Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии инициативы и самостоятельности дошкольников.
статья на тему

Мухамедшина Руфина Гайсеевна

В статье рассмотрены понятия «инициативность», «самостоятельность», «среда». Раскрыта роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии самостоятельности и инициативы ребенка в условиях. Рассмотрены возможности коллекционирования как способа создания развивающей среды и способствующего развитию указанных качеств у дошкольников.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_state_rassmotreny_ponyatiya.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

В статье рассмотрены понятия «инициативность», «самостоятельность», «среда». Раскрыта роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии самостоятельности и инициативы ребенка в условиях. Рассмотрены возможности коллекционирования как способа создания развивающей среды и способствующего развитию указанных качеств у дошкольников.  

Ключевые слова: среда, инициатива, самостоятельность, коллекционирование  

The article examines the concept of «initiative», «independence», «environment». Developing the role of subject-spatial environment in the development of independence and initiative in the child. Possibilities of collecting as a way of creating a developmental environment conducive to the development of these qualities in preschool children.  

Key words: environment, initiative, independence, collectibles  Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность. В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора [1]. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей [2]. Самостоятельность — это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач [3: 7]. Под инициативой мы понимаем действие, направленное на преодоление наличной ситуации в соответствии с собственным замыслом. Инициативность выступает как личностное качество, которое начинает формироваться в дошкольном детстве. Известно, что на развитие личности ребенка, его познавательной самостоятельности оказывает влияние множество факторов  стихийных и специально организованных, природных и социальных. Наряду с другими факторами развития личности учёные и педагоги-практики выделяют среду окружение, в которой пребывает ребёнок, и посредством которой он себя реализует как личность, проявляя свою самостоятельность через взаимодействие с ней [5: 33] Среда  система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития [6: 85]  Развивающая предметная среда  совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка [4: 37]. Развивающая предметная среда  это система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащённая среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка [6: 87]. Предметно-развивающая среда – понятие, включающее в себя не только все то, что окружает ребенка, но и тактичное направляющее влияние взрослого, создающего эту среду. Помня о колоссальных возможностях предметно-развивающей среды, мы используем их для обучения детей «…всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой окружающего мира». Одним из способов создания предметной среды мы считаем подготовку коллекционного материала. Любая коллекция – это собрание необычного, удивительного, нового для ребёнка. Наша задача – помочь маленьким первооткрывателям увидеть чудесное в обычном, сохранить, унести с собой ускользающую красоту – сверкнувшую раковинку, птичье перышко, улетающий резной листок…  Коллекции, доступные для дошкольников, могут быть самыми разнообразными.  Организуя образовательную деятельность в рамках данного смыслового контекста, следует использовать материал, легко поддающийся группировке, сортировке по видам в рамках общего родового понятия. Это может быть как реальный (например, образцы минералов (камешков), значков, открыток и т.д.), так и образный материал (множество иллюстративных карточек-вырезок, например, видов транспорта, животных и пр.). Воспитатель и дети обсуждают материал, ищут черты сходства и различия между объектами, находят в результате обсуждения – рассуждения возможные основания для группировки. Затем материал размещается в заранее приготовленной классификационной таблице. Это может быть лист ватмана с обозначенным вверху родовым именем сравниваемых объектов и пустыми графами. В работе принимают участие все дети, подбирая нужные объекты и располагая их на классификационной таблице. Если исследуются реальные объекты, они размещаются в подходящие ёмкости.  К работе с коллекциями существуют определённые требования: собирать коллекции целесообразнее совместно со взрослыми, которые могут повлиять на содержание, эстетичность и развивающую направленность экспонатов; образцы коллекции при необходимости помыть, почистить, перебрать; разместить образцы желательно в одинаковых коробочках, ящичках, стаканчиках и т.д. Выбирать тему коллекции лучше исходя из интересов ребёнка. Объекты коллекций должны соответствовать возрастным особенностям восприятия детей, быть доступны для понимания. Чем богаче коллекция, тем выше её развивающий компонент. Необходимо также учитывать гендерные особенностей детей (коллекции для девочек и коллекции для мальчиков); учитывать возрастные особенности детей - в младшем возрасте детей привлекают игрушки животных, в старшем - фигурки динозавров, модели автомобилей, открытки, значки и т.д. Все объекты коллекции должны быть безопасны с гигиенической стороны и в работе с ними. Учитывается также и природоохранный аспект (данное требование относится к природным объектам коллекций, которые относятся к редким или занесенным в Красную книгу видам растений, либо к объектам, при сборе которых наносится вред природе (ломание веток деревьев, вырывание растений с корнями и т.д.).  В группе должно быть отведено место для выставки объектов, и хранения коллекции. Целесообразнее, если коллекции в детском саду служат не просто образцами, а объектами, с которыми ребёнок имеет возможность играть, постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно размещать коллекции так, чтобы они были доступны детям; иметь эстетичный, привлекательный вид; все объекты должны быть систематизированы по категориям. Коллекционированием мы начали заниматься с детьми во второй младшей группе. Заинтересовавшись коллекциями педагогов, дети сами и по нашей просьбе стали приносить в группу фишки и игрушки, которые они собирают, но неохотно давали их рассмотреть или поиграть своим товарищам. Старались все принесенные вещи поскорее забрать домой. Свою работу по организации познавательно-исследовательской деятельности мы строили с учетом принципов, изложенных в ФГОС ДО [2]: - принцип развивающего образования;  

- принцип научной обоснованности и практической применимости; - принцип интеграции образовательных областей.  А также обеспечивая самостоятельность и инициативу детей, и возможность выбора детьми материалов и видов активности.  Работа с коллекциями основывалась на интересах детей, с учетом их возрастных особенностей. Нами были собраны следующие виды коллекций: «Плоды» (были представлены плоды фруктовых деревьев, ягоды в засушенном виде, орехи, бобовые, шишки, желуди, семена растений); «В мире животных» (собирались фотоматериалы и фигурки различных животных);  «Какие бывают листья» (засушенные листья различных растений, в том числе различные виды хвои); «Камни и минералы»; «Ракушки»; «В море синем»; «Цветы»; «Чудеса природы»;  фотоматериалы интересных явлений природы, необычные растения, редкие животные; «Песок, глина, почва»; «Живое прошлое Земли» ( коллекция фигурок динозавров).  Коллекции оформлялись в отдельные папки, альбомы, выставки, макеты.  С данными видами коллекций проводилась следующая работа: самостоятельные игры и рассматривание объектов, обследование предметов, изучение признаков объектов, составление морфологических карт, экспериментирование, дидактические игры на классификацию, составление книг, сбор интересных фактов об объектах, способах их применения, изготовление поделок.  Большое внимание при сборе коллекций уделялось бережному отношению к природе. Подчеркивалась ценность каждого объекта. Отмечалась эстетика и своеобразие предметов коллекции.  В ходе работы осуществлялось тесное взаимодействие с родителями детей. Они активно участвовали в сборе материала, оформлении, беседах с детьми на интересующие темы, приносили свои личные коллекции в группу. Так же для родителей были подготовлены консультации на следующие темы: «Растим любознаек», «Коллекционирование – это интересно!», «Посмотри вокруг и расскажи ребенку».  Наш пока еще не очень большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста. В результате данного вида деятельности, отмечается активный рост познавательного интереса у детей, их увлеченность процессом, расширение объема знаний об объектах природы, осознанного бережного отношения к ним. Помимо, этого создание коллекций существенно повлияло и на оснащение РППС в группе в целом.  Проводимая с детьми работа по коллекционированию способствует развитию таких важных качеств, как инициативность, самостоятельность, любознательность и познавательная активность.

Таким образом, использование коллекций, как одного из важнейших элементов   развивающей среды в группе, открывает новые   возможности для реализации индивидуально-личностного подхода в обучении  и воспитании детей; в организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников; в развитии  инициативности, любознательности и самостоятельности детей; в способности к принятию и реализации собственных решений.  Список литературы 1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273(ред. от 30.12.2015) [Электронный ресурс] // Официальный интернет портал правовой информации. - Код доступа: http://www.pravo.gov.ru, (дата обращения 30.12.2012) 2. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 // Российская газета.             № 265 от 25.11.2013.  3. Искакова Б.Ш. Самостоятельная деятельность школьников в начальных классах/ Б.Ш. Исакова // Образование и воспитание.  2015.  №1.  С. 68. 4. Калиниченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: методическое пособие / А.В. Калиниченко, С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 2-е изд., переработанное и дополненное.  М.: AkademiA, 2000. 414 c. 5. Красношлык З.П. Психолого-педагогические основы организации предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / З.П. Красношлык // Актуальные задачи педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.).  Чита: Издательство Молодой ученый, 2013.  С. 3234. 6. Новоселова С. Развивающая предметная среда: методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах / С. Новоселова, Л.Н. Павлова. 2-е изд.  М.: Айресс Пресс, 2007.  119 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Роль развивающей предметно-пространственной среды в сенсорном развитии дошкольников с нарушением зрения"

Консультация для воспитателей работающих с детьми , имеющими ограниченные возможности здоровья...

Роль развивающей предметно-пространственной среды в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

Одним из важнейших факторов художественно-эстетического развития ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения является предметно-пространственная развивающая среда. Она имеет важное знач...

Доклад из опыта работы на городском совещании педагогических работников "Роль развивающей предметно - пространственной среды в образовании дошкольника"

Особое внимание в дошкольном образовании   уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, актив...

Консультация «Роль развивающей предметно-пространственной среды в домашних условиях в речевом развитии дошкольника»

Консультыция «Роль развивающей предметно-пространственной  среды в домашних условиях в речевом развитии дошкольника»...

Роль развивающей предметно-пространственной среды в обучении дошкольников

Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации – одно из основных средств, формирующих личность ребенка, источник получения знаний и социального опыта....

Презентация " Роль развивающей предметно-пространственной среды в образовании дошкольников"

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС...