Главные вкладки

    Дидактические игры и игровые упражнения для детей 3-4 летнего возраста по развитию речи, психических процессов и игровых навыков.
    картотека (средняя группа) на тему

    Князева Елена Вячеславовна

    Расширять представления об окружающей действительности, развивать речь, совершенствовать психические процессы и игровые навыки ребенка. Приступая к занятиям со своим ребенком, помните, что игровые действия ребенка 3-4 летнего возраста основываются на действиях с игрушками или на стремлении получить предмет в руки. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дидактические игры и игровые упражнения для детей 3-4 летнего возраста по развитию речи, психических процессов и игровых навыков.

    Игра  «ДОМАШНИЕ И ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ» 

    Цель: учить детей называть диких и домашних животных, а также их детёнышей, классифицировать их, закрепить умение сравнивать, находить сходство и различие;
    развивать речь; память, внимание; зрительное восприятие; воспитывать любовь к природе.

    1 вариант игры:

    Воспитатель предлагает детям взять  игрушку, назвать это животное и «поселить» там, где оно живёт. Если это дикое животное, то ребёнок ставит карточку возле ёлочки, а если домашнее возле дома.

    2 вариант игры:

    Воспитатель предлагает детям помочь животным. Необходимо найти малышей, которые потерялись. Дети работают парами. Один ребёнок берёт животное, второй ищет. Дети должны назвать животное и его детёныша.

    Игра  «ЧЕЙ МАЛЫШ? »

    Цель: закрепить знания о домашних и диких животных, их детенышей, кто как кричит; упражнять в правильном звукопроизношении; вырабатывать умение соотносить  детенышей с большым животным.

    Ход игры:

    Воспитатель называет животное, а дети должны назвать детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

    «ЧТО УМЕЮТ ДЕЛАТЬ ЗВЕРИ? »

    Цель: расширять в сознании смысловое содержание слова; учить создавать самые разнообразные словесные сочетания.

    Ход игры:

    Дети превращаются в зверей. Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно, получает картинку с изображением животного.

    - Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу и т. д. - Я собака, кошка, медведь и т. д

     «КТО ГДЕ ЖИВЕТ»

    Цель: умение группировать животных на домашних и диких.

    Ход игры:

    Воспитатель ставит две модели- хозяйского двора и леса. Выбираются двое детей – один ищет и ставит домашних животных, другой – диких.

     «ГДЕ ЧЕЙ ХВОСТ? »

    Цель: закрепить знания детей о частях тела животных.

    Ход игры:

    Воспитатель раздает детям карточки с изображением хвостов животных. Дети берут со стола карточку и подбирают соответствующее животное: волк, заяц, лиса, медведь и т. д.

     «КТО ЧЕМ ПИТАЕТСЯ? »

    Цель: закрепить знания о животных.

    Ход игры:

    Дети подбирают  для животных соответствующую картинку: для кошки – молоко в миске, для собаки – косточка, для коровы – трава.

     «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

    Цель: учить подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

    Ход игры:

    Воспитатель показывает  игрушку - животное, а дети должны назвать животное и подобрать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

    Заяц – зайчонок, зайчишка…

    Волк – волчонок, волчок…

    Корова – коровушка, коровка…

    «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

    Цель: дифференцировать домашних и диких животных по их основным признакам.

    Ход игры: Перед детьми выставляются животные, дикие и домашние вместе. Дети должны определить, какое животное лишнее

    - Коза, корова – домашние животные. Они живут рядом с человеком. Лиса – это дикое животное, она живет в лесу. Лиса – лишнее животное. И т. д.

     «КАКУЮ ПОЛЬЗУ ПРИНОШУ»

    Цель: закрепить знания о домашних животных, какую пользу они приносят человеку.

    Ход игры:

    Воспитатель называет домашнее животное, дети должны сказать, какую они приносят пользу. Правильно ответившему ребенку дается фишка. В конце игры фишки подсчитываются, называется победитель.

    ***********************************************************************

    Что за предмет?

    Цель: учить называть предмет и его описывать.

    Ход.

    Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.»

    Угадай игрушку

    Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.

    Ход.

    На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Воспитатель сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет.

    Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

    Кто больше увидит и назовёт

    Цель: учить обозначать словом и действием части и признаки внешнего вида игрушки.

    Ход.

    Воспитатель: У нас в гостях кукла Оля. Оля любит, когда её хвалят, обращают внимание на её одежду. Доставим кукле удовольствие, опишем её платье, туфельки, носочки.

    Сорока

    Цель: соотносить глагол с действием, которое он обозначает и с субъектом, который это действие производил.

    Материал: иголки, очки, мыло, звонок, щётка, утюг. Кисть, веник, игрушка - птица Сорока.

    Ход.

    Воспитатель: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла

    (Воспитатель раскладывает предметы)

    Далее происходит диалог между детьми и сорокой:

    Дети:

    Сорока, сорока

    Отдай нам мыльце

    Сорока:

    Не дам, не отдам

    Возьму ваше мыльце

    Отдам моему сорочонку умыться.

    Дети:

    Сорока, сорока

    Отдай нам иголку!

    Сорока:

    Не дам, не отдам.

    Возьму я иголку

    Сорочку сошью своему сорочонку.

    Дети:

    Сорока, сорока,

    Отдай нам очки

    Сорока:

    Не дам, не отдам.

    Я сама без очков,

    Прочесть не могу сорочонку стихов.

    Дети:

    Сорока, сорока.

    Отдай нам звоночек.

    Сорока:

    Не дам, не отдам.

    Возьму я звоночек.

    Отдам сорочонку - звони мой, сыночек.

    Воспитатель:

    Ты, сорока, не спеши

    Ты у деток попроси.

    Все тебя они поймут.

    Всё что надо подадут.

    Воспитатель: Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить...)

    Воспитатель: Дети, что для этого нужно сороке?

    (Дети называют и приносят все предметы)

    Сорока благодарит и улетает.

    Назови как можно больше предметов

    Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.

    Ход.

    Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения)

    Воспитатель следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, воспитатель может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т.д.

    Олины помощники

    Цель: образовывать форму мн. Числа глаголов.

    Материал: кукла Оля.

    Ход.

    - К нам пришла кукла Оля со своими помощниками. Я их вам покажу, а вы угадайте, кто эти помощники и что они помогают делать Оле.

    Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.

    - Что это? (Это ноги)

    - Они Олины помощники. Что они делают? (Ходят, прыгают, танцуют и т.д.)

    Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют...; зубы жуют, кусают, грызут...; глаза смотрят, моргают...)

    Разноцветный сундучок

    Цель: учить детей при согласовании существительных среднего (женского) рода с местоимением ориентироваться на окончание слова.

    Материал: шкатулка, предметные картинки по количеству детей.

    Ход.

    Воспитатель:

    Я картинки положила

    В разноцветный сундучок.

    Ну-ка, Ира, загляни-ка,

    Вынь картинку, назови.

    Дети вынимают картинку и называют, что на ней изображено.

    Скажи, какой?

    Цель: Учить детей выделять признаки предмета.

    Ход.

    Воспитатель (либо ребёнок) вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета.

    Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

    «Волшебный кубик»

    Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.

    Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.

    Ход.

    Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани - например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит съимитировать гул самолёта.

    Аналогично разыгрываются и другие грани кубика

    «Необычная песенка»

    Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.

    Ход.

    Воспитатель: Однажды жуки, бабочки и кузнечики поспорили, кто лучше всех споёт песенку. Первыми выступили большие, толстые жуки. Они важно пели: О-О-О. (Дети пропевают мелодию на звук О). Затем выпорхнули бабочки. Они звонко и весело запели песенку. (Дети исполняют ту же мелодию, но на звук А). Последними вышли музыканты-кузнечики, они заиграли на скрипочках - И-И-И. (Дети напевают эту же мелодию на звук И). Тут на полянку вышли все и начали распевку со словами. И сразу же все жуки, бабочки, кузнечики поняли, что лучше всех поют наши девочки и мальчики.

    «Эхо»

    Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.

    Ход.

    Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т.д.

    «Садовник и цветы»

    Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т.д.)

    Ход.

    Пять, шесть играющих сидят на стульях, расставленных по кругу. Это цветы. У них всех есть название (можно, чтобы играющие выбрали картинку-цветок; ведущему показывать нельзя). Ведущий-садовник говорит: «я так давно не видел чудесный белый цветок с жёлтым глазком, похожим на маленькое солнышко, не видел ромашку». Ромашка встаёт и делает шаг вперёд. Ромашка, поклонившись садовнику, говорит: «Благодарю Вас, дорогой садовник. Я счастлива, что вы захотели взглянуть именно на меня». Ромашка садится на другой стул. Игра продолжается до тех пор, пока садовник не перечислит все цветы.

    Содержание этой игры можно легко изменить: «»Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т.д.

    «Кто больше действий назовёт»

    Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.

    Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

    Ход.

    Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках.

    Например:

    - Что можно сказать о самолёте? (летит, гудит, поднимается)

    - Что можно делать с одеждой? (стирать, гладить, зашивать)

    - Что можно сказать о дожде? (идёт, капает, льёт, моросит, стучит по крыше)

    И т.д.

    «Козлята и волк»

    Цель. Заканчивать сказку по её началу.

    Материал. Фланелеграф и атрибуты к сказке «Коза с козлятами», зайчик

    Ход.

    Воспитатель рассказывает начало сказки, демонстрируя фигурки персонажей.

    - Слушайте, что было дальше: Ушла коза снова в лес. Козлята остались дома одни. Вдруг в дверь снова постучали. Козлята испугались, попрятались. А это был маленький показ... (Дети договаривают: зайчик)

    Воспитатель: зайчик говорит....

    Дети: не бойтесь меня, это я - маленький зайчик.

    Воспитатель: Козлята угостили его....

    Дети: морковкой, капустой...

    Воспитатель: потом они стали...

    И т.д.

    «Разбуди кота»

    Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.

    Материал. Элементы костюма животных (шапочка)

    Ход.

    Кто-то из детей получает роль кота. Он садится, закрыв глаза, (как бы спит), на стул в центре круга, а остальные, по желанию избрав роль какого-либо детёныша животного, образуют круг. Тот, на кого укажет жестом воспитатель, подаёт голос (издаёт звукоподражание, соответствующее персонажу).

    Задача кота: назвать, кто его разбудил (петушок, лягушонок и т.д.). Если персонаж назван правильно, исполнители меняются местами, и игра продолжается.

    «Ветерок»

    Цель. Развитие фонематического слуха.

    Ход.

    Дети встают в круг. Педагог произносит разные звуки. Если услышите звук, например, у, поднимите руки и медленно покружитесь.

    Произносятся звуки у, и, а, о, у, и, у, а. Дети, услышав звук у, делают соответствующие движения

    «Буратино-путешественник»

    Цель. Ориентироваться в значении глаголов.

    Материал. Кукла Буратино.

    Ход.

    Буратино - путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада или на улице он побывал.

    - Зашёл в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются.

    - Зевают, отдыхают, спят...

    - Пляшут, поют, кружатся...

    Был Буратино в детском саду, когда дети:

    - приходят, здороваются... (Когда это бывает?)

    - обедают, благодарят...

    - одеваются, прощаются...

    - лепят снежную бабу, катаются на санках

    «Прятки»

    Цель. Формирование морфологической стороны речи. Подвести детей к пониманию предлогов и наречий, имеющих пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа)

    Материал. Мелкие игрушки.

    Ход.

    Изготовленные заранее игрушки воспитатель прячет в разных местах групповой комнаты, а затем, собрав вокруг себя детей. Сообщает им: «Меня известили, что у нас в группе поселились непрошенные гости. Следопыт, который вёл за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался в верхнем правом ящике письменного стола. Кто пойдёт на поиски? Хорошо. Нашли? Молодцы! А кто-то спрятался в уголке игрушек, за шкафом (Поиски). Кто-то под кукольной кроватью; кто-то на столе; что стоит справа от меня»

    Т.О. дети отыскивают всех непрошенных гостей, прячут их в коробочку и договариваются, что снова поиграют с их помощью в прятки.

    «Почтальон принёс открытку»

    Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и.д.)

    Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.

    Ход.

    Игра проводится с небольшой подгруппой.

    В дверь кто-то стучит.

    Воспитатель: Ребята, нам почтальон принёс открытки. Сейчас мы их рассмотрим вместе. Кто на этой открытке нарисован? Правильно, Мишка. Что он делает? Да, барабанит. Эта открытка адресована Оле. Оля, запомни свою открытку. Вот эта открытка адресована Паше. Кто здесь изображен? А что он делает? И, ты, Петя, запомни свою открытку.

    Т.О. рассматриваются 4-5 штук. И те, кому они адресованы, должны правильно назвать действия персонажа и запомнить изображение.

    Воспитатель: Теперь я проверю, запомнили ли вы свои открытки? Снеговики танцуют. Чья эта открытка? И т.д.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры и игровые упражнения для детей 3-4 летнего возраста по развитию речи, психических процессов и игровых навыков.

    Ситуация развития ребенка в младшем дошкольном возрасте представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым. Содержание этой деятельности должно быть направлено на расширение предс...

    Конспект игровой - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи (с применением ИКТ)"Морское путешествие"

    Данная образовательная деятельность закрепляет и расширяет знания детей о морских животных, развивает у детей связную речь и умение составлять небольшие описательные рассказы, через игровую деятельнос...

    Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения, которые можно использовать в домашних условиях для развития речи детей »

    В консультации подобраны игры по развитию речи для занятий с детьми дошкольного возраста в домашних условиях...

    Разработка и созднаие картотеки дидактических игр для детей раннего и младшего возраста для развития речи воспитанников.

    laquo;ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»                Карта №1Цель: ориентироваться на род имени существительного при опр...

    Дидактические игры и коррекционные упражнения для детей ОВЗ

    развитие устойчивости внимания,Формировать целостный образ предмета и активизировать представления о предметах. Развивать внимание и воображение. Учить обращать внимание на пространственное расположен...

    Дидактические игры и коррекционные упражнения для детей ОВЗ

    Предлагаются методы формирования навыков социального поведения, игровой, трудовой и изобразительной деятельности....

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ

    Коррекция речи - длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения. Процесс формирования представлений у де...