Интегрированные занятия в детском саду
учебно-методический материал на тему

Шубина Татьяна Николаевна

Внедрение фгт в дошкольном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannye_zanyatiya_v_detskom_sadu.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Общая характеристика занятий

   В данный момент стоит  вопрос об использовании интегративного подхода к образованию детей дошкольного возраста, организации интегрированных занятий. Потребность в этом объясняется целым рядом причин.

  1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
  2. Интегрированные занятия развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
  3. Форма проведения интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Интегрированные занятия раскрывают значительные педагогические возможности, снимают утомляемость, перенапряжение воспитанников за счет переключения на разнообразные виды деятельности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
  4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты. Для удовлетворения этой потребности подготовку образованных специалистов необходимо начинать с детского сада, младших классов, чему и способствует интеграция в ДОУ.
  5. За счет усиления межпредметных связей высвобождаются часы, которые можно использовать для изучения   изобразительного искусства, музыки, для развивающей деятельности воспитанников, а также дополнительных занятий практической направленности.
  6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, способствует раскрытию его способностей.  

        В методической литературе по дошкольному образованию нет четкого определения особенностей комбинированных, комплексных и интегрированных видов занятий, часто одно подменяется другим или интегрированное занятие путают с комплексным, комбинированным.

        Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов. Предметом анализа в нем выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных программах или разделах программы.

Комбинированное — сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).

Комплексное реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативных связях между ними (беседа о правилах пожарной безопасности переходит в рисование плаката по теме или в игру «Пожарные на учении»). При этом один вид дея-

тельности доминирует, а второй его дополняет, создает эмоциональный настрой.

Интегрированные — соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга (рассматривание такого понятия, как «настроение» через произведения музыки, литературы, живописи). При этом на занятии воспитатель имеет возможность решить несколько задач развития. По сути, понятие «интегрированное занятие» рассматривается более широко, чем некая организованная форма обучения детей, имеющая фиксированное время и место в режиме дня.

        Важно заметить, что методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на интегрированных занятиях необходимо использовать различные методы и приемы. Наиболее эффективны из них следующие:

  • сравнительный анализ, сопоставление, поиск;
  • проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ. Используются задания типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?» и др. Ребенок приучается спрашивать об одном и том же предмете по-разному;
  • разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

        Для интегрированных занятий характерна смешанная структура, являющаяся комбинацией линейной, концентрической и спиральной структур. Она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

        Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:

  • четкость, компактность, сжатость учебного материала;
  • продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
  • взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
  • большая информативная емкость учебного материала, используемого на занятии;
  • систематичность и доступность изложения материала;
  • необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Примерная структура занятия

  1. Вводная часть. Создается проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос: «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).
  2. Основная часть. Детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе и жизни человека и т.д.) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
  3. Заключительная часть. Детям предлагается любая практическая работа (дидактическая игра, рисование и др.) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

        К основным особенностям интегрированного занятия относится синтез:

  • содержания изучаемого материала, теоретического и практического обучения;
  • предметов образовательного цикла между собой;
  • деятельности двух или более педагогов и др.

Интегрированные занятия построены на принципах интеграции как внутри-, так и межпредметной, посредством:

  • интеграции содержания учебного материала с целью раскрытия сущности знаний, представлений;
  • методов обучения с целью всестороннего изучения объектов, явлений;
  • теории и практики с целью практического использования полученных детьми знаний [17].

По мнению В.Т. Фоменко и Е.Ю. Сухаревской, интеграционные процессы в дошкольном образовании проявляются в трех уровнях: внутри-, межпредметном, межсистемном и обладают высокой или слабой степенью интеграции, что существенно влияет как на отбор содержания, так и на конкретные технологии педагога.

Исходя из этого, мы можем дать характеристику интегрированному занятию:

  • является одним из направлений межпредметной интеграции;
  • имеет среднюю степень интеграции;
  • структурирование материала осуществляется через горизонтальный тематизм;
  • форма имеет смешанную структуру;
  • предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных разделах; сохраняется самостоятельность каждого раздела со своими целями, задачами, программой; в процесс познания включаются все анализаторы, что обеспечивает прочность образования условных связей в познании ребенком окружающей действительности.

Педагогические возможности интегрированного занятия:

  • формирование в единстве знаний и умений;
  • коммуникативность умений;
  • повышение интереса к учению;
  • снятие напряженности, страха, неуверенности.

Преимущества интегрированных занятий заключаются в том, что они:

  • способствуют повышению мотивации обучения, формированию познавательного интереса воспитанников, целостной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
  • в большей степени, чем обычные занятия, способствуют развитию речи, формированию умения воспитанников сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимают перенапряжение, перегрузку;
  • углубляют представление о понятии, закономерностях, связанных с понятием, расширяют кругозор, способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
  • основываются на нахождении новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения воспитанников в различных предметах;
  • эмоционально развивают детей, так как основаны на элементах музыки, живописи, литературы, пластики движения.

Закономерности интегрированного занятия (О.С. Бадовская):

  • все занятие подчинено авторскому замыслу;
  • занятие составляет единое целое, этапы занятия — фрагменты целого;
  • этапы и компоненты занятия находятся в логико-структурной зависимости;
  • отобранный для занятия дидактический материал соответствует замыслу;
  • цепочка сведений организована как «данное» и «новое» и отражает не только структурную, но и смысловую связанность.

Соблюдение этих закономерностей позволяет рассматривать занятие как научно-деловое построение, в котором важны:

комплекс знаний и умений и свободное оперирование им:

  • соотношение изученного и изучаемого;
  • соединение отдельных зачетов в один общий.

При организации и проведении занятия возникают определенные сложности.

К трудностям проведения интегрированного занятия можно отнести:

  • сложность отбора учебного материала;
  • подробное структурирование занятия;
  • проблема личной совместимости педагогов;
  • общий подход к оценке знаний и умений детей;
  • согласованное применение одинаковых терминов и понятий.

Педагогическая и методическая технология интегрированных занятий может быть различной, однако в любом случае необходимо их моделирование. Самостоятельный поиск новых оптимальных схем-моделей — проявление творческой активности педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения интегрированного занятия в детском саду.

Текст выступления с докладом на районном методическом объединении музыкальных руководителей....

Интегрированные занятия в детском саду.Семинар для воспитателей ДОУ.

В презентации раскрываются: преимущества, структура, методика проведения, трудности в организации интегрированных занятий в детском саду....

Интегрированные занятия в детском саду

Интегрированное занятие с элементами фольклорных текстов...

Интегрированные занятия в детском саду. "Письма осени"-музыка и изодеятельность( средняя группа) "Приключения Барабанчика" -музыка и изодеятельность (младшая группа).

(Конспект авторского интегрированного занятия для детей средней группы (музыка и изодеятельность)МДОУ детский сад № 55Составитель: муз. руководитель Даманина С.С. Задачи:Образовательн...

Интегрированные занятия в детском саду

консультация для педагогов...

Консультация "Интегрированные занятия в детском саду"

"Интегрированные занятия в детском саду"...