Картотека дидактических игр по познавательному развитию в старшей и подготовительной группе
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Каталог дидактических игр по познавательному развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Что кому» Дидактическая задача : Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх. Игровое правило : Называть профессию в соответствии с предметами труда. Вспомнить, где видели такого работника. Ход игры : На столе приготовлены предметы для труда людей разных профессий - игрушки. Ребенок берет предмет и называет его, остальные дети называют кому что нужно для работы (молоток- он нужен столяру, плотнику). Если есть несколько орудий труда для одной какой-либо профессии, воспитатель предлагает детям их найти. Усложнение: Дети делятся на команды: одна называет орудия труда, а другая – профессии.
«Не ошибись» Дидактическая задача : Уточнять, закреплять знания детей о разных видах спорта; воспитывать желание заниматься спортом, развивать находчивость, сообразительность, внимание. Игровое правило : Выигрывает тот, кто первым сложил картинку(из шести частей) об одном виде спорта. Ход игры : У воспитателя карточки с изображением различных видов спорта: футбол, хоккей, волейбол, гимнастика, гребля. Игра проводится по типу разрезных картинок, но только разрезаны они иначе – в середине картинка со спортсменом. Надо подобрать спортсмену все необходимое для игры. По этому принципу можно провести игру, в которой дети будут подбирать орудия труда к разным профессиям
«Так бывает или нет?» Дидактическая задача : Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. Игровое правило : Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает. Ход игры : Воспитатель объясняет правила игры: - Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то ,чего не бывает. Кто заметит, тот пусть после того как я закончу, скажет, почему так не может быть. «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали горку из снега и стали кататься с нее на санках» Дети придумываю сами небылицы.
« Какое время года?» Дидактическая задача : Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления. Игровое правило : Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года. Ход игры : У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку. Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?»
« Назови одним словом» Дидактическая задача : Упражнять детей в классификации предметов Игровое правило : Назвать три предмета одним словом, кто ошибается, платит фант. Ход игры : Воспитатель объясняет правила игры: - Я назову слова, а вы назовите все одним словом: • стол, стул, диван, кровать – мебель • ложка, кастрюля, тарелка – посуда • автобус, маршрутное такси, грузовой автомобиль – транспорт • малина, клубника, черника- ягоды • роза, ромашка, василек – цветы
« Что было, если бы…?» Дидактическая задача: Обратить внимание детей на то, что вещи, «умные машины», служат человеку. Человек должен бережно относиться к ним, как к друзьям и помощникам. Игровое правило : Слушать вопрос воспитателя и отвечать на него. Ход игры : Воспитатель предлагает послушать отрывок стихотворения К.И.Чуковского « Федорино горе» - Почему все вещи убежали, ускакали от Федоры? (не заботилась о вещах, не ухаживала за ними). - А теперь давайте поиграем в игру. Будем загадывать загадки об отношении к вещам. Начну я. «Что было бы, если бы дети все игрушки раскидали, разломали? - А что было бы, если бы дети берегли игрушки, обращались бы с ними хорошо, не разбрасывали по углам, а убирали их после игры по своим местам? (ботинки не убрали на место, поставили посуду на подоконник и подул сильный ветер) Дети сами придумывают загадки.
"Что умеет делать?" Дидактическая задача : Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Игровое правило: Ведущий называет объект. (Объект можно показать, назвать или загадать с помощью загадки). Ход игры: В: Телевизор. В: Что может мяч? В: Что может светофор? В: Что может растение? В: Что может слон? В: Что может дождь? В: Что может дождь? В: Что может краска? В: Что может художник?
"Раньше - позже" Дидактическая задача : Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях Игровое правило: Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия). Ход игры В: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку? В: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше? В: Вы подошли к перекрестку. Что будете делать дальше, чтобы перейти дорогу? В: Вы сегодня живете в большом многоэтажном доме. Что было раньше? Всегда ли был здесь этот дом? В: Какая часть суток сейчас? В: А что было раньше? В: А раньше? В: А еще раньше? В: Какой сегодня день недели? В: А какой день недели был вчера? В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра
" Хорошо-плохо " Дидактическая задача: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Игровое правило : Ведущим называется любой объект, у которого определяются положительные и отрицательные свойства. Ход игры: В: Съесть конфету - хорошо. Почему? В: Съесть конфету - плохо. Почему? То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?". В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему? В: Огонь - это плохо. Почему? В: Листопад - это хорошо? В: Листья под ногами - плохо. Почему? В: Эта подвижная, ритмичная музыка хороша чем? В: Что плохого в бодрой ритмичной музыке?
«Из чего сделано?» Дидактическая задача : Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры. Игровое правило : Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала. Ход игры: Воспитатель проводит короткую беседу до начала игры, уточняет знания детей о том, что все предметы сделаны из разных материалов; вспомнить какие они знают материалы, а также сделанные из них вещи. Правила игры: Нужно на ощупь, узнать из чего сделан предмет, и рассказать о нем. Усложнение: Пройти по комнате, найти предметы, сделанные из разных материалов и положить их на поднос, который сделан из того же материала.
"Раз, два, три… ко мне беги!" Дидактическая задача : Упражнять детей в классификации предметов , : Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. Воспитатель или ведущий -ребенок затем анализирует ,не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы. Ход игры: В:"Раз, два, три, все, у кого есть крылья, ко мне беги!" В: "Раз, два, три, все, кто живет в поле, ко мне беги! В: "Раз, два, три, те, кто умеет петь, ко мне беги!" В: "Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!" К ведущему подбегают дети с изображением человека, птицы, цветка, ветра… Не подбегают дети с изображением трактора, земли, песка… В: "Раз, два, три, все, у кого есть листочки В: "Раз, два, три, все, у кого изображена мебель, посуда… ко мне беги!"
«На что похоже» Дидактическая задача : Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем. Игровое правило : Ведущий называет объект, а дети называют объекты, похожие на него (по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу).. Ход игры: В: На что похож абажур? В: На что похожа улыбка? В: На что похож половник. ? В: На что похож дождь? В: А душ какой бывает? В: На что похожа коробка цветных карандашей? В: На что похожа кисть? В: На что похож светофор? В: На что похожа иголка? В: На что похож звук "Р"? В: На что похожа мелодия вальса?
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/07/picture-212241-1478532592.jpg)
картотека дидактических игр по познавательному развитию дошкольников старшего возраста
21 век - век кибернетики, электроники. Ребёнок уже с раннего возраста тянется к мобильному телефону, компьютеру. Осознанно или спонтанно он нажимает кнопки электронного устройста? Что привлекает...
Картотека дидактических игр для познавательного развития в старшей группе
Интересные дидактические игры для познавательного развития детей в старшей группе....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/19/picture-655497-1439978718.jpg)
Картотека дидактических игр по познавательному развитию в старшем дошкольном возрасте
КАРТОТЕКА «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (средняя группа)...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) (вторая младшая группа)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР по познавательному развитию(ФЭМП)...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/05/picture-1295939-1607182344.jpg)
Картотека дидактических игр по познавательному развитию (подготовительная к школе группа)
Картотека дидактических игр по познавательному развитию (подготовительная к школе группа). Цель: Повышение познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) с п...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/02/picture-1301781-1609594745.png)
Картотека дидактических игр по познавательному развитию (ФЭМП) (старшая группа)
Упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его. Закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал....
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/02/picture-1467467-1680451063.jpg)
Картотека дидактических игр по познавательному развитию в старшей группе
Картотека дидактических игр по познавательному развитию для детей старшей группы детского сада...