение в воде (плавать, возможно, пока и рано, но уже можно учить ребенка не бояться воды).

Речевое развитие ребенка в 3 года также прогрессирует. Активный словарь в этом возрасте составляет примерно 1500 слов, пассивный - в 5-8 раз больше. Знания ребенка об окружающем мире начинают выстраиваться в определенную систему.

Ребенок употребляет все части речи (в том числе и личные местоимения), грамматически правильно согласует слова в простых предложениях, начинает употреблять небольшие сложноподчиненные предложения (в основном с причинно-следственной связью). В три года ребенок становится «почемучкой»: он начинает задавать много вопросов, стремясь получить на них ответы.

Важно помнить, что темпы речевого развития у детей достаточно индивидуальны. Не стоит ругать ребенка за ошибки в речи: детям в этом возрасте свойственны словотворчество и грамматические ошибки. Нужно мягко поправлять ребенка, но не заострять на ошибках внимание: это может привести к тому, что он начнет коверкать слова специально.

В три года ребенок становится раскованнее в общении, стремится к диалогу как с другими детьми, так и со взрослыми, испытывая потребность в общении. От одиночных сюжетно-ролевых игр он все чаще переходит к совместным играм с другими детьми.

Как уже было сказано, к трем годам у детей обычно сформирована «система Я». Ребенок осознает себя не только как отдельную личность, но и как члена определенной группы людей (семьи, детского коллектива). Из-за четкого осознания себя как личности ребенок начинает вести себя по-другому — у него наступает кризис трех лет. Этот период развития ребенка сопровождается негативизмом, упрямством, строптивостью, своеволием, протестом, обесцениванием родительского авторитета, деспотизмом.

Это непросто и для родителей, и для самого ребенка. Поэтому очень важно правильно выстроить линию поведения в отношении трехлетнего ребенка - чрезмерная авторитарность так же вредна, как и излишнее попустительство. Ребенку в этом возрасте важна ваша поддержка, забота и любовь, но нельзя позволять ему «садиться на шею».

Таким образом, три года - это своего рода первая ступенька на пути к самостоятельности. Разумеется, очень важно, чтобы развитие ребенка в 3 года соответствовало возрастным нормам, однако не следует забывать, что нормы рассчитаны на «среднестатистического» ребенка, а таких детей просто-напросто не существует. Так что лучшее, что можно посоветовать родителям, - заниматься с ребенком, уделять ему свое внимание. Тогда удастся вместе преодолеть кризис трех лет, а темпы развития малыша будут соответствовать его возрасту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему"Формирование самостоятельности у детей 6-7 лет

Оказать помощь родителям в формировании самостоятельности детей при подготовке к школе....

Консультация для родителей 2 младшей группы (с 3 до 4 лет) по теме «Формирование самостоятельности у детей»

Консультация для родителей 2 младшей группы (с 3 до 4 лет) по теме«Формирование самостоятельности у детей»...

Консультация для родителей 2 младшей группы (с 3 до 4 лет) по теме «Формирование самостоятельности у детей»

Наверное каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ёще в раннем возрасте. От совместных усилий ...

Консультация для родителей 2 младшей группы по теме «Формирование самостоятельности у детей»

Наверное, каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ещё в раннем возрасте. От совместных усилий...

Консультация для родителей 2 младшей группы (с 3 до 4 лет) по теме «Формирование самостоятельности у детей»

Наверное каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются ёще в раннем возрасте. От совместных усилий ...

Статья на тему “Мелкая моторика у детей трех-четырех лет: развитие и рекомендации для родителей”

Мелкая моторика является важным аспектом развития ребенка, поскольку она влияет на его способность к обучению, речь, координацию движений и общее развитие. В данной статье мы рассмотрим особенности ме...