Опыт работы
рабочая программа (средняя группа) на тему

Капустина Светлана Анатольевна

<a target="_blank" href="http://l.120-bal.ru/">Литература</a> 

Условия возникновения

Если в дошкольные годы не заложить у девочек мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, то есть не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Наблюдая же за детьми в моей группе, заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали меня»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_k.s.a.docx42.48 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщённый педагогический опыт педагога муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Ф.И.О. Капустиной Светланы Анатольевны

(МБДОУ «Црр-д\с №3» Дошкольное отделение «Мечта»)

Тема опыта: «Овладение детьми полоролевым опытом на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками»

Содержание

1. Сведения об авторе.

2. Условия возникновения опыта.

3. Актуальность опыта.

4. Ведущая педагогическая идея опыта.

5. Длительность работы над опытом.

6. Теоретическая база опыта.

7. Новизна опыта.

8. Технология опыта.

9. Результативность опыта.

10. Список литературы.

11. Приложение.

В свете требований ФГОС гендерный подход рассматривается как «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром». Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время.

Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин.

Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью.

Современное российское общество находится сегодня на этапе демократического развития. Один из основных принципов демократического общества – это признание равных прав женщин и мужчин во всех областях, которое должно формироваться с раннего возраста. Этому могут способствовать принципы гендерного подхода к образованию.

Полоролевое или гендерное воспитание? Есть ли разница? Полоролевое воспитание детей в России осуществлялось естественно. Девочки большую часть времени проводили с мамой, а мальчиков с трёх лет воспитывал папа. Дети постоянно общались со своими родителями, в результате чего у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. При многочисленных исследованиях учёные пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (род), который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры.

Становление гендерной идентичности является серьёзной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики воспитываются только мамой или бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины. В результате содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и девочек. Стратегия обучения, формы и методы работы с детьми чаще всего рассчитаны на девочек. Но женщина по определению не может правильно воспитать мальчика, так как у неё другой тип мышления.

1. Сведения об авторе:

Капустина Светлана Анатольевна.

Образование:

Средне - профессиональное

Полное наименование учебного заведения, год его окончания:

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области

«Тульский педагогический колледж № 1» г. Тула (от11.06.2015г.)

Специальность по диплому:

Специальное дошкольное образование.

Квалификация:

Воспитатель детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии и с сохранным развитием.

Место работы:

МБДОУ «Црр-д\с №3» дошкольное отделение «Мечта».

Должность:

Воспитатель.

Педагогический стаж:

5 лет 9 месяцев

Стаж работы в занимаемой должности:

5 лет 9 месяцев

Информация об опыте
2.Условия возникновения
Если в дошкольные годы не заложить у девочек мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, то есть не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.
Наблюдая же за детьми в моей группе, заметила, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали меня».
На основании всего этого был сделан вывод о необходимости проведения работы по формированию у детей полоролевой социализации, просвещению родителей по вопросам гендерном воспитании.


3.Актуальность опыта
Многие зарубежные и отечественные ученые рассматривают процесс гендерного воспитания и просвещения детей как актуальную проблему современного общества. На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ. gender – род, который обозначает социальный пол, пол как продукт культуры). 

Основная цель процесса гендерного воспитания состоит в создании 
полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ, как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. 

Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью. Всё это позволило сделать вывод о необходимости создания условий для гендерной социализации дошкольников. Социально осознанное воспитание необходимо начинать с детского сада, с момента, когда ребёнок начинает различать пол.


4.Ведущая педагогическая идея опыта

Работа по гендерному   воспитанию в  детском саду направлена на овладение детьми элементами культуры в сфере  взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения.

Основная идея моего опыта состоит в создании полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ, как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами  полоролевого  поведения  на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.


5. Длительность работы Над опытом работала два года, начиная со второй младшей группы.

Диапазон

Основная работа по реализации целей проводилась в период с октября 2014 г. по декабрь 2016 г. 

В создании полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ использовались различные формы работы.

  1. Консультации для родителей.
  2. НОД.
  3. Проектирование.
  4. Консультации для педагогов.
  5. Игры.
  6. Беседы.
  7. НОД по сказкам.
  8. Работа по предметно-развивающей среде.


6. Теоретическая база опыта

В основе формирования опыта- инновационные программы и методики по гендерному воспитанию. Сущность гендерной социализации, согласно А.В. Мудрику, заключается в том, что мальчики и девочки, развиваясь в условиях жизни конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в нем гендерные роли и культуру взаимоотношения полов. Гендерная социализация предполагает формирование гендерной идентичности и освоение гендерных ролей, в том числе и то, как на этот процесс влияют гендерные стереотипы. В программе Н. Вераксы «От рождения до школы» начиная с 1 младшей группы в образовательную область «Социализация» включена задача
«Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».

Комплексные и парциальные программы воспитания С.А. Козловой «Я – человек», Н.Е. Татаринцевой «Мир мальчика и девочки», Л.В. Коломийченко «Программа полового воспитания детей дошкольного возраста», И.П. Шелухина «Мальчики и девочки: дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста» предлагают основные направления приобщения детей к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, требующими применения гендерного подхода в дошкольном образовании. В условиях реализации ФГТ Российской Федерации к дошкольному образованию все более востребованной становится разработка методик гендерного воспитания девочек и мальчиков, способствующих формированию гендерной идентичности (гендерной принадлежности). 

Программа Л.И Мокроусовой «Северная жемчужина», О.Н.Князевой «Приобщение к истокам русской народной культуры» дает возможность знакомить детей с русскими народными играми, пословицами и поговорками о женских и мужских качествах, о семье, труде. 


7. Новизна 

Сегодня активно обсуждаются возможности применения гендерного подхода для решения теоретических и практических задач воспитания дошкольников, рассматриваются модели гендерного воспитания мальчиков и девочек, анализируются перспективы их применения в социальном и семейном воспитании, что приводит к активному развитию гендерных исследований в педагогике. Развитие новой отрасли педагогики представляет собой одну из составляющих модернизации содержания образования и воспитания, нацеленных на поиск теоретико-методологических оснований и механизмов влияния на социализацию личности, отвечающих потребностям современной педагогической реальности.



8. Технология опыта

В процессе формирования опыта были отработаны следующие направления.

  1. Изучение теоретических знаний о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностях их воспитания.
  2. Работа с детьми.
  3. Построение соответствующей предметно - развивающей среды.
  4. Работа с родителями и педагогами.


На начальном этапе работы подбирала и анализировала теоретический и практический материал. Изучила психолого-педагогическую литературу по теме «Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста», «Гендерный подход в воспитании и обучении дошкольников», «Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек», «Игры мальчиков и девочек», «Использование народного фольклора в гендерном воспитании детей дошкольного возраста», «Приобщение старших дошкольников к азам трудовой деятельности взрослых».

Через совместную деятельность и режимные моменты, которые больше предполагают учет гендерных особенностей детей, в индивидуальную и непосредственную образовательную деятельность также внесла элементы гендерного воспитания. Познавательные беседы, игры, занятия были направлены на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно- бытовой и нравственно- этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания. Накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах, способствует овладению ребёнком ценностями и способами полоролевого поведения. 

Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляла дифференцированный подход к ним и в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. На таких занятиях использую следующие методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников:


  • Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем).

  • Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5).

  • Различия в обучении сложным двигательным движениям ( метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам).

  • Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки).

  • Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как).

  • Акцентрирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.


Проводила работу по оснащению спортивных уголков в группах в соответствии с потребностями мальчиков и девочек. 

Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. Вместе с музыкальным руководителем работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль), мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально-ритмических движениях используем дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, (наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле. Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки, поговорки, народные игры). Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используем при театрализации. 

Гендерный подход находит своё отражение и в организации трудового воспитания дошкольников. Одним из эффективных методов в организации воспитательного процесса с учётом гендерного подхода является совместное выполнение мальчиками и девочками трудовых поручений. Главное условие выполнения трудовых заданий - распределение ручного и хозяйственно-бытового труда с учётом пола ребёнка. Желательно педагогическую работу осуществлять по отношению к разнополым парам, куда войдёт и мальчик, и девочка. Очень важно, чтобы дети научились распределять трудовые обязанности по принципу «взаимодополнения» при уборке помещения, при изготовлении простейших игрушек для малышей, при дежурствах по столовой и т.д. При организации такого вида труда необходимо у мальчиков формировать первые навыки владения такими инструментами, как молоток, ножовка, а у девочек - умение украшать интерьер, совершенствовать навыки шитья, умение ухаживать за малышами (разновозрастные группы). Большое значение в поддержании интереса детей к этой деятельности имеет поощрение: «Как хорошо у вас получается, когда вы стараетесь всё делать аккуратно!», «Приятно, когда вы заботитесь друг о друге!» и т.д. 

Чтение художественной литературы по интересам, обсуждение литературы, например: девочки находят женские поступки в рассказе, а мальчики мужские поступки, обсуждаем стихотворение «Если был бы я девчонкой» с мальчиками. Во время беседы, например: «Профессии моих родственников» девочки рассказывают про профессии мам, а мальчики рассказывают про профессии своих пап. На занятии «Мама дома, мама на работе, мама в свободное время» - девочкам предлагается рассказать о своих мамах, о домашних обязанностях, а мальчикам – как мама проводит свободное время, куда ходит: в театр, в кино, тренажерный зал. Нравятся детям сюжетно – ролевые игры «Показ моделей», «Дочки-матери», «У нас гости», », «Салон красоты», «Лесная школа», «Магазин», «Строительство», «Медицинские работники». Дидактические игры: «Наши прически», «Лото для девочек», «Ателье», «Дорожные знаки», «Наше здоровье», «Профессии», «Кем я хочу стать? Кем буду работать? », «Кто что делает? »; развлечения «День Матери», некоторые развлечения проводились совместно с музыкальными руководителями: «23 февраля», «8 марта».

Совместные игры провожу с учетом гендерного воспитания: «Поездка в магазин» - девочки - пассажиры, мальчики – шоферы, «Отправляемся в путешествие» - сумки несут мальчики, девочки накрывают на стол.

Дети могут самостоятельно рассматривать энциклопедии для мальчиков и девочек – по интересам; раскраски по интересам – для девочек и мальчиков; игры в лото, домино. 

Некоторые элементы внесены в организацию непосредственно-образовательной деятельности с учетом гендерных особенностей, а именно: перед непосредственно-образовательной деятельностью организуется дежурство: мальчики расставляют столы и стулья, а девочки раскладывают раздаточный материал. Во время проведения непосредственно образовательной деятельности использую различные инструкции, например: даю задание посчитать девочкам количество предметов, а мальчикам найти соответствующую цифру; на речевом развитии – при пересказывании рассказов – первыми пересказывают девочки, так как они быстрее запоминают информацию, потом мальчики, так как мальчикам требуется дополнительный речевой образец. 

Проводится также работа по подгруппам, по парам (девочка – мальчик): девочки вырезают детали, так как они очень аккуратны, а мальчики намазывают клеем детали и приклеивают; но это касается только итоговых мероприятий, когда навыки детей уже отработаны; работа по подгруппам: девочки делают снеговику шляпки, бусы, а мальчики галстук и шапку.

Для реализации гендерного воспитания необходима соответствующая развивающая среда. Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль воспитателя, в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных ее элементов с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка. Образовательная среда в группе создана с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и сконструирована таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. В группе есть уголок грамотности с учетом гендерных особенностей детей, также создала уголок дидактических игр полоролевого воспитания, подобраны атрибуты к сюжетно-ролевым играм, подобрана литература и журналы для мальчиков и девочек. 

Конструктивная деятельность - одно из любимых занятий как мальчиков так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки. Поэтому в группе оборудован уголок «Лего». В нем есть крупные напольные и мелкие детали различных видов и назначений, образцы построек, мелкие игрушки для обыгрывания. 

Групповая комната оформлена с учётом используемых простейших маркеров гендерных различий. Гендерный подход находит своё отражение и при воспитании культурно-гигиенических навыков. На дверях туалетной комнаты имеются таблички с условными знаками, которые позволяют определить, куда и кому можно войти: мальчикам или девочкам.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики - шумные, наполненные движениями. В группе созданы условия для игр «Пожарные», «Моряки», «Военные». Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаю преодоление разобщённости между ними и организацию совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. 

Безусловно, важным фактором в процессе формирования психического пола ребенка является семья и, пример поведения родителей, их взаимоотношений и трудового сотрудничества друг с другом и с детьми, и в особенности мальчиков с отцами и дедушками, а девочек - с матерями и бабушками. Семья - важнейший институт полоролевой социализации детей. Очень часто в семьях современного типа мать занимает главенствующую позицию, и как следствие, - отсутствие стабильности в занимаемых гендерных позициях. Поэтому ребёнок часто не осознаёт роли, отведённой его полу. Подобная ассимметрия в распределении половых ролей характерна для неполных семей, где чаще всего родителем является «мать-одиночка» или бабушка. У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность. Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребёнок, наоборот, становится чёрствым и жёстким. Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнёт может стимулировать неправильное увлечение ребёнка. Для того, чтобы обеспечить полноценное развитие ребенка в семье с учетом его гендерных особенностей, родители должны быть знающими, осведомленными в данном вопросе, т. е. компетентными. При этом компетентность родителей не может появиться в результате того, что они прослушают лекцию или их проконсультирует специалист. Компетентность родителей предполагает овладение ими культурологическими аспектами гендерного воспитания, которые включают широкий круг вопросов социального, психолого-педагогического и даже исторического плана. 

В связи с этим работа с родителями строится через участие в различных выставках, через различные виды деятельности, консультации индивидуальные, подгрупповые, фотовыставки «Моя семья», газеты к 23 февраля, Дню Матери; развлечения «8 Марта», «День защитника Отечества». 

9. Результативность

За время работы над опытом, используя в своей работе новые методики, инновационные технологии, ряд различных мероприятий, я достигла хороших результатов, о чем свидетельствуют диагностика и диаграмма. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. 

Таким образом, принимая во внимание проведенную работу и ссылаясь на диагностические данные, хочется отметить: у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу. Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с воображением. 


10. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте // Психологические основы формирования личности. - М.: ВЦНИИ «Школа и педагогика», 1986. - 861 с.
  2. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998. – 124 с.
  3. Бабаева Т.И. Младший дошкольник в детском саду: Как работать по программе "Детство". - Издательство: "Детство-Пресс", 2010. -288 с.
  4. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2007. - 208 с.
  5. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. - Издательство: "Мозаика-Синтез", 2008. - 128 с.
  6. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка – Пресс, 2009. – 132 с.
  7. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - Издательство: "Учебная литература", 2008. - 160 с.
  8. Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 138 с.
  9. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. проф. учеб. Заведений.- Издательство: "Академия", 2010. - 416 с.
  10. Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов на Дону, 2007. – 251 с.
  11. Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет: Конспекты занятий. - Издательство: "Айрис-пресс", 2009. - 208 с.
  12. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. - Издательство: "Линка-Пресс", 2009. - 96 с.
  13. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997. – 230 с.
  14. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. Издательство: "АРКТИ", 2006. - 88 с
  15. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для ДОУ. - Издательство: "Детство-Пресс", 2009. - 64 с.
  16. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. - Издательство: "Речь", 2010. - 176 с.
  17. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2008. - 96 с.
  18. Щетинина А.М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2010. - 128 с.
  19. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: Методическое пособие для воспитателей д/сада. - Издательство: "Дрофа", 2006. – 176.



11. Приложение 1

Памятка для педагогов при общении с мальчиками и девочками

Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но очень любить.

Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.

Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.

Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.

Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

Старайтесь, давая задание мальчикам, как в детском саду, в школе, в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого “эмоционального” полушария мозга). Мальчик в этом случае истощается интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной своей заповедью сделайте – “не навреди!” 


Приложение 2
Перспективный план работы полоролевой социализации детей.
(Средняя группа)

Время проведения

Занятия

Предметно-развивающая среда

Совместная деятельность воспитателя и детей

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

1квартал
сентябрь, октябрь, ноябрь

«Давайте познакомимся»
Цель: способствовать самораскрытию, развивать уверенность в себе, позитивное принятие себя и окружающих.

«Моё я»
Цель:формировать представление о своём «Я» и позитивное отношение к себе.

-оформление мини-центров «Парикмахерская», «Гараж», пополнение атрибутами центров «Семья, «Салон красоты»

игра «Познакомимся получше»; Упражнение «Волшебная ромашка»; Беседа «Чем мы похожи? Чем отличаемся?»,
Игра «Кто я?».

 рисование «Какой я»;
- дидактические игры «Одень мальчика, одень девочку»;
«Кому что нужно»
- упражнение «Снежный ком из ласковых имён»
- сюжетно - ролевая игра «Семья»

консультация «Игры и игрушки для мальчиков и девочек»,

проведение анкетирования.

2 квартал
декабрь, январь, февраль

«Мои друзья – мальчики и девочки»
Цель: расширить представления о сходстве и различии людей по половому признаку, о психологических характеристиках мальчиков и девочек, воспитывать эмоционально положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола.

«Рисуем эмблему».
Цели: продолжить работу по ознакомлению с качествами «мужественности», «женственности», развить экспрессивные способы самовыражения, повысить внутригрупповое доверие и сплочённость группы.

-обновление и пополнение мини-центров «Больница», «Библиотека»,
-оформление альбомов на тему «Одежда для женщин», «Одежда для мужчин»

 -беседа о желаниях;
- чтение художественной литературы: С. Маршак «Ежели вы вежливы»;
- игра «Мой пропуск в волшебную страну»
-игра «Комплименты»;
упражнения «Чем мы похожи»;
«Горячий стул»

-работа в раскрасках для девочек и мальчиков;
-дидактическая игра «Ателье»
-сюжетно - ролевая игра «Пилот», «Медсестра»;

консультация «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях»
организация помощи в оформлении мини-центров.

3 квартал 
март, апрель, май

«Мы заботимся друг о друге».
Цель: выявить и расширить знания друг о друге, закрепить знания о различных предметах одежды, обуви, головных уборов для мальчика или девочки, мужчины и женщины, развивать логическое мышление.
«Знакомство с родословным древом».
Цели: обогатить знания детей об их близких родственниках, повысить самооценку и настроение

изготовление генеологического древа;
создание альбома «Моя семья»;
организация выставки фотографий на тему «Моя семья»

 -наблюдение за работой младшего воспитателя, дворника;
-беседа о профессиях женских и мужских;
-заучивание пословиц и поговорок о семье.

- рассматривание иллюстраций «Семья»
- д\и: «Кто чем занят»
- д/и: «Ты мне кто?»;
-рисование:

 «Моя семья»

Консультация «Гендерное воспитание девочек и мальчиков».


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте // Психологические основы формирования личности. - М.: ВЦНИИ «Школа и педагогика», 1986. - 861 с.
  2. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998. – 124 с.
  3. Бабаева Т.И. Младший дошкольник в детском саду: Как работать по программе "Детство". - Издательство: "Детство-Пресс", 2010. -288 с.
  4. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2007. - 208 с.
  5. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. - Издательство: "Мозаика-Синтез", 2008. - 128 с.
  6. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка – Пресс, 2009. – 132 с.
  7. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - Издательство: "Учебная литература", 2008. - 160 с.
  8. Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 138 с.
  9. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. проф. учеб. Заведений.- Издательство: "Академия", 2010. - 416 с.
  10. Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов на Дону, 2007. – 251 с.
  11. Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет: Конспекты занятий. - Издательство: "Айрис-пресс", 2009. - 208 с.
  12. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. - Издательство: "Линка-Пресс", 2009. - 96 с.
  13. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997. – 230 с.
  14. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. Издательство: "АРКТИ", 2006. - 88 с
  15. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для ДОУ. - Издательство: "Детство-Пресс", 2009. - 64 с.
  16. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. - Издательство: "Речь", 2010. - 176 с.
  17. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2008. - 96 с.
  18. Щетинина А.М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2010. - 128 с.
  19. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: Методическое пособие для воспитателей д/сада. - Издательство: "Дрофа", 2006. – 176.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.

Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы должны отвечать требованиям современной государственной образовательной политики РФ, при их разработке, безусло...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...