Картотека дидактических игр для познавательного развития в старшей группе
картотека (старшая группа) на тему

Интересные дидактические игры для познавательного развития детей в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did.igr_._poz.raz_.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по познавательному развитию  

 «Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

Цель: Выявить причины происхождения низких и высоких звуков.

Материал: пластмассовые расчески  с разной частотой и размером зубьев, иллюстрации с изображением комара и шмеля.

Ход:  взрослый предлагает детям провести  пластмассовой пластиной по зубьям разных расчесок, определить одинаковый ли звук и от чего зависит частота звука. Дети обращают внимание на частоту зубьев и размер расчесок. Выясняют, что у расчесок с крупными редкими зубьями звук низкий, грубый, громкий; у расчесок с частыми, мелкими зубьями – звук  тонкий, высокий.  

Дети рассматривают иллюстрации комара и шмеля, определяют их величину. Затем имитируют звуки, издаваемые ими. У комара звук тонкий, высокий, он звучит как «з-з-з». У шмеля – низкий, грубый, звучит как «ж-ж-ж».  Дети рассказывают, что комар маленькими крыльями машет очень быстро, часто, поэтому звук получается высокий. Шмель машет крыльями  медленно, летит тяжело, поэтому звук получается низкий.

 «Мир тканей»

Цель: называть ткани (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп,  трикотаж), сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти  характеристики обусловливают способ использования ткани для пошива вещей.

Материал: образцы тканей, ножницы, емкости с водой.

Ход: Дети рассматривают предлагаемые виды тканей, отмечают наиболее яркие их различия (цвет, структура поверхности). Описывают свойства ткани, определяют по алгоритму последовательность действий:

  • смять  ткань и сравнить степень сминаемости –
  • разрезать пополам каждый кусочек ткани и сравнить, насколько легко работать ножницами –
  • пытаться разорвать кусочки на две части и сравнить степень необходимого усилия –
  • опустить в емкости с водой и определить скорость впитывания влаги.

Делают общий вывод о сходстве и различиях видов тканей. Взрослый обращает внимание детей на зависимость использования материала от его свойств и качеств.

«Бережливые растения»

Цель: найти растения, которые могут расти в пустыне и саванне.

Материалы: растения (фикус, фиалка, сансевьерра,  диффенбахия), лупа, целлофановые пакеты.

Ход: взрослый предлагает детям доказать, что есть растения, которые могут жить  в пустыне или саванне. Дети самостоятельно выбирают растения, которые, по их мнению,   должны мало испарять воды, иметь длинные корни, накапливать влагу.

Затем  выполняют опыт: надевают на лист целлофановый пакет, наблюдают за появлением влаги внутри него,  сравнивают поведение растений. Доказывают, что листья этих растений испаряют  мало влаги.

 «Почему меньше?»

Цель: установить зависимость количества испаряемой влаги от величины листьев.

Материалы: стеклянные колбы, черенки диффенбахии и колеуса.

Ход: взрослый предлагает детям выяснить, какие растения могут жить в джунглях, лесной зоне, саванне. Дети предполагают, что в джунглях смогут жить растения с крупными листьями, забирающие много воды; в лесу  -  обычные растения; в саванне – растения, накапливающую влагу.  Дети, согласно алгоритму, выполняют опыт: наливают одинаковое количество воды в колбы, помещают туда растения, отмечают уровень воды; через 1-2 дня отмечают изменения уровня воды, составляют модель зависимости   количества испаряемой  воды от величины листьев. Дети делают вывод: растения с крупными листьями поглощают больше воды и больше испаряют влаги, они могут расти в джунглях, где много воды  в почве, высокая влажность и жарко.

 «Фильтрование воды»

Цель: познакомиться с процессами очистки воды разными способами.

Материалы: промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.

Ход: Взрослый предлагает  замутить воду крахмалом и затем очистить ее. Вместе с  детьми выясняет, как сделать разные очистительные устройства – фильтры по алгоритму (из песка, тряпочки, промокательной бумаги).

Дети изготавливают фильтры и проверяют их действия; выясняют, какой фильтр лучше очищает воду (промокательная бумага).

 «Времена года»

Цель: учить по существенным признакам и приметам определять время года.

Материалы: 4 шапочки из бумаги для Зимы, Весны, Лета, Осени. Вместо шапочек можно использовать карточки из цветной бумаги: белой, зеленой, красной, желтой, на которых должны стоять цифры 1,2,3 (по числу месяцев в каждом времени года)

Ход: Дети встают в  круг. Водящий (старик-годовик) называет месяц, например, август. Выходит в круг ребенок с красной карточкой № 3 и говорит об этом месяце: «Я – август, последний летний месяц. Солнце печет не так жарко. Вода в реке прохладная. Ученики готовятся к школе и т.д.» каждый ребенок рассказывает о своем месяце и его признаках, приметах.

 «Кем работают эти люди?»

Цель: продолжать знакомить детей с профессиями людей, развивать познавательный интерес.

Материалы: карточки с изображением профессий людей.

Ход:  Воспитатель  предлагает детям посмотреть на картинки, рассказать, кем работают эти люди? Как называются их профессии? кем работают? Твои родители? Какие профессии ты еще знаешь?

После беседы воспитатель загадывает детям загадки о профессиях, кто больше  отгадает загадок, тот и выигрывает.

 

«Путешествие в прошлое швейной машинки»

Цель:  научить детей понимать назначение предметов, облегчающих труд в быту. Определять особенности  этих предметов, устанавливать причинно – следственные связи между строением и назначением предмета, свойствами материала и их характером использования.

Материалы: детская швейная машинка.

Ход: воспитатель загадывает загадки о ножницах, иголке, наперстке, сантиметре. Затем следуют вопросы:

- для чего нужны эти предметы?

- чем сшивали  одежду раньше?

- какой была самая первая игла?

- как изменилась она позже?

- почему иглой неудобно сшить толстые ткани?

- с помощью чего удобно это сделать?

 Дети отвечают на вопросы: с помощью стальной иголки люди научились шить не только  повседневную одежду, но и красивые наряды, делать вышивки, вышивать картины, шить игрушки. Все получалось, шло хорошо, но работа продвигалась очень медленно. Увеличить скорость прокладывания стежков помогла швейная машинка. 1-я швейная машинка была однониточной, то есть шов состоял из одной нитки и поэтому легко распускался, если потянуть за конец нитки (показ на детской швейной машинке). Затем придумали двухниточную швейную машинку. Сначала швейные машины были ручными, а потом стали и ножными. Есть специальные машины, которые делают какую-либо одну операцию: пришивают пуговицы, обметывают край. Есть швейные машинки, как для пошива одежды, так и для пошива обуви.

 «Овощи и фрукты»

Цель: закрепить умение детей классифицировать и называть овощи и фрукты, правильно употреблять глаголы «класть», «положить».

Ход: Дети распределяются на две команды с равным количеством игроков. Команды садятся на стулья друг напротив друга. Первые дети из каждой команды берут в руки маленькие мячи и начинают передавать их своим соседям. Дети одной команды, передавая мяч, называют овощи, другой – фрукты. Передача может сопровождаться таким диалогом:

1-ый реб.: - Положи в корзину овощ

2-й реб.: - кладу огурец (поворачивается и передает мяч соседу со словами): - положи в корзину овощ.

3-й реб.: - кладу морковь и т.д.

Тот, кто повторит название 2 раза или ошибется, отдает фант, а по окончанию игры выкупает его.

 «Опыт с водой и яйцом»

Цель: познакомить  детей с физическими свойствами веществ, развивать интеллектуальные способности детей, учить делать  выводы и умозаключения.

Материалы: 2 стакана с водой, ложка, соль и яйца.

Ход: один стакан наполнить водой и опустить туда яйцо. Оно утонет

В другой стакан наполовину налить воды и положить туда 4 ложки соли, размешать ее до полного растворения. Опустить туда яйцо – яйцо будет плавать на поверхности. Предложить детям сделать вывод.

 «Опыт: соль и перец»

Цель: познакомить с понятие «статическое электричество», доказать, что это не волшебство, а закон физики.

Материал: соль, перец, ложка.

Ход: смешайте немного соли и перца. Предложить ребенку отделить ложкой соль от перца. Конечно, эти попытки никакого результата не принесут. Секрет вот в чем: нужно потереть ложку о ткань из искусственной шерсти или волокна, а затем подержать ее над смесью. За счет статического электричества на ложке перец, как очень легкий, поднимется, и таким образом отделится от соли.

Тем самым просто и эффективно демонстрируется опыт со  статическим электричеством. Для детей – это просто волшебство!

 «Опыт: невидимые чернила»

Цель: познакомить детей со свойствами разных веществ, показать, что писать можно с помощью этих веществ, но они станут невидимыми при высыхании, а при нагревании проявятся.

Материалы: картофель, молоко, лимон.

Ход: один из самых простых невидимых чернил – картофельный сок.  Для приготовления необходимо срезать верхушки с обеих сторон большой картофелины, поставить ее на стол и сделать в ней ямку. В образовавшееся отверстие выжмите сок из отдельных частей картофелины. Писать можно спичкой, макая ее внутрь «чернильницы». Письмо станет невидимым, как только высохнут чернила. А чтобы прочесть послание, нужно подержать его у огня. Для этого занятия также подойдут лимон или молоко, кока-кола.

 «Опыт: лед и соль»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей.

Материалы: 5 мисок, кубики льда, рис, тертый сыр, соль, перец, укроп.

Ход: Для эксперимента нам понадобится лед (в кубиках) и 5 небольших мисочек. Пусть ребенок положит по одному кусочку льда в каждую  мисочку и посыплет каждый кубик:

  1. рисом
  2. сыром
  3. солью
  4. перцем
  5. укропом

Главное посыпать один из кубиков солью Пусть дети наблюдают , как влияют сыр, рис, перец, соль и укроп на лед. Какой из кубиков тает быстрее других? Это будет первое научное открытие в вашей лаборатории.

 «Опыт: выращивание овощей»

Цель: развивать у  ребенка  любознательность и наблюдательность, знакомить с миром природы и его законами.

Материалы: блюдца с водой, морковь, свекла.

Ход: срежьте верхнюю часть моркови и свеклы и поместите в мелкие блюдца с водой. Если блюдце поставить на хорошо освещенное место, через несколько дней появляется  зеленые побеги.

 «Опыт: картофельный человечек»

Цель: развивать у  ребенка  любознательность и наблюдательность, знакомить с миром природы и его законами.

Материалы: картофель, ватный комочек, семена травы или крессалата, горчицы

Ход: выберите большую неиспорченную картошку и вырежьте немного мякоти с одного конца. Затем  срежьте основание с другого конца, чтобы она могла ровно стоять. Затем смочить ватный комочек водой и поместить его в вырезанное в картофелине отверстие.  Посыпать туда немного семян травы, горчицы или салата. Поставить картофелину в блюдце с водой. Убедитесь, что ватный комочек хорошо пропитан влагой. Через несколько дней  у картофелины появятся зеленые «волосики». Ребенок может сделать на ней  глазки из кнопок или пуговиц, чтобы получилась рожица.

Наблюдаем за проращиванием семян.

 «Опыт: как работает желудок»

Цель: показать способность желудка растворять и впитывать различные вещества

Материалы: банка с водой, соль, сахар, хлеб, бумажные салфетки.

Ход: предлагаем детям представить, что банка – это наш желудок, вода – желудочный сок. Опустим в емкость последовательно ложку соли, замет – сахара (они растворились), кусочек хлеба (он размяк)

А что значит слово «впитывать»? Положим на блюдце бумажную салфетку и нальем сверху немного воды. Что произошло? Жидкость впиталась. Вот так и стенки желудка растворяют и впитывают пищу.

 «Опыт: для чего человеку кожа»

Цель: развивать познавательный интерес  у детей.

Материалы: небольшие силуэты человека на каждого ребенка и большая фигура для педагога; маленькие (для детей) и большие (для педагога) черные кружочки, фланелеграф, посылочный ящик с письмом от Айболита, рисунки, сделанные свечой, аптечка.

Ход: Дети становятся в круг, приветствуют друг друга словами и рукопожатием. Затем педагог предлагает им посмотреть на руки и сказать, чем покрыто наше тело. Мы знаем, что внутри у человека есть органы. Их защищает сверху кожа. Дети внимательно рассматривают кожу, гладят друг друга. Приятные ли ощущения при этом возникают? Кожу можно сравнить с одеждой, которую мы постоянно меняем, поскольку она пачкается. А загрязняется ли кожа? Когда у нас пачкается кожа и лицо? Какие места у человека чаще всего бывают грязными? Предлагает детям черными кружочками обозначить их на силуэте человека (педагог делает это на фланелеграфе) Вот какой немытый человек у нас получился! Как можно  его назвать? (чумазый, грязнуля) Хорошо ли живется таким грязнулям? Почему? Что нужно  делать, чтобы быть чистым? Давайте помоем руки и посмотрим, стали ли они чище?

Воспитатель приглашает детей заглянуть в  посылку, которую они получили в подарок от Айболита. В этой посылке – ваши картинки с советами этого известного доктора. (каждый ребенок получает картинку с невидимым рисунком, сделанным заранее парафином). Предлагается прочитать советы (протереть бумагу губкой, намоченной в краске) и обсудить их содержание.  Например, на картинке может быть изображен ребенок, делающий зарядку или принимающий душ. Помимо картинок Айболит прислал аптечку ( в ней йод, бинт, зеленка и т.д. необходимые при порезах и ссадинах) Педагог обсуждает с детьми, что нужно сделать, если порезался или на коже появились ранки. Какие средства для лечения кожи мы используем?  Что нужно делать, чтобы наша кожа была чистой и здоровой?

 «Опыт: много ли в легких воздуха?»

Цель: показать необходимость выполнения упражнений, увеличивающих объем легких.

Материалы: теннисные шарики или любые легкие пластмассовые формочки на блюдцах.

Ход: Детям по очереди предлагается подуть на шарики так, чтобы они укатились с блюдца на расстояние 1.5. – 2 м.  У более тренированных детей результат будет более впечатляющим.

 «Опыт: в каком виде едим?»

Цель: знать, в каком виде употребляются в пищу конкретные овощи и фрукты.

Материалы: картинки с овощами, фруктами.

Ход: воспитатель:

- Дети, сегодня мы поиграем в интересную игру. Вы называете, в каком виде мы едим разные овощи и фрукты (вареными, сырыми, жареными, печеными) Сначала нужно называть хорошо знакомые овощи и фрукты. Если дети затрудняются назвать,  в каком виде употребляются овощи и фрукты, из которых готовится несколько блюд, воспитатель рассказывает, каким образом приготовлено блюдо. Например, картошка на сковороде (жареная) и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека дидактических игр по познавательному развитию дошкольников старшего возраста

21 век - век кибернетики, электроники. Ребёнок уже с раннего возраста тянется к мобильному телефону, компьютеру. Осознанно или спонтанно он нажимает кнопки электронного устройста? Что привлекает...

Картотека дидактических игр по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте

КАРТОТЕКА «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (средняя группа)...

Картотека дидактических игр по познавательному развитию в средней группе

Картотека дидактических игр по познавательному развитию в средней группе...

Картотека дидактических игр по познавательному развитию в средней группе

Картотека дидактических игр по познавательному развитию в средней группе...

Картотека дидактических игр по познавательному развитию (ФЭМП) (старшая группа)

Упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его. Закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал....

Картотека дидактических игр по познавательному развитию в старшей группе

Картотека дидактических игр по познавательному развитию для детей старшей группы детского сада...