Консультация для воспитателей "Педагогическая оценка и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста"
консультация на тему

педагогическая оценка и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_otsenka_i_ee_rol.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Консультация для воспитателей на тему

«Педагогическая оценка и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста»

        

Во все времена педагоги стремились найти средства и методы, которые способствовали бы оптимизации процесса воспитания и обеспечивали полноценное развитие личности дошкольника. В психолого-педагогических исследованиях довольно подробно раскрыто содержание таких воспитательных средств, как игра, труд, этические беседы и пр. Их анализ позволил вычленить компонент, присутствующий в каждом из них, а именно оценку.

        Традиционно оценка относится к методам поощрения и наказания. Под ней подразумевается положительное или отрицательное суждение педагога о деятельности и поступках ребенка в форме одобрения, похвалы, замечания, порицания и т.д. Основные функции оценочных воздействий – ориентирующая  стимулирующая: ориентирующая заключается в том, что ребенок вследствие педагогической оценки осознает собственные знания, результаты своего учения; стимулирующая определяет переживанием ребенком своего успеха или неуспеха и является побуждением к действию.

        Авторы как психологических, так и педагогических исследований указывают на то, что оценка оказывает значительное влияние на развитие и воспитание дошкольников. В их работах отмечается: находясь в окружении сверстников, ребенок нередко оказывается в такой ситуации, когда от него требуется самостоятельно решить, как надо поступать, однако ребенок не всегда может правильно оценить ситуацию, сделать необходимый выбор, осознать, хорошо или плохо поступил он сам (или его ровесник). Исследователи объясняют это тем, что социальный опыт дошкольника слишком мал, он не всегда сознательно способен выбрать те правила, на основании которых он совершает конкретный поступок, поэтому педагогу необходимо постоянно и систематически оценивать его действия. Оценка должна помочь ребенку осознать значимость собственных поступков, их соответствие существующим нормам и правилам.

        Известно, что в период дошкольного детства педагог, как правило, является для ребенка непререкаемым авторитетом. И если педагог оценивает поступок положительно или отрицательно, то и дошкольник, сталкиваясь впоследствии с подобными поступками, дает им такую же оценку, как и взрослый. Это лежит в основе представлений о том, как ребенок усваивает нормы поведения.

                             Установлено, что оценка педагога:

 - способствует развитию чувства долга у детей;

 - создает возможности для воспитания доброжелательного отношения к окружающим;

 - способствует формированию трудолюбия;

 - определяет особенности эмоционального состояния ребенка, мотивацию его деятельности и пр.

        Вот почему значимость педагогической оценки в формировании личности дошкольника трудно переоценить.

        В то же время практика показывает, что педагоги дошкольных учреждений очень часто не представляют, к каким последствиям может привести использование того или иного вида оценки ребенка. В этой связи нам представилось необходимым рассмотреть наиболее часто встречающиеся на практике виды оценок, а именно: прямую, предвосхищающую, косвенную, опосредованную, а также отсутствие оценки как фактор отношения к деятельности и личности субъекта.

        Основным, наиболее часто встречающимся видом оценки является прямая оценка, адресованная непосредственно объекту воспитания. Она содержит конкретное указание на недопустимость или правомерность поступка или на отношение непосредственно к личности ребенка. По форме прямая оценка бывает положительной или отрицательной. Исследователи, занимающиеся вопросами влияния положительной и отрицательной оценки на формирование самооценки, пришли к такому выводу: положительная оценка вызывает у ребенка чувство эмоционального благополучия, радостного переживания соответствия своего поведения предъявляемым к нему требования.

        Правомерность частого использования прямой положительной оценки подтверждается рядом психологических исследований, в которых отмечается6 ребенок, должен не только овладеть необходимыми умениями и навыками, но и испытать радость успеха, почувствовать уверенность в своих возможностях. Это одно из важнейших условий формирования положительного отношения к вынужденной деятельности, которая не всегда привлекает его, так как ребенок побуждается к деятельности потребностью или эмоцией и только потом оценкой. Самообслуживание, соблюдение правил гигиены как деятельность не всегда доставляет ребенку радость или удовольствие, однако могут привлекать его в том случае, если его успехи поднимают его во мнении окружающих.

        Одобряя успехи ребенка в процессе овладения новыми формами поведения, воспитатель формирует у него уверенность и волевое усилие. А. И. Давыдова, исследовавшая волю детей дошкольного возраста, утверждает: 1) волевое усилие появляется тогда, когда дети предвидят успех; 2) даже взрослым нужна большая сила воли, чтобы преодолеть неуспех в той или иной деятельности, а ребенок, у которого воля только развивается, с этим справиться не может.

        Дети в лучшем случае остаются безразличными к делу, которым они не могут овладеть, или относятся к нему отрицательно; но при этом волевое усилие, необходимое для выработки привычек, не проявляется. Педагоги должны не только помочь ребенку обрести уверенность в своих силах и достичь успеха, но и показать ему успех, вызвать тем самым радостные переживания. Этому способствует прямая положительная оценка, значение которой подтверждается и физиологическими исследованиями. Физиологи утверждают: положительная связь укрепляется с той деятельностью, которая дает удовлетворение и уверенность.

        Другой стороной положительной оценки являются ее ориентирующая и стимулирующая функции. Процесс общения со взрослыми и сверстниками предъявляет к ребенку определенные требования, его поведение и деятельность так или иначе оцениваются и тем самым корректируются. Чтобы быть на уровне этих требований, ребенок должен усвоить систему правил поведения, моральных норм и отношений, должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками. Положительно оценивая детей, педагог сравнивает их настоящее поведение с прошлым и настоящую оценку с предыдущей. Это помогает детям лучше осознать свои успехи.

        Сравнением поступков и оценок педагог не только позволяет осознать новые умения, но и подчеркивает объективный характер своих оценок, дает возможность понять, что его оценки зависят от поведения самого ребенка. В то же время, чтобы положительная оценка являлась средством ориентации детей в своих знаниях и умениях, необходимо, чтобы в ней был раскрыт либо смысл поступка, либо степень овладения ребенком каким-то действием или качеством.

        Прямая отрицательная оценка также выполняет ориентирующую и стимулирующую функции, так как указывает на неправильный характер действия. Однако применительно к детям дошкольного возраста, как показывают психологические и педагогические исследования, ее использование должно быть ограничено, так как дошкольники легкоранимы и чувствительны к тому, как к ним относятся взрослые. Иногда, получив отрицательную оценку, ребенок испытывает чувство незаслуженной обиды. Это происходит, если педагог неверно разобрался в ситуации, не учел мотивов, которыми руководствовался ребенок. В этих случаях отрицательная оценка теряет свою ориентирующую функцию; более того, приносит огромный вред, так как в результате дети приобретают опыт отрицательных отношений со взрослыми и сверстниками, у них закрепляются отрицательные мотивы поведения, а иногда появляется бессознательное стремление любым способом избежать отрицательной оценки, даже путем обмана. В то же время в процессе воспитания нельзя обойтись без отрицательных оценок. Сами по себе они не обижают ребенка, если даются спокойным тоном, в доброжелательной форме, носят мотивированный характер. Опираясь на знание индивидуальных особенностей детей, педагог может дать отрицательную оценку ребенку либо в присутствии всей группы, либо индивидуально. Злоупотреблять отрицательной оценкой, которую условно можно назвать «лишением чести», вредно. Эта мера применима лишь в тех случаях, когда ребенок обладает достаточно устойчивым чувством собственного достоинства, а педагог уверен, что, пережив так называемое «падение», ребенок отнесется к этому как к временной неудаче и сохранит установку на положительное отношение окружающих. Если же эта установка недостаточно развита, то отрицательная оценка не оказывает на ребенка желаемого воздействия, а лишь подрывает веру в возможность закрепить за собой положительную репутацию и тем самым подавляет стремление к лучшему, поэтому наряду с прямой отрицательной оценкой, адресованной ребенку, необходимо использовать положительную предвосхищающую оценку.

        Применение предвосхищающей оценки в педагогической литературе рассмотрено довольно подробно. Авторы указывают на то, что, как правило, в подтексте этой оценки положительно или отрицательно оценивается личность ребенка («Я уверена, ты выполнишь мою просьбу, ты ведь очень послушный»; «Я уверена, что ты не выполнишь мою просьбу, ты ведь очень непослушный»), т.е. в предвосхищающей оценке содержится лиая оценка, которая влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его отношения со сверстниками.

        Положительная предвосхищающая оценка вызывает у ребенка желание выполнять поручения педагога, укрепляет его уверенность в своих силах и правильности совершаемых поступков, т.е. выполняет стимулирующую функцию. Отрицательная предвосхищающая оценка, как правило, вызывает негативную реакцию, формирует неуверенность в собственных силах, иначе говоря, выполняет депрессирующую функцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Роль экологического воспитания детей дошкольного возраста»

ЦелЦель экологического воспитания детей - формирование начал экологической культуры, что позволит в дальнейшем, в соответствии с концепцией общего среднего экологического образования, успешно усваиват...

Доклад "Бурятские народные игры и их роль в воспитании детей дошкольного возраста"

  Изучение народных игр с давних пор привлекало внимание таких отраслей знаний, как история, этнография, теория и методика физического воспитания....

Мастер-класс "Бурятские народные игры и их роль в воспитании детей дошкольного возраста"

Данный материал направлен на то, чтобы познакомить педагогов с бурятскими народными играми (таалсалга, хумнаара, шагай и другие бурятские народные игры)....

Консультация логопеда для родителей на тему: « Роль игры для детей дошкольного возраста»

Привлечение внимания родителей к осознанию важности игры в жизни ребенка....

О важной роли музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей детей дошкольного возраста....

Семья и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста

Семья и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста...

Презентация "Семья и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста"

Презентация приготовлена для родительского всеобуча. Подходит для детского сада и родителей начальных классов....